Главные вкладки

    Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.
    статья по теме

    Косолапова Валентина Геннадьевна

     

    Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа.

     

    Не зря,

    Чем дальше в будущее входим,

    Тем больше прошлым дорожим,

    И в старом  красоту находим,

    Хоть новому и принадлежим.

     

             Поэтому придерживаясь этих традиций, в нашей школе открыта экспериментальная площадка по воспитанию школьников  на этнокультурных  традициях и разработана программа  «Духовно- нравственного воспитания школьников на этнокультурных традициях народов России». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kosolapova_v.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Косолапова В.Г.- заместитель директора по УВР

    Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа.

    Не зря,

    Чем дальше в будущее входим,

    Тем больше прошлым дорожим,

    И в старом  красоту находим,

    Хоть новому и принадлежим.

            Поэтому придерживаясь этих традиций, в нашей школе открыта экспериментальная площадка по воспитанию школьников  на этнокультурных  традициях и разработана программа  «Духовно- нравственного воспитания школьников на этнокультурных традициях народов России».

            Эта программа  связана  с учебной и воспитательной работой школы.

    Главная задача национальной школы заключается в воспитании любви к родному краю, к своей малой родине, к её корням и традициям. А любить свой край – значит знать о крае всё: историю, географию, культуру, многовековые традиции и обычаи. Все эти знания формируются с раннего детства. Поэтому большое значение приобретает в школе вопрос этнокультурного воспитания школьников.

    В нашей школе 45 учащихся среди  них обучаются и русские и мордва. С раннего детства  школьники воспитываются  на образцах национальной  культуры, на традициях своего этноса. Поэтому наша школа старается  формировать интерес и воспитывать уважение детей к культурным ценностям и своего и других  народов России.

            Педагогический коллектив школы пришел к пониманию того, что необходимо пересмотреть цели и задачи  воспитания, выстроить воспитательную систему, основанную на традициях близких для наших школьников народов, приобщая ребенка к национальной культуре.

            На уроках, внеклассных мероприятиях идет знакомство с традициями и обычаями, народными   промыслами  мордовского народа. Учителя пробуждают  интерес к истории и искусству родного края, учат  самостоятельно находить необходимую информацию о растительном и животном мире, достопримечательностях и известных людях республики, района и  села.

            Чтобы добиться поставленных целей, воспитательную работу ведем в трёх направлениях:

    Первое. Использование регионального компонента на уроках.

    Оно связана с изучаемой темой на уроках и повседневной жизнью. Учитель – предметник  всегда имеет возможность привести примеры из жизни, традиций своего родного села, известных земляков. Например, поэзия  национального поэта Якова Кулдуркаева, изучается по программе,  и учитель имеет  возможность пригласить на уроки родственников, которые в живую расскажут о тяжелой жизни поэта и посетить его могилу. Или, например, когда говорим о достижениях мордовских спортсменов на мировых чемпионатах, не забываем упомянуть о том, что тетя Ирины Станкиной это Александра Самсоновна Шульгова – Станкина живет в нашем селе и всегда может рассказать об Ирине. И таких примеров множество.

    Второе. Проведение внеклассных мероприятий, направленных на этнокультурное воспитание :

    Визитной карточкой этнокультурной программы школы можно назвать работу  фольклорного  ансамбля  «Килейне», руководитель которой является  Булыгина Л.С.

     Ансамбль и его солисты являются участниками фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», Районного и республиканского конкурса «Живи, народная душа!», «Я люблю тебя, Россия!», «Масторава!», межрегионального конкурса  «Од вий!», конкурса фольклорных ансамблей на приз газеты «Вперед» и других.

    Большая работа по накоплению материала о национальных традициях, о лобаскинских самородках проводится на занятиях кружка «Истоки», руководителем которого является Русяев С.В.. Благодаря этой работе наша школа хранит произведения живописи местных художников Ивана  Лесова, Михаила Кильдюшкина и мастериц  Анастасии Николаевны  Салминой, Раисы Егоровны  Автаевой, собирателей  национального  фольклора Суняевой Альбины Васильевны, Боклачевой Евдокии Ивановны и других.

    Третье. Туристическо-краеведческая работа.

    Школа должна помочь ребёнку  влюбиться в место, где живет. Дети в летний период посещают исчезающие  сёла:  Гаваево (6 жителей), Лига (2 жилых дома), родники,  совершили экскурсии в Саранск по историческим местам, в национальный музей, в музей С. Эрьзи,  встречаются на фестивалях дружбы народов Поволжья в 25 Тольяттинской школе.   За основу воспитания мы предлагаем формулу Дом - школа - село и его окрестности - страна — мир.

    Включая в план работы школы этнокультурную тематику, мы хотим воспитать настоящих патриотов своей малой родины, своего края. А это невозможно без связи семьи и школы. Только при сотрудничестве можно вырастить настоящих граждан России, способных освоить ее огромные культурные ценности.

    Важно, чтобы эта работа, организованная под началом Русяевой Людмилы  Сергеевны, продолжалась в нашей школе и была подхвачена  школами района.

     Благодарю за внимание.

    Поздравляю всех с началом нового учебного года!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

    Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

    Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

    I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

    Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.

    Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...

    Проект "Традиции как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в интернате семейного типа"

    Проект этнокультурной направленности. Состоит из трех блоков. ! блок - "Бытовая и обрядовая культура народа ханты". 2 блок - "Народное творчество". 3 блок - "Край родной, наве...

    Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

    Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...

    Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

    Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...