Главные вкладки

    "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"
    статья (1, 2, 3 класс) по теме

    Витулева Светлана Валерьевна

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В рамках современных педагогических поисков предлагаются новые стратегии и модели образования, основанные на признании самобытности отечественной культуры, возвращения российской школы к духовно-нравственным традициям народа.   Обучение и воспитание должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа и, значит, с последовательным включением национально-культурного компонента. В статье раскрывается опыт работы в этом направлении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_vituleva_s.v.docx219.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов"

    Энгельсского муниципального района

    Саратовской области

    Духовно-нравственное воспитание    младших школьников  через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»

                         D:\Светлана\все документы\ГПД\фото 1г масленица Рождество\IMG_1800.jpg                                             

                                                                         

                                                                           Учитель  начальных классов

                                                           МБОУ "СОШ № 32 с УИОП"

    Энгельсского муниципального района

    Саратовской области

    Витулева С.В.

    2017 г.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

    Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

    Определяются базовые национальные ценности:

    – Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

    – гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

    – социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

    – человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

    – наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

    – семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

    – труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

    – традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

    – искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

    – природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

    Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

    Сегодня наше общество активно пытается решить проблему снижения нравственного уровня современных детей.

    .Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовав их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения,

    По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодёжи достаточно высок.

    Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

    В рамках современных педагогических поисков предлагаются новые стратегии и модели образования, основанные на признании самобытности отечественной культуры, возвращения российской школы к духовно-нравственным традициям народа.   Считаю, что обучение и воспитание должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа и, значит, с последовательным включением национально-культурного компонента.

    Цель такого обучения и воспитания в духовно-нравственном развитии детей, пробуждении стремления к совершенствованию через познание ценностей отечественной культуры, формировании национально-культурной идентификации учащихся, воспитании  чувства сопричастности, прежде всего к собственной истории, своему народу, своей земле. При этом приоритетное изучение русской культуры должно осуществляться при полном уважении к истории и культуре других государств и наций на основе знания собственной культуры, ощущения своей самобытности и неразрывно связано с формированием толерантности.

    По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку.  В них сфокусированы

    • потребность   в труде;
    • гармония человека с природой;
    • гуманистическое общение;
    • проявление талантов и лучших качеств человека:  достоинства, совести, милосердия, терпимости,  добротворчества, заботы о сохранении окружающей среды, снисхождения к слабому, отвращения к насилию,

    - того, что одновременно составляет нравственный потенциал и всего человечества. Народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей.

    Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникнет тогда, когда ребенок начнет осваивать их  с самого раннего возраста. Поэтому  на начальном этапе обучения важно воспитывать детей в системе традиционных культурных ценностей, знакомства с культурой, историей своего народа.

    Поэтому в своей работе по организации учебно-воспитательного процесса я опираюсь на  формирование этнокультурной компетентности, использование богатств русской культуры. Созданная мною комплексно-целевая программа  « Мой народ» направлена на формирование личности младшего школьника, на его духовно-нравственное развитие через использование этнокультурных технологий.

    Авторская  комплексно-целевая программа   « Мой народ» позволяет не только работать по какому-то определённому направлению, а создаёт условия для развития  личности  ребёнка через воспитательную систему класса. Вот уже 11 лет я  работаю в классе, все дети которого посещают группу продленного дня, это позволяет вести  работу по реализации этнокультурного компонента  во всех направлениях: в учебной деятельности, во внеурочной занятости, во внеклассной, во внешкольной работе и общественно-полезной деятельности.

     Так в учебной деятельности   использую такие формы работы:

    • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
    • ознакомление с героическими историческими событиями  государства;
    • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
    • проведение сюжетно-ролевых  игр;
    • организация дискуссионной формы общения;
    • создание проблемных ситуаций;
    • решение практических задач и т.д..

    На уроках русского языка, чтения окружающего мира, технологии применяю фольклорный материал  (пословицы, поговорки, загадки). При этом русский фольклор сочетаю с фольклорным материалом других народов.

    Фрагмент урока чтения

    • Подумай, о чем говорят пословицы разных народов?
    • «Худой мир лучше доброй ссоры» (русск.)
    • «Стремись завоевать не мир, а знание» (осетинск.)
    • «Умному – весь мир Родина» (чеченск.)
    • «Кто герой? – Превращающий в друга врага своего» (еврейск.)

     В рамках внеурочной занятости все учащиеся класса  (27 чел.) посещают занятия кружка «Народоведение.

    Изучение программы кружка направлено на достижение следующих целей:

    • дать представление  о целостности народной культуры, показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры, научить понимать художественный язык, воплощенный в обрядах, праздниках, костюмах, народном творчестве, традиционных промыслах;
    •    формировать интерес к истории своего народа, уважение и бережное отношение к национальному наследию страны;
    •  создавать условия для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

    В 1 классе программа рассчитана на 30 занятий (1 час в неделю), во 2-4 классе на 34 занятия.

    Программа 1 класса является пропедевтической. В ней предлагается предварительно познакомить детей с тремя ведущими проблемами курса. Это знакомство происходит на основе сравнения образов богатырей, сопоставления колыбельных  песен, загадок, примет, закличек, пословиц, характерных для творчества  разных народов. Такое сопоставление позволяет сделать вывод о том, как много общего в культуре разных народов мира и России.

    Программа 2 класса построена на освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека. Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут.

