Проект "Традиции как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в интернате семейного типа"
проект на тему

Бессонова Светлана Николаевна

Проект этнокультурной направленности. Состоит из трех блоков. ! блок - "Бытовая и обрядовая культура народа ханты". 2 блок - "Народное творчество". 3 блок - "Край родной, навек любимый".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bessonova_grigoreva.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 Школа с Аксарка

Структурное подразделение  - интернат

Утвержден

Протокол заседания ШМО

№ ______от «______» ___________2017 г.

Руководитель_______________/_______________________/

ПРОЕКТ 

«Традиции как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в интернате семейного типа»

 

 

Тип проекта:   социально-педагогический

Разработчики:  воспитатели  Бессонова С.Н. и Григорьева Э.Л.

Реализаторы проекта

 семья рода Салиндер и семья рода Тайшиных  

интерната МОУ Школа с. Аксарка

Срок реализации:  сентябрь 2017 – май 2019г.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России. В частности коренные малочисленные народы Крайнего Севера.

Все чаще говорится о том, что традиции, культура малочисленных народов исчезает. И именно поэтому создаются организации по восстановлению традиций коренного населения. Создаются краеведческие музеи, танцевальные ансамбли, археологические кружки, в школах изучается традиционная культура своего народа, возрождается язык, проходят различные семинары, конференции.

Большую роль в воспитании играет приобщение детей и подростков к истокам традиционной культуры этносов, проживающих рядом, на территории “малой” родины, региона, страны.

Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи. Очень важно вовлечь детей в активное изучение родного края, его культуру, традиции своего и других народов, сформировавших региональное своеобразие культурных традиций.

Государственные образовательные стандарты нового поколения в качестве основной цели образования провозглашают формирование Российской (гражданской) идентичности на основе этнокультурной идентичности, что предполагает формирование уважения к культурному наследию России (через уважение к культурному наследию малого этноса); любви к Родине (через любовь к малой Родине), уважения ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды; морально-нравственной позиции личности.

Одной из самых интересных страниц в истории Севера является история культуры коренного народа ханты.

Знакомство с национальным эпосом позволяет детям сделать вывод о вечности ключевых нравственных категорий, свойственных для любой этнической общности, помогает увидеть мир ощущений северного народа, уклад его жизни, отношение к природе, любовь и преклонение перед ней как перед источником жизни. Прикосновение к своей среде, проникновение в мир быта дают возможность подрастающему поколению воспринимать себя не единственными жителями Земли, а личностью, сопричастной со многими национальными группами, их духовным миром и культурными традициями. Особенно значимо это становится в подростковом возрасте: по мнению психологов, часто упускается из виду, что процессы негативизма у подростков протекают на фоне развития социально-положительных чувств, связанных с добрыми побуждениями, стремлением к доброжелательности в общении с окружающими.

Великолепно об этом сказал В. Белинский: “Каждый народ, своеобразно своим характером, происходящим от местности, от единства или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических обстоятельств, при коих она развилась, играет в великом семействе человеческого рода свою особенную, назначенную ему роль, и вносит в общую сокровищницу его успехов на поприще самосовершенствования, свою долю, свой вклад”.

Цель:

 Формирование прочного фундамента в освоении детьми собственной национальной культуры.

Задачи:

 1.  Воспитать этнокультурно - ориентированную личность воспитанника, формировать национальное самосознание, развивать у ребенка   общечеловеческие ценности, понимание  роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

2.   Формирование  представления о национальной хантыйской культуре, как явлении органично слитым с хозяйственной семейно-бытовой жизнью северного народа, определяемым этой жизнью и традиционными мировоззренческими установками народа.

 

3. Заложить основы для усвоения фундаментальных этико-эстетических понятий народа ханты обеспечивающих преемственность и воспроизводство национальной культуры в наше время.

Эти задачи определяют структуру и содержание  проекта, который ориентирован  на работу с материалом, выявляющим архетипы человеческого сознания, воплощенные в разных формах и видах народного рукотворного и нерукотворного творчества.

Проект должен  содействовать делу сохранения родного языка и культуры северного народа, пропагандировать традиционные, а не только профессиональные формы культуры.

