«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»
учебно-методический материал

      Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня,  все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, особенно, первоклассники не умеют и не желают общаться, играть, договариваться с другими детьми. Отсюда происходят конфликты, которые нередко приводят к обидам, ссорам, дракам. Нужно учить детей бесконфликтному общению с окружающими.

         Цель моей ежедневной работы: создать условия для формирования у детей положительного опыта общения, стремление и умение прийти на помощь товарищу, правильно оценивать свои поступки и отношения с другими людьми.

         В этом мне помогают наработанные приемы и методы, которые в дальнейшем помогут детям общаться без конфликтов.     

        На занятиях в группе продленного дня я знакомлю детей с народными сказками, былинами. Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить. Такой прием очень сплачивает детей, учит договариваться.

        Дети любят игры и игровые упражнения, направленные на умение общаться без конфликтов, умению уступать друг другу, прислушиваться к мнению других.

            Играем в игры на развитие уважения в общении: «Рассказ по кругу», «Вежливые слова».

         Каждая неделя у нас посвящена какой-то теме, которая  зависит от времени года, знаменательных дат, событий. И всю неделю мы читаем, беседуем, рисуем, лепим, делаем листовки, открытки, проводим интеллектуальные викторины и спортивные игры. И на каждом этапе занятия, мероприятия мы учимся общаться, помогать друг другу, достигая новых открытий и результатов.

         На каждую знаменательную дату мы делаем листовки с поздравлениями, которые развешиваем в школе, детском саду, в подъездах, на досках объявлений, чтобы люди улыбнулись и порадовались. Кто-то работал в паре, кто-то самостоятельно, работа проходила дружно, без ссор и обид.

          По пятницам у нас проходит спортивный час, где не только разучиваем  спортивные игры, но и учимся отношениям взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности.

        Осенью и весной выходим на наш водоем, речку Ухтуйку, чтобы понаблюдать за изменениями в природе и поиграть и всегда повторяем «Правила друзей природы», а зимой подкармливаем птиц в сделанные детьми кормушки.           

       Нас часто приглашают в библиотеку. Перед выходом обязательно  напоминаем правила поведения в общественных местах, провожу этические беседы по культуре поведения, по правилам для учащихся.

      В конце дня мы подводим итог, как прошел день, как мы общались, как справлялись с поставленными задачами.

      Так день за днем, неделя за неделей проходит учебный год и к концу года виден результат. Дети хорошо умеют общаться, соглашаться, отстаивать свою точку зрения без шума и конфликта, принимать, понимать и уважать друг друга.

         Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2021_noyabr.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня через коммуникативную технологию»

Чувашова Татьяна Нургаяновна,

воспитатель группы продленного дня

МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»

 г.Зима, ноябрь 2021г.

 

 Слайд 1

     Слайд 2

       Жизнь каждого из нас не может нормально протекать без контактов с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.

   

  Слайд 3

     Работая воспитателем группы продлённого дня не один год все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, особенно, первоклассники не умеют и не желают общаться, играть, договариваться с другими детьми. Чаще это проявляется во время игры, при работе в паре или группе. Если то, что требует взрослый они принимают как должное, то при контакте со сверстниками не прислушиваются к мнению другого, сразу отрицают его, считая только своё мнение правильным. Отсюда происходят конфликты, которые нередко приводят к обидам, ссорам, дракам.

Слайд 4

        Все конфликты возникают от того, что они не хотят уступать право другим, не могут выслушать друг друга, не умеют понимать и принимать мнение другого, не умеют решать конфликт, не умеют правильно оценивать себя и других. Нужно учить детей бесконфликтному общению с окружающими.

        В своей работе я выделила направление – применение коммуникативных технологий в воспитании младшего школьника.

