Программа "Наше здоровье - в наших руках" по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по зож по теме

Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил В.А. Сухомлинский - «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье - важнейшая составляющая правильного формирования характера, сильной воли, развития природных способностей, дарований. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки.

Данная программа по формированию здорового образа жизни подростков реализуется в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Летние каникулы- это не только замечательная пора для отдыха детей, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами, позволяющими сформировать физическую, нравственную, культурную и духовную сторону личности ребенка. 

Разработка данной программы была вызвана:

- необходимостью привлечь внимание подростков к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;

- повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;

-потребностью развития физической активности подростков, в ходе летнего отдыха.

 Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня. Цель программы: формирование представления ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nashe_zdorove_-_v_nashih_rukah.docx242.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Саратовской области

Государственное автономное учреждение Саратовской области

«Энгельсский центр социальной помощи семье и детям «Семья»

                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Директор ГАУ СО «Энгельсский

                                                          центр социальной помощи  

                                                          семье и детям «Семья»                                                                                                                                    

                                                                         _____________Г.И. Андреянова

                                                                                «___»________________20  ___г.

                                                   

ПРОГРАММА

«Наше здоровье - в наших руках»

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАМКАХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

 (с использованием современных здоровьесберегающих технологий).

                                                          социальный педагог

                                                                           Валеева Юлия Александровна

Энгельс 2015

Актуальность программы

Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил В.А. Сухомлинский - «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье - важнейшая составляющая правильного формирования характера, сильной воли, развития природных способностей, дарований. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки.

Данная программа по формированию здорового образа жизни подростков будет реализовываться в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Летние каникулы- это не только замечательная пора для отдыха детей, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами, позволяющими сформировать физическую, нравственную, культурную и духовную сторону личности ребенка.  

Разработка данной программы была вызвана:

- необходимостью привлечь внимание подростков к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;

- повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;

-потребностью развития физической активности подростков, в ходе летнего отдыха.

        Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование представления ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Формирование здоровьесберегающей среды.
  2. Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.
  3. Формирование у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности быть здоровыми.
  4. Развитие у детей потребности в двигательной активности.
  5. Укрепление психического и физического здоровья несовершеннолетних.
  6. Просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.

Формы работы:

  • индивидуальные и групповые занятия с детьми и подростками;
  • тематические беседы;
  • проведение с детьми спортивных занятий, соревнований, игр, мероприятий;
  • проведение конкурса рисунков (на тему здорового образа жизни);
  • сотрудничество со специалистами здравоохранения (центр медицинской профилактики), спортивными учреждениями (спортивно технический центр).

Направления деятельности программы:

Разделы программы

Цель занятий

Тематика занятий

Раздел 1.

Уроки здоровья

"Я здоровье сберегу, сам себе я помогу".

Воспитание здорового образа жизни детей через просветительно – воспитательную работу.

1.Профилактические занятия с привлечением специалистов центра медицинской профилактики:

- «Безопасное лето. Профилактика травматизма подростков в летний период».

- «Личная гигиена – залог здоровья».

- «Секреты здоровья. Витамины и их польза».

2.Проведение тематических занятий:

Цикл: «Мы за здоровый образ жизни»

- «Твое здоровье» (знакомство детей с приемами точечного самомассажа);

- «Вся правда о курении»;

- «Похититель рассудка – алкоголь»;

- «Мы против наркотиков».

Цикл: «Мое здоровье»

- «О режиме дня»;

- «Наше зрение - в наших руках» (знакомство с гимнастикой для глаз);

- «О правилах закаливания».

3. Конкурс рисунков «Мы против наркотиков».

Раздел 2.

Психолого – развивающие групповые занятия.

Создание благоприятных психологических условий пребывания несовершеннолетних в летнем лагере с дневным пребыванием.

Проведение психолого – развивающих групповых занятий педагогом – психологом (по подгруппам):

- «Давайте познакомимся»;

- «Я – хороший, ты – хороший!»;

- «Учимся владеть своими чувствами»;

 - «Конфликты в нашей жизни».

Раздел 3.

Спортивно- оздоровительные мероприятия

«В здоровом теле – здоровый дух».

Укрепление физического здоровья детей,
развитие двигательной активности, ловкости, координации движений.
Воспитание любви к занятиям физической культурой.

1.Проведение оздоровительных мероприятий:

-ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе;

- подвижные игры на свежем воздухе.

2.Проведение спортивных мероприятий, игр с привлечением специалистов спортивно технического центра:

- «Мой веселый, звонкий мяч» (спортивно - игровая программа);

- «Футбольный турнир»;

- «Веселые старты»;

 - «Вместе весело играть» (спортивно – оздоровительное мероприятие).

Раздел 4.

Просветительно – воспитательная работа с родителями.