Основная направленность проекта состоит в том, чтобы донести до воспитанников всю красоту культуры коренного населения проживающего на территории Ямала.

Изучение ментальности народа - это не только важный и универсальный компонент развития и воспитания личности, но и попытка помочь в возрождении национальной культуры малых народов.

Объектом познания в подростковом возрасте становится человек и его внутренний мир. Появляется большая восприимчивость к усвоению норм, ценностей поведения, присущих миру взрослых. Данное новообразование учитывалось при разработке  проекта. В первую очередь, это создание особой атмосферы педагогического взаимодействия воспитанников и педагога, организация таких форм этого взаимодействия, в которых будет возможно осознание детьми всей сложности и многообразия человеческой культуры.  

Актуальность проекта.

Одна из актуальных проблем современности  - воспитание нравственно – патриотических чувств у детей, как основа развития личностных и гуманных качеств у подрастающего поколения.

         В наше время это особенно необходимо для формирования в детях уважительного отношения к разным национальным формам культуры. Поэтому, в последние годы мы все чаще обращаемся к народному опыту как средству всестороннего  воспитания детей, как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях народной культуры различных этносов, входящих в состав Российской Федерации. Сегодня можно констатировать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности.

Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера, была приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи, оберегаются в обычаях, религиозных верованиях, праздниках, игрушках. Воспитанники нашей семьи - дети из тундры, родители которых ведут кочевой образ жизни. В тундре они живут по своим традициям, обычаям и  наша задача - продолжить и сохранить традиции и обычаи народа ханты.

Это ТВОЯ малая родина – говорим мы детям, когда знакомим с родным краем. «ЧЕЛОВЕК, который знает историю своих предков, вырастет добрым, умным, справедливым» - говорят родители, читая литературу своим детям.

          У детей возникает интерес к образу жизни коренных народов ханты,  и  возникают естественные вопросы о жизни и быте коренных народов, о сказках и мифах, легендах и обрядах.  

Мы - взрослые, обязаны создать условия для детской поисковой деятельности, которые будут способствовать обогащению    внутреннего мира и расширению знаний о малой  Родине, а также  формированию волевых качеств, активности, любознательности, отзывчивости, способности решать интеллектуальные задачи, развитию творческого потенциала.

Основные принципы построения и реализации  проекта:

  • принцип реализации разнообразных детских интересов;
  • принцип развития в каждом воспитаннике – желание стать лучшим, знать больше, познать себя;
  • принцип сотрудничества воспитанников и педагогов при подготовке и проведения КТД;
  • принцип определения результата; 
  • целостности – в программе соблюдены: единство обучения, воспитания и развития;
  • гуманизации – учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • деятельности подхода – любые знания приобретаются воспитанниками во время активной деятельности. 

Проект  рассчитан на один год. Участники  реализации проекта воспитанники, родители, педагоги интерната.

Теоретическая и практическая значимость  проекта заключается в разработке содержания и дидактических материалов  для воспитанников  интерната семейного типа, нацеленных на знакомство с традиционной культурой народов Севера, обосновано программно-методическое обеспечение цикла занятий по изучению хантыйской национальной культуры. Запланированы экскурсии, встречи, участие в конкурсах, КТД, викторины и творческие занятия.

Предполагаемые результаты:

  • Проект обеспечит развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной хантыйской и ненецкой культуре;
  • разовьет индивидуальные задатки и способности воспитанников, сформирует веру в свои способности и собственную успешность;
  • адаптирует к социальной среде;
  • создаст условие для материальной заинтересованности воспитанников;
  • вовлечет в активный здоровый досуг, тем самым отвлечет воспитанников от злоупотребления ПАВ, правонарушений, вредных привычек.

 Основные блоки проекта:

1   блок. «Бытовая и обрядовая культура народа ханты»

1.1   Жилище народа ханты.

1.2  Обрядовые праздники.

1.3  Богатый и разнообразный северный фольклор (Героические сказки, сказания, бытовые сказки, сказки о животных. Загадки, пословицы, поговорки, запреты. Легенды, предания, мифы).

