Нравственное воспитание школьников
статья по теме

Нравственное воспитание школьников осуществляется в разных сферах их  жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватно.Систематическое,целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                 Нравственное воспитание младших школьников.

Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У  воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.  

       Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых разных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной  личности происходит в школе, в детском коллективе.        

.      В нравственном воспитании детей весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Воспитание нравственных чувств у подрастающего поколения требует специальной работы, разных приемов и методов воздействия, организации жизни и деятельности детского коллектива. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной  деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.  

         Для воспитания любого нравственного качества, характеризующего отношения школьников к обществу, труду, к людям, к самому себе применяются различные методы и средства нравственного воспитания. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, экскурсии, игра, классные часы, трудовая деятельность, процесс обучения.

         Учащиеся младших классов с большим удовольствием включаются в творческие или ролевые игры. В игре ребята учатся оказывать помощь товарищам, переживают за успехи коллектива. Именно в игре у ребенка начинают возникать моральные чувства, в тот момент, когда он совершает благородные поступки.                    

       Этическая беседа широко применяется в работе с учащимися разных возрастных групп.  Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках,  ведь  в процессе этической беседы, нужно заинтересовать каждого учащегося, чтобы они активно участвовали в обсуждении нравственных проблем и сами подходили к определенным выводам, нужно учить отстаивать свое личное мнение, уметь убеждать своих товарищей.

Примерные темы этических бесед:

1. Совесть.

2. Умей уважать других.

3. Друг познается в беде.

4. Умей быть самим собой.

И т. д.

        В начальной школе провести нравственный классный час непросто. Ребятам  трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания.  Поэтому нравственный классный час должен  строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко, интересно и свободно.

           Главные цели классного часа:

  1. Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок
  2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
  3. Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
  4. Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Необходимо помнить о том, что нравственный классный час у младших школьников должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

 Основой для подготовки нравственного часа у младших школьников могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства.

Для выявления и формирования направленности личности ребенка, различных форм сопереживания  в словесном плане рекомендуется использовать ситуации морального выбора. Например: Ситуация 1.

.Б. Заходер «Вежливый Индюк».

Объявился в доме вдруг                                  

Очень вежливый индюк.

Раз по 30 в день, не реже,

Он кричал: «Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости –

Поучитесь вежливости!        

Я и сам, - кричал Индюк, -

Доктор вежливых наук.

 И жена моя – пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

 Видно, что воспитана.

Не стесняйся, ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

 Говори: «Приду, спасибо».

Ты не будь свиньей, свинья.

Ждет тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло.        

Как ни бился он, однако

К индюку никто не шел –

 Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья., ни Осел.

Посинел Индюк от злости,

Не идут нахалы в гости.

Зря пропали все труды!

Все они балды - балды.

И добавил с высоты

 Своего величия:

 «Не усвоили, скоты,

 Правила величия!»

- Понравился ли вам Индюк?

- Можно ли назвать его вежливым?

- Почему к нему не пришли гости?

Ситуация 2.

      Сценка «Пуговица» В. Осеевой.

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.

-А что бабушка, - спросила она,- все ли мальчики и девочки умеют  пришивать свои пуговицы?

-Вот уж не знаю, Танюша: отрывать пуговицы умеют и мальчики, и девочки,    а пришивать-то все больше достается бабушкам!

- Вот как! – обижено сказала Таня, - А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

- Права ли Таня?

Ситуация 3.

   -А теперь давайте решим все вместе задачу.

     Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему мальчик допустил три ошибки. Ответьте, какие.

(1. Должен был не кричать, а спросить спокойно «Скажите, пожалуйста, который час?»

2.Не «часов», а «который час?»

3. После ответа взрослого надо сказать «спасибо»

 - Еще одна задача: «Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька».

 « А ты как его зовешь?» – спросила мама,

« Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Скажите, права ли Галя

 Ситуация 4 «Чьи монетки?»(для выявления вербального морального выбора)

Детям рассказывается история о том, как мальчик (девочка), который очень хочет купить мороженое, неожиданно находит две монетки. Довольный, он направляется к киоску, но замечает плачущего сверстника, который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости.

Ситуация 5. «Геометрические фигуры»(для выявления вербального сопереживания, т.е. разделения чьих – либо переживаний в словесной форме).

Петя и Вова ходят в один класс. Однажды учительница попросила их вырезать геометрические фигуры для урока математики. Пете надо было вырезать только три фигуры, а Коле – шесть. Учительница сказала: «Тот, кто выполнит задание первым, может поиграть интересными игрушками» - и ушла. Когда Петя вырезал свои фигуры, Коля попросил его помочь, но Петя отказался и пошел играть.

После каждого рассказа детям предлагают ответить на вопросы: «Хорошо поступил Петя( Вова) или плохо?», « Как бы ты поступил?» Цель вопросов – выяснить, знает ли ребенок о существовании правил поведения, направленных на оказание помощи другим людям, считает ли для себя обязательным подчинение этим нормам

         Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.

        Чувства доброты, заботливости, любви к людям наиболее успешно формируются в жизни коллектива, в котором ведется интересная, содержательная деятельность, где каждый член коллектива испытывает жизнерадостное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Нравственное воспитание школьников"

Программа направлена на формирование таких качеств личности у детей с интеллектуальными возможностями здоровья как: осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали, кул...

Нравственное воспитание школьников

Девиз каждого учителя «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше? Учитель – это наставник. В его труде – радость творчества, сила духа и способность сопереживания....

Духовно-нравственное воспитание школьников

.В данной статье рассказывается о проблемах духовно-нарвственного воспитания школьников в соответствиии с новым ФГОС НОО 2-го поколения...

Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.

Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Не зря,Чем...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...