Воспитание здорового образа жизни детей через просветительную работу с родителями.

Просветительно – воспитательная работа с родителями  проводится в форме консультаций индивидуально, а также через буклеты и листовки.

- Памятка для родителей по профилактике детского травматизма в летний период.

Ожидаемый результат:

  • создание и поддержание положительного микроклимата в группе летнего лагеря с дневным пребыванием;
  • организация разностороннего оздоровительного активного отдыха детей в летний период;
  • осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;
  • проведение с детьми 10 тематических занятий по программе «Наше здоровье – в наших руках» с привлечением специалистов центра медицинской профилактики;
  • проведение с детьми ежедневных спортивных занятий (утренняя зарядка);
  • знакомство детей с гимнастикой для глаз;
  • знакомство детей с приемами самомассажа;
  • проведение спортивных соревнований, игр с привлечением специалистов спортивно технического центра;
  •  проведение подвижных игр на свежем воздухе;
  • проведение конкурса рисунков «Мы против наркотиков»

Раздел 1. Уроки здоровья "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу".

Профилактические занятия с привлечением специалистов центра медицинской профилактики.

Тема: «Безопасное лето.

Профилактика травматизма подростков в летний период».

Цель: - формирование  у детей ответственного отношения к своему здоровью;

           -знакомство с видами травм и их последствиями с целью предупреждения травматизма.
Содержание беседы:

- Возрастная специфика детского травматизма.

- Виды травм (бытовые, т. е. полученные во дворе во время игр и развлечений; несчастные случаи на воде; дорожный травматизм).

- Правила поведения детей на дорогах.

- Правила поведения детей на воде.

- Правила поведения на улице и во время игр.

 В завершении беседы детям выдается информационная листовка «Памятка для детей  по профилактике травматизма в летний период» (приложение 1). 
        С целью профилактики детского травматизма в летний период, проводится беседа с родителями, выдается информационный материал – «Памятка для родителей по профилактике детского травматизма в летний период»
(приложение 2)

Тема: «Личная гигиена – залог здоровья».

Цель: - дать определение понятию «гигиена», убедить ребят в необходимости соблюдать правила личной гигиены, чистоты в доме, на улице, в природе.

     - способствовать воспитанию у детей потребности к здоровому образу жизни;

     - формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Содержание беседы:

- определение понятия «гигиена»;

- определение понятия «здоровый образ жизни»;

- знакомство детей с правилами ухода за ногтями, волосами, зубами, кожей.

-подведение итогов беседы, выработка правил личной гигиены. Каждому ребенку выдается Памятка «Правила личной гигиены» (приложение 3).

Тема: «Секреты здоровья. Витамины и их польза».

Цель: - формирование у детей представления о здоровом питании,

           -  воспитание в детях навыков здорового образа жизни.

Содержание беседы:

- определение понятия «здоровое питание»;

- опрос детей «Правильно ли ты питаешься»;

- знакомство с режимом питания;

- проведение игры «Полезные продукты»;

- рассказ детям о витаминах, необходимых для нормальной работы организма;

- определение, что такое «вредные продукты»;

-подведение итогов беседы, выработка правил «здорового питания».

Проведение тематических занятий. Цикл: «Мы за здоровый образ жизни».

Тема: «Твое здоровье».

Цель: - Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни;

            - Сформулировать понятие “Здоровье человека”;

       - Познакомить с приемами самомассажа;

             -Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

Содержание беседы:

- определение понятия «здоровье человека»;

- определение факторов, определяющих здоровье человека, и кто несет ответственность за сохранение здоровья человека;

- обсуждение признаков физического, психического и нравственного здоровья;

- проведение ролевой игры “Специалист”;

- знакомство детей с приемами самомассажа (Приложение 4.)

Тема: «Вся правда о курении»

Цель: - Формирование отрицательного отношения к курению.

            - Информирование о причинах и последствиях   табакокурения.

            - Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать курить.

Содержание беседы:

1.Информационный блок:

- рассказ о химическом составе сигарет, о содержании ядов и отравляющих веществ;

-рассказ о болезнях, которые вызывает курение.

2.Практический блок: Умей сказать «Нет- курению!»

3.Творческое задание «Путь к здоровью»

Тема: «Похититель рассудка – алкоголь».

Цель: - Формирование отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

            - Информирование о причинах и последствиях   алкогольной зависимости.

            - Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать алкогольные напитки.

Содержание беседы:

1.Информационный блок:

- рассказ о влиянии алкоголя на организм подростка, о болезнях, которые вызывают алкогольные напитки.

    2. Проведение  самодиагностики     «Сможешь ли ты устоять?». 

     3. Игровая пауза «Что толкает людей в пропасть?»

Тема: «Мы против наркотиков».