2 блок. «Народное творчество»

 «Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам работы придут какие-то другие формы, - нет, эти другие формы должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция в творческом воспитании - это традиция постоянного принудительного обновления изобретения и развития».

                                                                                                     (Л.А.Соловейчик)

2.1  Народная кукла.

2.2  Природа орнаментального искусства. Культурологическое и эстетическое своеобразие орнаментики.

3 блок.  «Край родной навек любимый»

3.1 Священные животные народа ханты

3.2 Лекарственные растения Севера

1 блок «Бытовая и обрядовая культура народа ханты»

Цель:  Развитие познавательных способностей детей  через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально — ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

Должны знать

  1. Кто такие Ханты (историю малого этноса).
  2. Прошлое и настоящее расселение нации.
  3. Обычаи, обряды и фольклор народа ханты.
  4. Название селений Приуральского района, хантыйских родов.
  5. Способы изготовления оберегов.
  6. Такие понятия как притча, заговор.
  7. Составные части чума.

2 блок    «Народное творчество».

Цель:    Документально изучить и практически проверить  значение  хантыйской куклы в жизни коренных народов севера.

Предмет исследования: условия развития хантыйской куклы в жизни народов Севера.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой успешное исследование значения хантыйской куклы в жизни народов ханты детьми будет осуществлено, если  будет документально изучена и практически проверена  роль  хантыйской куклы в жизни коренных жителей, включающая  следующее  содержание:

-специальная организованная среда для осуществления детской исследовательско - поисковой деятельности;

-активные формы и методы взаимодействия, что позволяет сформировать необходимые теоретические знания, практическую готовность  в осуществлении детской исследовательско - поисковой деятельности;

Методы: теоретические (анализ и синтез),  эмпирические (изучение опыта, первоисточников, изучение продуктов национального творчества, беседы, наблюдение, сравнение, описания, объяснения, методы обработки результатов исследования)

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, методами исследования сформулированы следующие задачи:

1.  Сформировать представления у воспитанников о традиционной игрушке обских угров. 

2. Показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре народов  ханты и манси. 

3. Воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям.
4.  Развитие  мелкой моторики  пальцев рук при обучении изготовления куклы.

5.  Развитие интереса  к  коллекционированию.

 6. Развивать у воспитанников творческие и физические способности, логическое мышление и эстетический вкус. 

Должны знать:

  • правила по ТБ;
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани, бумаги, картона и других материалов;
  • правила общения;
  • санитарно-гигиенические требования;
  • особенность материалов и приспособлений;
  • экономичные способы расходов материалов;
  • особенности национального декоративного искусства;
  • виды северных национальных кукол, особенности их изготовления;
  • виды славянских национальных кукол, их названия, особенности их изготовления;
  • виды хантыйских орнаментов, их элементы, отличительные особенности, цветовую гамму.

Должны уметь:

  • работать с иглой, ножницами;
  • подбирать материал, учитывая его фактуру, цвет;
  • раскраивать, шить и оформлять модель;
  • самостоятельно шить кукол изученных видов;
  • красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить куклу;
  • правильно размещать элементы узора при построении композиции

3 блок «Край родной навек любимый».

Цель раздела – воспитание этического, нравственного и практического отношения к природе, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами. Формирование  чувства гордости за свою малую Родину, её историю, культуру, народ. показать взаимосвязь человека с природой и их взаимозависимость, опираясь на традиции и обычаи народов ханты и ненцев.

Задачи:

 

