Статья "Народное творчество-средство нравственного воспитания школьников"
статья (3 класс) на тему

Мошкина Марина Николаевна

Презентация к уроку кубановедения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья из опыта работы18.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Народное творчество - средство  эстетического и нравственного воспитания учащихся».

Из опыта работы учителя начальных классов  МОУ-СОШ № 9

 Мошкиной Марины Николаевны.

        г.Армавир 2009г.


В своей педагогической деятельности я определила для себя два направления :

- интеллектуальное развитие учащихся;

- нравственное и эстетическое воспитание школьников через народное творчество.

          Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Патриотическое воспитание наших школьников начинается с изучения истории своей малой родины, ее традиционной народной культуры.

        В наше нелегкое время, очевидно каждому, как много потерял человек, порвав нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она соединяла каждого  человека с его  родом-племенем и с могучей природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общенародной жизни. В этом – глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая ценность народного творчества.

        Сейчас очевидно и то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее и является культура народная. Она  представляет собой органический сплав древних крестьянских традиций и высоких, учительных традиций христианства. Важнейшее достоинство народной культуры состоит в том, что в ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека, как  части мира, и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, доброты, верности слову, мужества, любви к отчей земле.

        Трудно переоценить благотворное воздействие этих идей на сохранение душевного здоровья ребенка – будущего взрослого, воспитателя следующего поколения детей. Рожденная крепким народом в практической, хозяйственной, трудовой жизни на земле народная культура сама по себе является уникальной комплексной системой трудового, нравственного, эстетического, физического воспитания.

        Уникальным предметом по источнику знаний о народном творчестве и потенциалу воспитания является кубановедение.                                                                                                                                                                                                                                                                                

 Шаг за шагом дети погружаются в мир добра, радости, любви,                                                                                                                                        знакомятся с древними обычаями предков, произведениями устного народного творчества кубанского народа. Кубань – это среда, окружающая ребенка, и она способствует усвоению знаний о близком человеческом и природном окружении каждому ребенку.

        Связь изучаемого материала с жизненным опытом ребенка обогащает содержание образования. На каждом этапе изучения предмета «Кубановедение» стараюсь использовать знания из приобретенного опыта детей и их близких родственников. Семьи моих учеников с удовольствием участвуют в изучении кубановедения и помогают в исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся начальной школы находятся в постоянном  поиске, часто чувствуют себя исследователями, учеными. Этот вид творческой работы на содержании краеведческого материала, надеюсь, спасает их от равнодушия к себе, другим, природе.

        Уроки удачно продолжаются на экскурсиях в природу, посещениях выставок, музеев. Они  значительно наполняют знания эмоциональным проживанием своей сопричастности к судьбе своих земляков. Само по себе посещение музеев для детей – колоссальное событие. Но оно становится ярче и оставляет больше следа в памяти, если связано с темой урока по кубановедению. Например, изучение темы «Без прошлого нет настоящего» сопровождается посещением музея.

        Вот некоторые темы уроков, на которых можно применять посещение музея:

- Кубанские умельцы.

-Вещи рассказывают о прошлом.

-История в архитектуре.

-Народные ремесла.

-Одежда жителей Кубани.

-Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

        Экскурсии получают логическое продолжение на уроках: обсуждаем, анализируем, учимся слышать, понимать и принимать разные точки зрения одноклассников.

        

Содержание урока  обогащаю культурологическим материалом. История Кубани становится более понятной ученикам начальных классов, если использую информацию о традиционной народной культуре, этнографии кубанских казаков. Традиционная народная культура отвечает на главные  вопросы человеческой жизни: во что верить, как и ради чего жить, к чему надо стремиться. Наша  Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двух с половиной веков взаимодействовали, взаимопроникали друг в друга элементы культур русского, украинского, кавказких народов. Использование параллельно этнографического и исторического материала значительно повышает воспитательный потенциал уроков кубановедения.

        С увлечением изучаем с учащимися  семейные традиции. Ребята увлеченно по крупинке собирают информацию о своих предках, составляя «фамильное дерево». Знакомлю детей с событиями Великой Отечественной войны, с мужеством и героизмом защитников Родины, и учащиеся продолжают рассказывать о своих дедах и прадедах, защищавших наш край.

        Уделяю большое внимание освоению народных ремесел. Учу детей не просто делать куклу в национальном костюме, а приглашаю их в мир кубанского этноса. Знакомлю с традиционными представлениями и верованиями, с культурой народа. Существует на Руси добрый, светлый, весенний обряд – Закликание весны. Нравится он детям тем, что это весело, увлекательно. Издавна было принято выпекать к этому празднику из пшеничного теста маленьких жаворонков, но с учащимися можно заменить пшеничное тесто на соленое и процесс создания птичек, на уроках труда, будет не менее увлекательным.

        Чтобы человек был добрым хозяином своей земли, он должен хорошо знать эту землю. Потому что любить Родину – это, прежде всего, хорошо знать ее.

Психологические особенности детей младшего школьного  возраста, их природная любознательность, расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса.

Краеведческая работа не может не заинтересовать учителя, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Главными ее целями являются обогащение духовного мира детей, формирование нравственных чувств и любви к Родине, развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно – историческими ценностями родной Кубани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Нравственное воспитание школьников"

Программа направлена на формирование таких качеств личности у детей с интеллектуальными возможностями здоровья как: осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали, кул...

Нравственное воспитание школьников

Девиз каждого учителя «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше? Учитель – это наставник. В его труде – радость творчества, сила духа и способность сопереживания....

Нравственное воспитание школьников

Нравственное воспитание школьников осуществляется в разных сферах их  жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влия...

Духовно-нравственное воспитание школьников

.В данной статье рассказывается о проблемах духовно-нарвственного воспитания школьников в соответствиии с новым ФГОС НОО 2-го поколения...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...