Цель: уберечь подрастающее поколение от употребления наркотических веществ.
Содержание беседы:
1. Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»;
2. Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков. Обсуждение мифов о наркотиках.;
3. Научить подростков вести себя при давлении сверстников,

«Умей сказать «Нет!».

Цикл: «Мое здоровье»

Тема: «О режиме дня»

Цель: - Познакомить детей с понятием «режим дня». Для чего нужно соблюдать режим.

         - Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.

Содержание беседы:

1.Знакомство детей с правилами составления режима дня.

2. Совместная работа по составлению режима дня школьника.

3. Проведение игр на развитие чувства времени.

4. Подведение итогов занятия.

Тема: «Наше зрение - в наших руках» (знакомство с гимнастикой для глаз)

Цель: - Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека и некоторых животных.

2. Познакомить со строение глаза – веки, ресницы, брови, белок, радужная оболочка, зрачок.

3. Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приёмами первой медицинской помощи при травме глаз.

4.  Воспитывать желание бережно относиться к своему зрению. Знакомство с гимнастикой для глаз.

Содержание беседы:

  1. Роль глаз в жизни человека. Предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают.
  2. Игра «Кто как видит» (ознакомление с органами зрения животных, птиц, насекомых).
  3. Игра «Что полезно и вредно для глаз?»
  4. Знакомство детей с гимнастикой для глаз (Приложение 5)

Тема: «О правилах закаливания»

Цель: - познакомить ребят с формами закаливания, убедить в необходимости закаливания;

             - формирование у детей установки на здоровый образ жизни

Содержание беседы:

  1. Познакомить детей с формами закаливания.
  2. Обсуждение Правил закаливания, с чего начинать закаливание, как проводить закаливание зимой, как принимать воздушные и солнечные ванны. Почему закаленный человек болеет редко.
  3. Игра «Кроссворд «Здоровье».
  4. Подведение итогов занятия.

Раздел 2.    Психолого –развивающие групповые занятия

Занятие 1. «Давайте, познакомимся!»

Цель: выработка правил взаимодействия; создание положительного психоэмоционального настроя и благоприятных условий для работы в группе; формирование адекватной самооценки у ребят; развитие умения понимать и принимать друг друга в совместной деятельности; сплочение детского коллектива.

Содержание беседы:

1.Принятие правил взаимодействия в группе.

2.Проведение упражнений - «Разрешите представиться», «Представление в парах», «Говорю, что вижу», «Досье», «Мост симпатий», «Мое эхо».

3. Рефлексия.

Занятие 2. «Учимся владеть своими чувствами»

Цель: научить детей правильно выражать свои чувства, свое положительное отношение к другим людям; уметь оказывать и принимать знаки внимания.

Содержание беседы:

1.Упражнение «Здравствуйте, мне очень нравиться…». Рефлексия.

2. Упражнения «Найди себя», «Хорошо или плохо», «Паутина». Рефлексия.

3.Упражнения «20 Я».

4. Рефлексия.

Занятие 3. «Я  - хороший, Ты - хороший».

Цель: осознание понятий «сотрудничество», «согласованность», «атмосфера в группе»; развитие умений и навыков владения диалога, цивилизованных способов убеждения другого.

Содержание беседы:

1.Разминка -упражнение «Мяч- кому хочу».

2.Упражнения «Азбука качеств», «Список качеств, важных для установления диалога». Рефлексия.

3. Упражнение «Обмен ролями». Рефлексия.

4. Коллективное составление «Памятки диалога».

3.Упражнения «20 Я».

4. Рефлексия.

Занятие 4. «Путешествие в будущее».

Цель: активизация двигательных навыков и фантазии у детей; научить «строить» свое будующее, используя планирование и фантазирование, объединение его с настоящим; активизировать речевые высказывания; формировать установку на положительное принятие собственных изменений.

 Содержание беседы:

1.Упражнение «Смешное приветствие», «Я- взрослый», «Мое будующее», «Маленький принц». Обсуждение по вопросам.

2. Рефлексия.

Раздел.3. Спортивно – оздоровительные мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух».

Цель: Укрепление физического здоровья детей, развитие двигательной активности, ловкости, координации движений.
Воспитание любви к занятиям физической культурой.

Проведение оздоровительных мероприятий: ежедневная утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия способствуют эмоциональной разгрузке, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Подвижные и спортивные игры -подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения

   

Подвижные игры

- Групповые игры: "Коршун и наседка", "Найди себе пару", "Успей занять место", "Выше ноги", "Мяч в воздухе", "Третий - лишний" и т. д.

- Командные игры: "Успей взять кеглю", "Сбей мяч", "Бег с флажками", "Перемена мест" и т.д.

- Игры - эстафеты: "Бег по кочкам", "Эстафета с обручами", "Скорый поезд" и т. д.