  • воспитывать национальную гордость, чувство сопереживания за природу родного края;
  • способствовать формированию и углублению мотивации экологически целесообразной деятельности детей в природе;
  • обогащать представления об окружающем мире, пополнить знания детей о природе родного края, экологических проблемах Приуралья;
  • формировать культуру поведения в тундре, поддерживать интерес к живой и неживой природе тундры, развивать наблюдательность;
  • учить детей быть ответственными за свои поступки;
  • способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение) посредством экологической деятельности;
  • развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального использования природных ресурсов;
  • прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
  • показать взаимосвязь человека с природой и их взаимозависимость, опираясь на традиции и обычаи народов ханты и ненцев;
  • воспитывать национальную гордость, чувство сопереживания за природу родного края;
  • способствовать формированию и углублению мотивации экологически целесообразной деятельности детей в природе;
  • обогащать представления об окружающем мире, пополнить знания детей о природе родного края, экологических проблемах Приуралья;
  • формировать культуру поведения в тундре, поддерживать интерес к живой и неживой природе тундры, развивать наблюдательность;
  • учить детей быть ответственными за свои поступки;
  • способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение) посредством экологической деятельности;
  • развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального использования природных ресурсов;
  • прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Учащиеся должны знать:

  • связь между человеком и природой;
  • экологическую ситуацию в своем  селе, районе, округе;
  • исчезающие растения и животные своей местности;
  • правила поведения в природе;
  • основы экологической культуры;
  • особенности природы своего края;
  • группы растений и животных тундры;  
  • особенности труда людей наиболее распространенных профессий коренных народов Севера.

Учащиеся должны уметь:

  • работать со справочной литературой;
  • вести наблюдения в природе;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • изготовлять кормушки для птиц;
  • оформлять результаты своей деятельности в портфолио;
  • различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • различать изученные растения, животных тундры;
  • вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
  • ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
  • проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Ожидаемые результаты.

     В результате реализации проекта по экологическому воспитанию школьников будут заложены основы сознательного отношения к природе, понимания взаимосвязи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от воздействия внешних факторов деятельности человека.    Дети будут знать священных животных северного народа, станут добрее, овладеют навыками ухода за растениями и птицами.

     В результате массовых форм экологического воспитания учащиеся будут с удовольствием выполнять работы по благоустройству и озеленению поселка, помещений и территории школы. Произойдет укрепление взаимосвязей школы, семьи и общественности.

     Основным критерием эффективности экологического воспитания явится широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.   

СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

1. «Бытовая и обрядовая культура народа ханты» (68 часов)

1.1. Обрядовые праздники

Знакомство с проблемой происхождения. Этнический состав, расселение, родовые племена, имена. Значение фамилий.

Обрядовые праздники и их значение. Вороний день. Медвежий праздник. Праздник трясогузки.  Проводы лебедя. Обряд гостевания.  Обряд рождение ребенка.

Практическая работа: Изготовление костюмов. Инсценировка обрядов.

1.2. Жилище народа ханты

Чум - мой дом!

 Составные части чума.

 Виды жилищ.

 Убранство чума.

 Хозяйка чума.

 Изготовление домашней утвари.

1.3   Богатый и разнообразный северный фольклор

Героические сказки, сказания, бытовые сказки, сказки о животных.

Загадки, пословицы, поговорки, запреты.

Легенды, предания, мифы.

2.  «Народное творчество»  (68 часов)

2.1 Изготовление народных кукол

Виды кукол.

Материалы для изготовления кукол

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами

2.2 Виды одежды. 

Способы орнаментирования одежды.

 Цвет, форма, многообразие орнаментов.

Чтение орнаментов.

Практическая работа: Изготовление суконной ягушки, тучана. Плетение орнаментов из бисера. Плетение национальных поясов.

3.  «Край родной навек любимый» (68 часов)

3.1 Священные животные народа ханты.

Знакомство с праздниками, связанными с птицами и животными.

Знакомство со священными животными.

Животные, занесенные в Красную книгу.

3.2 Лекарственные растения Севера.

Знакомство с лекарственными растениями края.

Чем лечились наши предки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

 Том числе

Образовательный

продукт

Теоретические

Практические

1

1.1

«Бытовая и обрядовая культура»

Знакомство с проблемой происхождения

Этнический состав, расселение, родовые племена

Значение фамилий.

Обрядовые праздники и их значение

  • Вороний день.
  • Медвежий праздник.
  •  Праздник трясогузки.
  •  Проводы лебедя.
  • Обряд гостевания.
  • Обряд рождение ребенка.

68

3

4

6

5

5

5

5

5

5

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

5

4

4

4

4

4

4

Структурно - логическая схема

Создание презентации

Генеалогическое древо рода Тайшиных

Инсценировка обрядов.

