Статья на тему "Игра - средство воспитания"
статья на тему

Домасевич Татьяна Анатольевна

Воспитательное значение игры и её влияние на развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА — ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Группы продленного являются важной формой общественного воспитания детей. Часы, свободные от выполнения учебных заданий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность, наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра - постоянная и неизменная спутница детства.

Воспитатель должен  знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом играющих для достижения педагогических целей.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Она помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Создать хорошую атмосферу бывает непросто. Техниками создания доброжелательной, творческой, спокойной атмосферы являются игры.

Игры – приветствия могут использоваться ежедневно и стать хорошим ритуалом, помогающим настроить всех на определённый лад. Если, например, взрослый ожидает от детей высокого уровня творческой активности, он может начать день с таких игр, как «Приветствие», «Короткое  приветствие», «Карусель». Настроить детей на то, чтобы слушать и понимать друг друга, можно с помощью «Приветствия английских школьников», «Я сегодня вот такой», «Повторение ритма». Если в течение дня планируется групповая работа, и необходима сплочённость коллектива, можно поприветствовать друг друга с помощью игр «Привет! Как твои дела?», «Здороваются

все , у кого …» и др. Создать спокойную, доброжелательную обстановку помогут «Гимн доброму утру», «Все, кто любит рисовать, здравствуйте!» и др.

Одним из важнейших компонентов общения является умение взаимодействовать с партнёром. Дети младшего возраста чаще всего ориентируются на собственные интересы, с трудом прислушиваются к мнению сверстника, предпочитая настаивать на своём. Либо, наоборот, полностью зависят от мнения и желаний сверстника, то есть являются ведомыми. Далеко не всегда детям без помощи взрослых удаётся договориться мирным путём.

Игры на развитие у ребёнка навыков общения и уверенности в себе помогут взрослому научить детей: внимательно относиться друг к другу, договариваться, прислушиваться к мнению партнёра, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия с партнёром по общению, использовать в общении мимику, пантомимику, жесты, уметь сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации, понимать интонацию.

Данные игры можно использовать на протяжении всего учебного года. Игры не предполагают активных движений, их можно проводить в то время, когда пространство игровой комнаты ограничено. Спокойный, уравновешенный настрой игр помогает настроить детей на спокойную волну.

Игры особенно актуальны в адаптационный период, но можно проводить их в группе детей и на протяжении всего учебного года для поддержания положительного эмоционального фона.

Игры существуют разные и попыток классификации игр немало.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.

Игры могут классифицироваться

- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги);

- по месту проведения (на воздухе, в помещении);

- по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);

- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные);

- по количеству участников (индивидуальные, командные);

- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);

- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).

Воспитатель, который использует в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

Статья "Русский традиционный фольклор как средство воспитания учащихся младшего возраста коррекционной школы 7 вида"

Статья о  значении использования русского фольклора для воспитания детей в начальной школе....

Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно ...