«Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализации УМК «Планета знаний»
статья по зож на тему

Колобова Инна Петровна

Выступление на  ХIV Республиканской  научно-практической  конференции «Инновации в системе образования  Республики Мордовия».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     МБОУ «Ромодановская СОШ №1»

«Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализации                  УМК «Планета знаний»

          Подготовила :

учитель начальных классов

Колобова И.П.

Ромоданово 2015

    В условиях современной  ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
   Всемирной  организацией здравоохранения определено здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

  Стратегической целью образования  является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание  культуры здоровья.

      Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, каждого учителя и самого ученика. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

    Каждый взрослый      хочет     быть здоровым, но  дети не задумываются об этом. Мы обязаны помочь  ребёнку понять, что не существует ничего дороже и прекраснее здоровья . От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Такого человека мы и должны  воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

   Организация современного образовательного процесса не мыслима без внедрения здоровьесберегающих технологий в школе. 

   

     В связи с этим, я поставила одной из главных задач - использование в учебном процессе здоровьесберегающих  технологий в УМК «Планета знаний».

  Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться и при этом им было бы комфортно и интересно? Поставив перед собой эти вопросы, для себя я определила основные направления в этой работе:

   -  сохранение и укрепление физического здоровья детей;

   -  сохранение психического здоровья;

   -  создание благоприятной социально-психологической адаптации.

  Чтобы сохранить здоровье школьников, необходимо правильно организовать учебный день. Для этого нужно:

-внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

-следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;

-создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;

-соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

-организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года

-обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;

-создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;

-оказывать педагогическую помощь в овладении учебным материалом.

     Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка. Зачастую учащиеся начальной школы бывают загружены учебными предметами, домашними заданиями, занятиями в различных кружках и секциях. Родители, да и учителя, стараются максимально научить ребёнка всему. Но наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Любой предмет из школьной программы, рассказанный доступным детям языком, в игровой форме, с элементами театрализации, применением красочной наглядности, может оказаться простым и интересным Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Школа хороша, если, в ней хорошо каждому ребенку.

    В УМК «Планета знаний» уделяется большое значение сбережению  здоровья и безопасности учащихся.  С первого урока учащиеся знакомятся с гигиеническими правилами письма: посадка, положение тетради, ручки и руки.  Уроки литературного чтения,  окружающего мира пробуждает в детях заботу о своём здоровье и безопасном поведении на улице , в доме, в школе и на дороге. Темы уроков «Дорога в школу», «Твой двор», «Твой распорядок дня», «Будь здоров !», «Будь внимательным!» , «Наша безопасность» практически помогают  учащимся заботиться о своём здоровье, как о высшей ценности человека.

     Ученик должен как можно больше двигаться на уроке. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса провожу физкультминутки на уроках. Физические упражнения, и прежде всего, движение, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно–сосудистой, дыхательной, скелетно–мышечной. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления . Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки,  позы, за ее соответствием  и чередованием в течение урока. Многие физминутки проводятся с применением ИКТ.

   В состав упражнений для физкультминуток я включаю: гимнастику для глаз. Специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз. Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и. т. д.) прыжки, приседания, ходьба и. т. д.)

Танцевальные -эти физкультурные минутки  провожу под популярную детскую мелодию или использую классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу, дует ветер, качаются деревья и т. п.

Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении. Развивающие игры. «Запомни движения и повтори». Ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить. Использование карточек. Например: «Парящая птица». «Разминка  танцовщицы», «Любопытный щенок» .Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

    Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Часть урока (3-5 минут) дети обучаю детей  стоя. Это может быть чтение, слушание, говорение .Или ,выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.

     Не нужно забывать и о дыхании. Урок начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю и использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

     Так же  во время уроков использую музыкальные паузы.

    Особое внимание  уделяю упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Во время  проведения  упражнений для кисти и пальцев рук использую школьные принадлежности: ластик, карандаш, треугольник , линейку, ручку.                                                                                                                                   

         Во время   рассаживания учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух .  Один раз в месяц меняю местами учеников. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.  

       Сохранить психофизическое здоровье детей также помогают логопед и психолог школы .Психолог работает с детским коллективом по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности. Дети, имеющие проблемы с речевым развитием занимаются с логопедом-дефектологом.

      Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: занятия учащихся в кружке «Подвижные игры», где ребята знакомятся и   разучивают  игры разных стран и народов, участие  в часах здоровья, соревнованиях, играх, турнирах, походах и конкурсах, способствующих здоровью. Такие мероприятия доставляют особое удовольствие ,если в них участвуют и родители.                                                                                                                                                       Работу с родителями я начинаю с бесед на родительском собрании на тему «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня младшего школьника», «Формирование у детей основ здорового образа жизни», «Игра - как фактор движения детей», «Здоровое питание и влияние на его здоровье».

       Интересно проходят совместные праздники, такие как «Папа, мама и я- спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее», «Семья-шедевр природы». Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

    В классе создана агитбригада «Колокол»  по пропаганде здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками. Свои выступления ребята показывают учащимся начальных классов.

      Ребята класса посещают спортивные секции Ледового дворца , ФОКа , ДЮСШ по хоккею, шорт-треку, лёгкой атлетике, фигурному катанию.

       Хочется написать и повесить  в каждой школе плакат : «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь!» Нам не нужно  строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей . В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Литература

1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.

2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М,.2006г.

3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

4. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.

выраженной в словах  великого гуманиста  Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с применением здоровьесберегающих технологий (2 класс, УМК "Планета знаний".

 Конспект урока литературного чтения2 классПрограмма И.А. Петровой «Планета знаний»Тема: Зимние картины. И.С. Никитин «Встреча зимы»Тип урока: урок изучения нового материала.Цели и задачи урока:Развит...

Программа "Наше здоровье - в наших руках" по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий

Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил...

«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...