Изготовление костюмов.

1.2

Жилище народа ханты 

Чум - мой дом!

Виды жилищ.

 Составные части чума.

 

 Убранство чума.

 Хозяйка чума.

 Изготовление домашней утвари.

Исследовательская работа

Жилища разных малочисленных народов

3

2

2

6

6

1

1

1

2

1

1

6

6

Создание презентации

Изготовление покрышек чума, постельных принадлежностей, утвари .

Создание презентации

Защита работы

1.3

Богатый и разнообразный северный фольклор

Героические сказки, сказания, бытовые сказки, сказки о животных

Загадки, пословицы, поговорки, запреты

Легенды, предания, мифы

2

2

2

1

1

1

1

1

1

 Включать сказки, легенды, пословицы, поговорки в проводимые  КТД

2.

2.1

 «Народное творчество»

Изготовление народных кукол

Виды кукол.

Материалы для изготовления кукол

История народной куклы,

 традиции, обычаи, связанные с куклами

Изготовление народной куклы

68

2

2

2

2

20

2

2

2

2

20

 Презентация

 Презентация

Создание выставки в комнате  творчества

2.2

Виды одежды. 

  • Способы орнаментирования одежды.

  • Цвет, форма, многообразие орнаментов.

 

  • Чтение орнаментов.

Исследовательская работа  на тему

« Орнаментация одежды у разных МНС»

10

10

10

10

2

2

2

6

6

6

10

 Создание презентации

Изготовление суконной  ягушки

Шитье тучана

Плетение поясов

 Плетение узоров из бисера

 Презентация.

Защита работы.

3

3.1

3.2

«Край родной навек любимый»

Священные животные народа ханты.

  • Знакомство с праздниками, связанными с птицами и животными

  • Знакомство со священными животными

  • Животные, занесенные в Красную книгу

Лекарственные растения Севера.

  • Знакомство с лекарственными растениями края

  • Чем лечились наши

Предки

  • Человек – часть живой природы
  • Оранжерея на своём окне
  • Исследовательская работа «Растения и животные  Приуральского района, занесенные в красную книгу»

68

5

5

10

10

10

10

8

10

5

5

5

5

5

5

8

5

5

5

5

8

10

Использовать материал при проведении КТД

 Создание презентации

Сбор гербария. Изготовление поделок и экспозиции из природного материала.

Конкурс на лучшую эмблему  «Юные экологи Приуралья»

Дидактические материалы к изучению программного материала

Особой атмосферы на занятиях можно достичь, используя музыкальное сопровождение: этническая музыка Музыкальное сопровождение уместно на вводном занятии, на занятиях коллективного творчества.

Вариантом творческих заданий может стать дизайнерская разработка костюмов героев героических сказаний, стилизованных костюмов: костюм вороны, медведя, и т.д. Задания могут быть иными, и выполнены в виде творческого проекта с процедурой защиты. Приготовленные эскизы или готовые костюмы можно использовать на литературном вечере, посвященном национальной поэзии, часах семьи, национальных праздниках.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А рано или поздно приведёт к исчезновению и самих народов. Учитывая всё это и то, что в настоящее время проблема сохранения культуры, национальных традиций народов России стала актуальной, возникла необходимость в дополнительном обучении, воспитании учащихся.

При организации занятий воспитатель может опираться как на привычные формы и методы работы (игра, экскурсии, беседы), так и на нетрадиционные - все зависит от творческого подхода педагога. Залогом успеха занятий является доброжелательная атмосфера, дружеские отношения между членами коллектива. Основными методами является словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрация, презентации), практические (познавательные игры, инсценировки, погружение в прошлое) и исследовательский метод, который даёт детям первые элементарные сведения о приёмах и способах научного поиска. Предусматривает творческое усвоение знаний, что важно в современной школе. Все занятия, модифицируя, можно “приспособить” для детей любого возраста. 