Слайд 5

В этом мне помогают приемы и методы, которые в дальнейшем помогут детям общаться без конфликтов:

  • практические упражнения;
  • игры со словами;
  • беседы и обсуждения;
  • моделирование ситуаций;
  • спортивные задания;
  • обыгрывания эмоциональных состояний;
  • чтение художественных произведений;
  • инсценировки, танцы, хороводы;
  • хоровое повторение;
  • праздники.

       

  Слайд 6

Второй год группу посещают дети только первого класса, а до пандемии группа формировалась из обучающихся 1 – 4 классов. И когда приходят первоклашки – новички у нас происходит знакомство друг с другом.

Во время игры я вижу, насколько ребенок дружелюбен, общителен или конфликтен.

      Первая игра — это «Улыбка», я прошу всех улыбнуться соседу справа и соседу слева. Взять за руку соседа справа, и соседа слева. И посмотреть какой у нас получился дружный круг. Это первый контакт.

  Вторая игра так и называется «Давайте познакомимся». Игра направлена на знакомство детей друг с другом; осознание детьми себя как части общества.  Дети образовывают круг, и передовая клубок (игрушку, любой предмет) другому начинают рассказывать о себе, о своих интересах, домашних питомцах, о своей семье.

После такого упражнения можно поработать парами.

 Здесь предлагаю в паре раскрасить крылья бабочки (или другого предмета, в котором должен быть один рисунок), так как крылышки должны быть одинаковыми, поэтому задача детей договорится при выборе рисунка и цвета. Такая игра учит идти на контакт с другими и развивает умение вступать в разговор. Можно использовать игру «Рукавички».

Далее можно поиграть в игру «Художник слова». Участники игры  должны задумать кого-то сидящего в аудитории и  нарисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека, остальные попробуют угадать.

     Слайд 5

 На занятиях провожу игры и игровые упражнения, направленные на умение общаться без конфликтов, умению уступать друг другу, прислушиваться к мнению других.

      Обыгрывание знакомых сказок позволяет ребёнку раскрепоститься, примеряя роли разных героев мы видим таланты детей. Такой прием очень сплачивает детей, учит договариваться.

        Игра «Рассказ по кругу», когда мы начинаем с первого предложения, а дети по очереди продолжают, добавляя новые ситуации с новыми героями. Эта игра развивает умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

       Игра «Вежливые слова» на развитие уважения в общении, привычке пользоваться вежливыми словами. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. При этом даётся задание: назвать только слова приветствия; слова благодарности; слова извинения или прощания.

  Перед самоподготовкой часто даю задание, например, из длинного слова («марафон», «магнитофон») составить как можно больше слов. Здесь у детей идет общение, обсуждения, совместный подбор слов.

     А во время самоподготовки проводим игру «Зеркало», где нужно повторять движения, мимику, жесты водящего. Каждый хочет побывать в роли ведущего, придумывая новые дружелюбные мимики и жесты.

       Примеры таких игр, может уже не так новы, но если их применять в системе, то они работают.

      Такие незатейливые игры и упражнения мы проводим не только в кабинете, но и во время прогулки.

       Наблюдая в течении года за детьми, применяя такие методы и приемы, виден результат. К концу года дети хорошо умеют общаться, соглашаться, отстаивать свою точку зрения без шума и конфликта, принимать, понимать и уважать друг друга.

          Подводя итог, хочется сказать, что развитие и совершенствование навыков общения происходит на протяжении всей жизни человека, и чем лучше он их освоит, тем больше жизненных перспектив будут перед ним открываться.

          Коммуникабельным людям больше доверяют, их принимают в обществе; они более уверены в себе и имеют намного больше шансов добиться в жизни успеха, нежели те, кто не умеет общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....

ДУХОВНЫЙ ЧАС – ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

        В воспитательной работе использую форму проведения  - духовный час.  Для того, чтобы реализовать ее,  необходимы серьезные размышления и специальная п...

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Доклад для областного православног фестиваля "От Рождества до Пасхи"https://yadi.sk/i/GgkdPpFBGeNg8w...

Статья на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»

Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не долже...

«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»

laquo;Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»...