В помещении подвижные игры:

- Музыкальные игры:

"Успей передать", "Кто успел, тот и сел", " Неуловимый шнур ", " Нос - ухо – нос»  и т. д.         

Практика работы по здоровьесбережению показала, что сочетание умственной деятельности с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес.

Приложение 1.

Памятка для ребёнка по профилактике травматизма в летний периодC:\Users\Руслан\Pictures\ris25062014-1.jpg

 - не бегай по дому;

- не лазь по деревьям, крышам сараев и гаражей;

- соблюдай осторожность, катаясь на качелях;

- занимаясь в секциях и кружках, выполняй требования тренера,

- не залезай на турники без разрешения и не прыгай с них;

- находясь дома, не балуйся с газовой или электроплитой, со спичками;

- не играй с огнеопасными предметами, а также вблизи костра без присмотра

  взрослых;

- не пытайся самостоятельно отремонтировать неисправные электроприборы;

- не играй на стройплощадках, не подходи к работающей или

  оставленной без присмотра строительной технике

- переходи дорогу только на зелёный свет светофора и только по

 пешеходному переходу; в местах, где нет светофора, не забывай посмотреть,

 нет ли машин, сначала – слева, затем – справа;

- не катайся на велосипеде по проезжей части дороги;

 - играя в футбол или другие подобные игры, не выбегай за мячом на дорогу. 

                                                                                                                         

                   

                                                                                                      Приложение 2.

Памятка для родителей по профилактике детского травматизма C:\Users\Руслан\Pictures\70348_html_m3b054d57.jpg

в летний период

Уважаемые родители, в связи с наступлением летнего периода возрастает

опасность получения травм.

Побеседуйте с детьми, обратите внимание на безопасность при провождении

свободного времени на улице и дома, отдыхе у водоемов.

    Постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице.

- не разрешайте ему уходить далеко от своего дома, двора,

- что- то брать у незнакомых людей,

-  рекомендуйте обходить компании незнакомых подростков,

- не разрешайте гулять до позднего времени суток,

- говорите о необходимости избегать безлюдных мест, заброшенных домов,  

чердаков, подвалов.

- не входить с незнакомым человеком в подъезд, лифт,

- не открывать дверь людям, которых не знаешь,

- не садиться в чужой автомобиль и не стесняться звать людей на

помощь на улице, в транспорте и подъезде.

      Необходимо помнить о правилах безопасности вашего ребёнка дома.

 - не оставляйте ребёнка одного в квартире с включенными электроприборами,

заблокируйте доступ к розеткам,

-избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками,

-не оставляйте открытыми оконные и балконные рамы,

 - ограничьте и сделайте подконтрольным общение ребенка в Интернете,

- во время оздоровительного отдыха детей в летних лагерях, обратите их внимание

на сохранность ими личного имущества (сотовые телефоны, планшеты),

-  проведите с детьми разъяснительные беседы о недопустимости самовольных

уходов из лагеря.

Помните! ребенок берёт пример с Вас – родителей. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев.

                                                                                                                                                                                                       Приложение 3.

Правила личной гигиены

  1. Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать.
  2. Когда моешь руки, потри щёткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей.
  3. Ноги мой перед сном каждый день.
  4. Чисти зубы утром и на ночь.
  5. Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.
  6. Вернувшись с улицы, обязательно мой руки.
  7. Научись сам следить за ногтями и стричь их.
  8. Ежедневно расчесывай волосы, если длинные — то заплетай их.

                                                                                               Приложение 4

Приемы самомассажа.

Точечный массаж – простая         

и безопасная терапия.strfas

Необходимо объяснить ребенку

серьезность процедуры и дать детям

элементарные знания о том, как

не нанести вред своему организму.

Массирование производится

надавливанием на определённые

точки. При простудных

заболеваниях и для повышения

иммунитета необходимо

массировать определённые

 точки на лице (№1, №2,№3 ).

                                                                                             Приложение 5

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз.  Глазодвигательные упражнения  позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
1.  Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке (4 — 6 раз).

 3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Частые моргания в течение 15— 30 с. закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
5. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Родничок"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Космические приключения"

Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионно-туристической и досуговой деятельности. П...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием «СПОРТ.КРУИЗ»

Данная программа является документом, регламентирующим деятельность МОУ "СОШ №121" при организации и проведении летнего лагеря.Проблема, на решение которой направлена программа: снижение уровня здоров...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.

Методические рекомендации  по организации   работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся   в разновозрастных группах  летнего оздоровительного лагеря  с дневн...

Презентация. Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей: «Я - Гражданин России!»

Обеспечить качественный отдых,  занятость детей; создать условия для развития личности ребенка в каникулярное время, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты ...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"

Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя  сказка»...