    Программа 3  класса построена на основании философской проблемы «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах. (Здесь рассматриваются вопросы устройства крестьянского дома, его убранство; объясняется охранительная символика народных узоров и орнаментов; поднимаются вопросы нравственных обязанностей, уважения младших перед старшими; как проходило воспитание в семьях девочки как будущей жены, матери, хозяйки дома; как проходило воспитание мальчика как будущего главы семьи, как человеку давали имя и др.)

    Программа 4 класса посвящена освоению проблемы «История страны и храм души человеческой». Она решается на материале исторических жанров фольклора (былины, исторические песни, предания, легенды), духовных стихов, традиционных лирических песен. Выявляется роль многих регионов в истории страны и в становлении национального характера и культуры (Киевская Русь, древний Новгород, Москва, Владимир, Суздаль, Тверь, Псков и т.д.; характерные особенности местных традиций в изобразительно-прикладном народном творчестве.)

    Результатом работы в этом учебном году стал исследовательский проект «Имя во благо себе и окружающим», ставший победителем на X  городской научно-практической конференции «Мир глазами ребенка»

     В этом учебном году дополнение к КЦП стало исследовательское объединение школьников  «Мой родной край». Программа курса внеурочной деятельности  «Мой родной край»  разработана  мною в соавторстве с педагогами школы Перепелкиной Т.Н., Коноваловой И.А. Цель программы: формирование основ  духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников  и  знаний истории Саратовской области и родного города.

    Программа «Мой родной край» предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и способствует развитию потребностей в действенной заботе о будущем родного края, в сохранении его культурного и природного наследия. Изучение краеведческого материала в рамках данной программы непосредственно связано с исследовательской деятельностью, поэтому учащиеся со школьной скамьи обучаются научному подходу в решении различных проблем, что пригодится им в дальнейшей жизни.

    Результатом работы в этом направлении являются социально-ориентированный проект «Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?», который был представлен на  X  городской научно-практической конференции «Мир глазами ребенка» и завоевал призовое место, также общешкольное мероприятие «Улицы нашего города», где ребята знакомили учащихся из других классов с историей улиц  города Энгельса- Покровска.

    Для реализации  программы «Мой народ»  предполагается, что обучающиеся класса посещают группу продленного дня. Особым блоком в комплексно-целевой программе является  оздоровительная работа, которая основывается на использовании русских народных подвижных игр.  Во второй половине дня обучающиеся также получают второе дополнительное образование на фольклорном отделении ДШИ № 3, с которой наша школа 11 лет тесно сотрудничает. Занятия проходят на базе нашей школы, где ученики в группе продленного дня имеют возможность заниматься фольклорным пением, игрой на музыкальных инструментах: ребята осваивают игру на саратовской гармошке, балалайке, аккордеоне и  др.

    Развитию творческих способностей способствует  блок с различными направлениями творческой деятельности, при этом ведущим  используемым методом является метод совместных проектов, осуществляемых коллективом класса и преподавателями детской школы искусств. Это проекты: 

    • Народный календарь. Русская осень»
    • «Покров»
    • «Осенние посиделки»
    • «Рождество Христово»
    •   «Масленица»
    • Обряд  встречи весны – праздник «Жаворонки»
    • «Ярмарка»
    •  «Праздник Троицы»

    Программа предполагает развитие и социокультурной компетентности -  используются различные формы работы с социумом.

     Совместные проекты позволяют познакомить и других учащихся нашей школы с народными традициями, обрядами, праздниками. Коллектив класса  принимает активное участие в жизни школы,  выступает на классных часах, на  общешкольных  праздниках. Какое бы мероприятие не проводилось, дети моего класса являются его активными участниками и  с удовольствием делятся накопленными знаниями  о традициях русской культуры со своими сверстниками. Т.о. осуществляется волонтерская деятельность, где главным результатом становится формирование у большего числа учеников нашей школы гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию.

    Ребята принимают участие в благотворительных концертах и социально-значимых акциях: выступление  перед ветеранами на заводе ЖБК-3, в реабилитационном центре «Ударник».

    Семейное воспитание

    Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого:

    • проводим семейные праздники;
    • использую систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
    • приобщаю родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;

    .

    Также  уделяю внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников, чтобы содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого провожу тематические лекции для родителей.

    Подводя итог, хочу отметить, что работа, которая ведется в классе  по духовно-нравственному  воспитанию личности каждого обучающегося полностью отвечает целям и задачам воспитательной работы класса (созданию условий для сплочения коллектива и развития каждого воспитанника в разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности), а также формирует общеучебные компетентности, что полностью соответствует требованиям ФГОС. . Результат работы виден также и по портфолио учащихся. Ребята имеют самые высокие баллы  среди учащихся в параллели 4-х классов. Особенно надо отметить  развитие таких компетентностей как социальная ( участие детей в различных акциях, волонтерском движении) и общекультурная и поликультурная компетентность (результативность занятий художественно-эстетической направленности).

    В заключении еще хочу обратиться к Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    «…Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.»

     ( Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)

    Учитель – это тот проводник, от которого зависит, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие нового поколения, полнота и красота  личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. И в наших силах подготовить  достойное молодое поколение – будущее духовного государства.

    Литература

    1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. Просвещение, 2009.

    2. Дёмин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М. Вече. 2002.

    3. Лаврентьева Л.С. Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. -СПб Паритет 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»

    Учителю необходимо постоянно учиться.  Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Данный мастер - класс познакомит коллег с одной из ф...

    Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

    Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

    «Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

    «Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

    «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализации УМК «Планета знаний»

    Выступление на  ХIV Республиканской  научно-практической  конференции «Инновации в системе образования  Республики Мордовия»....

    Презентация «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»

    Тема «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.Задачи: ...