Воспитателю необходимо опираться на знания детей полученных от своих родителей. Необходимо применять игровые ситуации. Особые чувства у детей вызывает просмотр фильмов, фотографий о родном крае. Нужно предложить детям проведение КТД, используя фольклор, стихи, сказки  народа ханты.

Дети с увлечением занимаются бисероплетением, работой с сукном и мехом.

При творческом подходе педагог может добиться значительных результатов в деле приобщения детей к свой культуре - культуре народа ханты.

ЛИТЕРАТУРА для воспитателя.

1. Попов, Ю.И.Слово о Ямале. Документально этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в 20 веке: учеб. пособие для ст.кл. общеобраз. учрежд./Ю.И.Попов, Н.В. Цимбалистенко. - СПб.: филиал издательства Просвещение, 2004 .-222с.

2. Кудрявцев, В.Т. Ребёнок и декоративно- прикладное искусство обских угров/В.Т.Кудрявцев., Р.Г.Решетникова. – М.: ИКАР, 2003,-208с.

3. Бугаева, А.Л.Традиционная педагогическая культура хантов и манси/ А.Л. Бугаева. - СПб.: изд. Дом Светлячок, 1997. – 152с.

4. Кузнецова, Т.В. Народное художественное творчество: исторические традиции и современные эстетические проблемы. /Т.В. Кузнецова. - М.:Знание,1985. - 64с.

5. Волдина, Т.В. Хантыйский фольклор: история изучения./Т.В.Волдина. - Томск: изд. Том. ун-та, 2002. - 258 с.

6. Народы Северо-Западной Сибири /под ред. Н.В. Лукина./Н.В.Лукин. - Томск: изд. Том. ун-та, 2002. - 214 с.

7. Сирелиус, У.Т. Путешествие к хантам./У.Т. Сирелиус. - Томск: изд. Том. ун-та, 2001 - 344с.

8. Лапина ,М.А. Этика и этикет хантов./М.А.Лапина. - Томск: изд. Том. ун-та,1998. – 114с.

9  Кулемзин, В.М. Знакомьтесь: ханты./ В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. - Новосибирск: Наука,1992. - 136 с.

10. Сязи,А,М Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья/ А.М Сязи.- Томск.: изд. Том. ун-та, 2000.-248 с

11. Мифология, фольклор и литература Ямала: хрестоматия 5-7 классы/ составители Ю.И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. - Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2002.-265 с.

12..Буковский, П.Б. Игры, занятия по формированию экологической культуры мл. школьников. /П.Б. Буковский.-   М., Владос.2002 .- 180с.

13.Дайн, Г. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии / Г. Дайн, М. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.

Литература для детей.

1.Мифология, фольклор и литература Ямала: хрестоматия 5-7 классы/ составители Ю.И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. - Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2002.-265 с.

2. Волдина, Т.В. Хантыйский фольклор: история изучения./Т.В.Волдина. - Томск: изд. Том. ун-та, 2002. - 258 с.

3.Кудрявцев, В.Т. Ребёнок и декоративно- прикладное искусство обских угров/В.Т.Кудрявцев., Р.Г.Решетникова. – М.: ИКАР, 2003,-208с.

4. Сязи, А, М Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья/ А.М Сязи.- Томск.: изд. Том. ун-та, 2000.-248 с

5. Аверьянова, К.Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов / К.Н. Аверьянова. – СПб.:ООО Мирал, 2006. – 56 с.8

6.Ткачук, Т.М. Тряпичные куклы / Т.М. Ткачук. – М.: АСТ, Сталкер, 2008. – 32 с.

7.Приходько, М.С. Хомани: книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды / М.С. Приходько, О.Б. Приходько. – СПб.: изд. Дом Светлячок, 2002. – 224 с.

 8. Плешаков, А.А. Природоведение. Программы общеобразовательных учреждений. / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2002.- 160с.: ил.

 9. Попов, Ю.И. Слово о Ямале. Документально-этнографические, Публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в 20 веке: учеб пособие для ст. кл. общеобраз. учрежд./ Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко,- СПб.: филиал изд. Просвещение, 2004.- 222с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Презентация к уроку "Семья - важнейший институт духовно-нравственного развития"

Условия существования семьи, составление семейного древа...