Главные вкладки

    Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.
    статья на тему

    Анчугова Наталья Владимировна

    Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональную сферу. Заинтересовать ученика учебным предметом через эмоции можно посредством воспитательных целей, решая которые мы обращаемся лично к нему, его переживаниям. Попутно ученик приобретает знания, что и требуется учителю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл realizatsiya_vospitatelnoy_tseli_na_urokah.docx27.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитательный потенциал школьных традиций

    Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

    Н.В.Анчугова, учитель начальных классов

     Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы.

    Воспитание в процессе обучения - явление комплексное. Важно, чтобы оно было органично связано с учебным материалом и ожиданиями школьников. 

    В определенной степени воспитательные аспекты отражены в учебниках, учебных пособиях, однако главные аспекты расставляет сам учитель. От него зависит, где провести грань между обучением и воспитанием на уроке. Большую часть времени общение педагога с детьми происходит на уроке, следовательно, крайне важно отводить должное место воспитательным моментам во время проведения урока. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

    Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональную сферу. Заинтересовать ученика учебным предметом через эмоции можно посредством воспитательных целей, решая которые мы обращаемся лично к нему, его переживаниям. Попутно ученик приобретает знания, что и требуется учителю.

    Содержание обучения дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке, формирующий сознание учащихся, их представления о простейших нормах нравственности, правилах человеческого общения.

     Особое значение в этом смысле следует отвести урокам чтения, на которых учитель располагает значительным материалом. Его умелое использование позволяет вести педагогу систематическую работу по формированию основных нравственных представлений детей.

    Формировать экологическое сознание, любовь к природе предлагает содержание уроков окружающего мира. Эстетический вкус, эмоциональность, чувство прекрасного развивается на уроках изобразительного искусства и музыки.

    Стремление к здоровому образу жизни - на уроках физического воспитания. Уроки труда воспитывают трудолюбие, ответственность, опять же эстетический вкус. На таких учебных предметах как математика и русский язык так же можно решать воспитательные цели, используя в содержании предложения со смысловой нагрузкой воспитательного плана, задачи, текст которых можно рассматривать как жизненную ситуацию и т. д.

    Проводя классификацию воспитательных целей можно выделить общие, применимые на любом уроке и специфические (узконаправленные) цели.

     По направленности воспитательные цели делятся на

    -нравственно-моральные

    -психолого-логические

    -эстетические

    -физкультурно-оздоровительные

    -трудовые

    -экологические.

    Воспитательный потенциал присущ не только содержанию образования (хотя в первую очередь именно ему), но и всем методам и формам учебной работы.

    Так репродуктивные методы обучения помогают формированию внимательности, исполнительности, ответственности за выполняемую работу. Методы проблемного обучения направлены на развитие личности ребенка, его интеллекта. Работа в группах постоянного и сменного состава предполагает возможность пробы быть лидером, исполнителем, наблюдателем, т.е. вступать во взаимосвязь с другими участниками с разных позиций. Это воспитывает ответственность, самооценку, умение слушать и слышать критику в свой адрес, чувство взаимопомощи и сопереживания, умение действовать сообща, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции коллективной работы.

    Анализируя совместную работу, учитель должен обращать внимание детей на проявление доброжелательности, уступчивости и осуждать проявление эгоизма, несправедливости.

    Помимо целей, основанных на содержании учебного предмета, форм обучения, существуют цели воспитания, которые решаются в результате взаимодействия отношений «учитель-ученик». Здесь воспитывающую роль играет система поощрения и наказания, оценки учителем индивидуально личностных результатов обучения ребенка. Педагог всегда должен исходить из принципа справедливости, гуманности и быть дипломатичным в высказывании своей оценки. В результате данного взаимодействия учителя и ученика у ребенка формируется самооценка, желание учиться лучше, узнать больше и т. п. Задача учителя - помочь обрести уверенность, подкрепить то положительное, что есть в ребенке, удержать от того, что мешает его развитию.

     Если мы хотим, чтобы наше образование было открыто будущему, то есть формировался новый стиль мышления человека, влияющий на его поступки, то перед учителем возникает необходимость формировать это мышление через решение воспитательных задач, как во внеурочной деятельности, так и на уроках.

    Тема моего выступления, конечно, не нова, но я буду рада, если убедила вас обращать внимание на возможности урока, как средства воспитания детей.

