«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»
методическая разработка (1 класс)

«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniemicrosoft_office_word_3.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сатинская средняя общеобразовательная школа»

«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»

Илясова Н. Н. учитель начальных

Классов МБОУ «Сатинская СОШ»

Сатинка 2021

Если ребенок родился и рос

На родной стороне среди русских берез

Слушал русские песни, колядки справлял,

С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным на Земле.

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.

Сегодня, когда в российском обществе происходит глобальная переоценка многих нравственных ценностей, идет активный поиск новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения, духовно-нравственное  воспитание не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная национальная культура.

Через народные традиции происходит приобщение подрастающего человека к национальной народной жизни, воспитание положительного отношение к ней, сохранение преемственности поколений.

В этой связи особо важными становятся следующие  задачи воспитания:

1) воспитывать учащихся через народные игры, забавы стремление к социальным отношениям, общению, добротворчеству;

2) обогащать и активизировать словарь ребенка элементами фольклора;

3) включать народную атрибутику (народные костюмы, музыкальные инструменты и т.д.) в повседневную деятельность детей;

4)  воспитывать у детей желание самостоятельно применять полученные знания умения и навыки.

Предлагаю вам свой небольшой опыт приобщения младших школьников к фольклорным традициям.

 Изучая народный фольклор и народное искусство дети многое могут узнать о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность. Опираясь на анализ собственного и передового педагогического опыта, хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным народным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Задача ненавязчиво и бережно вводить своих учеников в мир фольклора.

 Загадки, считалки, скороговорки, песни - неотъемлемая и наиболее органичная часть детского быта. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию.

Произведения устного народного творчества помогают проводить на уроках фольклорные праздники и драматизации русских народных сказок. Важно также познакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как бережно их собирали и записывали.

Русские народные песни, обряды, игры, праздники расширяют общий кругозор и повышают культурный уровень наших детей. 

Народный фольклор - мощное средство нравственного и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей подлинное чувство юмора, формирует логическое мышление.

Следует выделить основные формы приобщения детей к национальному культурному наследию, используемые на уроках народного творчества: 

- знакомство с малыми формами устного народного творчества;

- праздничные посиделки;

- познавательные беседы;

- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

- знакомство с экспозицией местного краеведческого музея;

- выразительное чтение и драматизация русских народных сказок;

- проведение календарных народных праздников;

- знакомство с традиционными народными промыслами.

Необходимым условием формирования духовно-нравственного отношения к национальному культурному наследию прошлого является знакомство детей с традициями крестьянской культуры и быта. 

Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни.
Его ремёсла и наряды.
В чём суть его
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым,
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным.

Этими словами началось знакомство учащихся 3-их и 5-ых  классов «Сатинская СОШ»  с русской избой и  бытом русских людей. На экскурсию ребят пригласили в музейную комнату детской районной библиотеки, где разместилась экспозиция «Русская изба». Библиотекарь читального зала

Е. Дудова рассказала о том как жили наши предки, показала  уникальные старинные предметы, которыми они пользовались. учащиеся с интересом слушали и принимали активное участие в викторине.

   Известно, что посиделки на Руси начинались осенью сразу после уборки урожая, по вечерам. Парни и девушки играли в игры, водили хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и появилась известная присказка «Посидим рядком - поговорим ладком». Вот и мы решили  организовать  такие посиделки. Дети с большим удовольствием приняли участие в празднике.  Они искренне старались порадовать всех гостей праздника и напомнить, какие замечательные, веселые, зажигательные, лиричные у нашего народа фольклорные традиции. Антураж фольклорного праздника соблюли досконально- народные костюмы, интерьер русской избы, народные инструменты. На празднике ребята вышивали, пели, плясали,  рассказывали потешки, небылицы, инсценировали сказку. И преемственность поколений присутствовала- родители и педагоги тоже не остались в стороне, проявили и продемонстрировали свои таланты.  На выставке были представлены поделки наших педагогов. Алла Михайловна Бородкина представила вышитые бисером иконы, Любовь Борисовна Бударина представила работы «Вышивание крестом», Марина Александровна Солодина - работы, выполненные в технике «Вышивание бисером». Ребята старались вовсю- они дали концерт для учащихся 1-4 классов, 5-8 классов. А вечером показали для родителей. Я думаю, что праздник у нас удался,

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Так в классе был проведен праздник «Масленица». Дети из дома принесли блины, мед. Мы пели песни, играли , плясали.

Самый главный праздник Православной Церкви – это Пасха, Светлое Воскресение Христово. Именно с участия в праздновании Пасхи, как правило, начинается семейное познание православной культуры. На Пасхальной неделе в Сатинской школе состоялась «Пасхальная выставка», на которой были представлены поделки, рисунки, праздничные открытки, пасхальные корзинки с крашеными или декоративными яйцами, куличи, пасхальные сувениры. 

Каждая выставочная работа заставляла восторженно биться  сердце: какие таланты! Все работы сделаны детскими руками школьников. Рассматривая детали той или иной поделки, мы поражались аккуратности, вкусу и целостности работ. 

О, как звонят колокола  красиво!
Протяжный звон летит за тыщу вёрст,
Неся с собой восторг и свет России
Святым путём, от храма и до звёзд.


       На Пасхальной неделе учащиеся 4-х классов МБОУ «Сатинская СОШ» посетили Михаило –Архангельский храм п. Сатинка. Иерей Олег Щеголев рассказал детям о Пасхе, о колокольном  звоне, что во всех церквях разрешается  любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение, а также рассказал, что колокольный звон обладает лечебными свойствами. Раньше на Руси города и деревни, где в то время эпидемией  звонил колокол, болезни обходили стороной. В наше время ученые доказали то, что опытно знали наши предки -колокольный звон уничтожает болезнетворные микроорганизмы, улучшает духовное и физическое состояние человека. Всем желающим было предложено подняться на колокольню и позвонить в колокола.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.

Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе....

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...

ДУХОВНЫЙ ЧАС – ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

        В воспитательной работе использую форму проведения  - духовный час.  Для того, чтобы реализовать ее,  необходимы серьезные размышления и специальная п...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....

Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...

«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»

    Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня,  все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, ос...