    Примеры воспитательных целей, реализуемых на уроке.

     нравственно-моральные

     выработка собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

     изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений;

     критическое осмысление собственных поступков через анализ поступков сверстников;

     формирование ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;

     воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;

     формирование культуры поведения: сдержанность, эстетичность, управление собой, долг, честь, порядочность;

     воспитывать желание хорошо учиться;

     воспитывать любовь и уважение к родителям;

     развивать умение анализировать поступки людей, делать выводы;

     воспитывать чувство дружбы и товарищества;

     воспитывать уважение к старшему поколению;

     воспитывать интерес к устному народному творчеству (поэзии, классической прозе);

     воспитывать навыки поведения в общественном транспорте (театре, гостях и т.п.);

     прививать интерес к прошлому своего народа;

     воспитывать патриотизм, желание защищать свою Родину;

     прививать интерес к истории искусства, словесности и т. д.;

     развивать чувство товарищества, взаимопомощи, умения сопереживать;

     воспитание национальной гордости и уважения к другим народам (толерантности);

     воспитывать ответственность за порученное дело;

     воспитывать уважение к окружающим людям как равным себе;

     воспитывать нетерпимость к проявлению зла, развивать стремление творить добро.

    психолого-логические 

     развитие умения вести рассуждения;

     воспитывать эмоционально-чувственное отношение к действительности;

     формировать умение аргументировать свою точку зрения;

     развивать способность к размышлению, умению делать вывод, развивать познавательный интерес, активность учащихся;

     развитие произвольности психических процессов (памяти, внимания, саморегуляции,  воображения, воли, мышления, речи);

     воспитывать интерес к слову, родному языку;

     формировать оценочные суждения.

    эстетические

     прививать бережное отношение к учебнику;

     воспитывать бережное отношение к своим личным вещам;

     развивать аккуратность при выполнении работы;

     воспитывать бережное отношение к тетради, аккуратность в письме;

     прививать интерес к разнообразным жанрам искусства;

     воспитывать чувство прекрасного через прослушивание музыкальных произведений (рассматривание репродукций картин, прослушивание поэтических произведений).

    физкультурно-оздоровительные 

     формирование отрицательного отношения к вредным привычкам;

     воспитывать чувство необходимости заботы о собственном организме;

     воспитывать умение следить за своим здоровьем;

     формирование представлений о здоровом образе жизни;

     воспитывать привычку соблюдать режим дня;

     воспитывать интерес к различным видам спорта;

     формировать привычки здорового образа жизни;

     воспитывать силу воли, стремление в достижении цели.

    трудовые

     прививать навыки бытовой экономики;

     воспитывать уважение к людям труда;

     воспитывать интерес к техническому творчеству;

     воспитывать любовь к чтению (книге);

     воспитывать уважительное отношение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу;

     воспитывать уважение к труду людей;

     развивать желание развивать свой кругозор, желание знать больше;

     воспитывать уважение и интерес к профессии (врача, повара, учителя и т. д.);

     воспитывать аккуратность и прилежание;

     прививать интерес к учебному предмету.

    экологические 

     формировать отношение к природе как общему дому;

     воспитывать любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними;

     воспитывать бережное отношение к природе (животному, растительному миру);

     воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание прийти им на помощь;

     воспитывать участливое отношение к природе (животным, растениям);

     воспитывать любовь к родному краю (стране, поселку, району);

     воспитывать бережное отношение к птичьим гнездам (обитателям леса, хвойным лесам и т.п.);

     формировать готовность к защите природы;

     учить детей беречь природу;

     воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах;

     воспитывать бережное отношение к птицам;

     воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным;

     формировать представление об отрицательном влиянии человека на природу и ее охрану;

     прививать основы экологических знаний, воспитывать привычку бережного отношения к природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитательный потенциал школьных традиций

    Из опыта работы транслирую свою педагогическую деятельность на протяжении последних 20-ти лет. ...

    Воспитательный потенциал школьных традиций

    Из опыта работы транслирую свою педагогическую деятельность на протяжении последних 20-ти лет. ...

    ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

    РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ КУРСА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

    Выступление  на  районном семинаре «Управление внедрением ФГОС в МОУ «Каслинская СОШ №27»...

    "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....