Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.
статья на тему

 

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи, невозможно минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника. Слайд №1

«Человек – существо духовное, его душа стремится к лучшему, к красоте, к истине. Духовная атмосфера в школе живёт не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер учеников»

К.Д. Ушинский

Слайд №2

        Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи, невозможно минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

     Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Слайд №3

          Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы, предлагает «портрет выпускника начальной школы», а именно: слайд №4

    - умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

    - владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах различной образовательной среды;

    - обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

    -любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    - любящий свою семью, свой край, свою Родину;

    - уважающий и принимающий ценности общества;

    - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

    - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Для того, чтобы наши обучающиеся соответствовали предъявляемым требованиям, необходимо создать условия для овладения ими базовыми компетенциями.

В своём выступлении я остановлюсь на организации работы по формированию необходимых базовых компетенций младшего школьника учителями нашего методического объединения.

Слайд№5

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС планируется и реализуется во взаимосвязи всех основных видов деятельности: а именно урочной и внеурочной  деятельности, а также внеклассной работе.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в урочной деятельности. Эффективно реализовывать концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России позволяет УМК « Школа России», который в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. УМК представляет собой завершённые предметные линии, ориентированные на освоение образовательной программы и являющиеся надежным инструментом для формирования базовых компетенций современного школьника. Слайд №6

Ни для кого не секрет, что основным предметом в становлении основ духовно-нравственного воспитания является литературное чтение. Формированию информационной компетенции способствует качественная работа с текстом литературного произведения: активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей, озаглавливание, деление на части, углублённое изучение значений слов, широкое внедрение произведений устного народного творчества при работе по идейной направленности произведения.

Слайд №7Коммуникативная компетенция совершенствуется в ходе обсуждения поступков героев, проигрывании эпизодов, инсценировании, чтении по ролям. Всё это готовит обучающихся к сотрудничеству с другими людьми, умению высказывать своё мнение. Слушать и слышать собеседника.

    Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в предметной линии окружающий мир.

 Слайд №8

Изучение таких тем, как «Что такое Родина?», « Как живет моя семья», « Моя родословная», «Родной край часть большой страны» способствует воспитанию у обучающихся любви к своей семье, своему краю, своей Родине и родному языку.

Слайд №9, 10

Вот почему важное место в духовно-нравственном воспитании младших школьников, мы уделяем урокам русского языка, на которых обучающиеся не только знакомятся с грамматикой и орфографией слов, но и пробуют себя в роли писателя, журналиста, оратора,  что способствует их дальнейшей социализации.

Слайд №11

Совершенно очевидны большие возможности по рефлексии духовно-нравственного воспитания поведения уроков ОРКСЭ, на которых обучающиеся становятся не только пассивными слушателями, а активными участниками творческих мастерских, этических дискуссий, брей- рингов, в ходе которых сталкиваются и решают различные проблемные ситуации: Кто такой настоящий друг? Может ли человек быть полностью свободным?

Всё это формирует готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, умению осуществлять информационный поиск для выполнения заданий по другим предметам.

Слайд №12

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, которые  используем в учебном процессе:

  • педагогические задачи
  • игры
  • игровые ситуации
  • изобразительная деятельность
  • прикладное творчество
  • коллективные творческие работы
  • написание детьми рассказов и стихов
  • занимательный материал
  • создание газет по материалам творческих заданий.

Слайд №13

Важное значение в духовно- нравственного воспитании младшего школьника занимает внеурочная деятельность.

Л.Н.Толстой говорил: « И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»

Слайд №14

Воспитательные результаты внеурочной деятельности можно разделить по трём уровням:

  • приобретение обучающимися социальных знаний об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

 

  • получение обучающимися опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества: Отечество, семья, культура

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

 Курс ««Знай и люби свой город» призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширить знания учащихся о родном крае, помочь ощутить свою связь с прошлым и настоящим своей Родины, овладеть начальными навыками исследовательской работы .  

  • Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, в ходе которого происходит становление социального деятеля, гражданина, курс  «Размышляем, играем, творим»

Слайд №15

Организуем разнообразные формы внеурочной деятельности:

  • этические беседы
  • экскурсии
  • исследовательские работы
  • тематические праздники
  • игровые программы

Слайд №16

Активно применяем различные приёмы и методы:

  • чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов
  • этические бесед,
  • разъяснения, внушения
  • диспуты

Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.

Слайд №17

Логическим продолжением работы по формированию базовых компетенций, относящихся к духовно-нравственному воспитанию, является внеклассная работа, в ходе которой совершенствуются следующие умения: слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрировать в группу, сотрудничать со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие.

Слайд №18

 Этому способствуют праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры, проекты.

Проекты бывают учебные и внеучебные, творческие и исследовательские. Это самое рациональное сочетание теоретических знаний и практическое применение в решении конкретных задач окружающей действительности. В проектную деятельность мы вовлекаем детей постепенно с 1 класса. Вначале это доступные творческие задания уроков окружающего мира, трудового воспитания, далее творческие дела, проводимые во внеурочное время. В следующих классах дети с большим интересом выполняют более сложные проекты, и даже научное исследование.

Слайд №19

Ведь как писал В.А.Сухомлинский: « К школьнику относиться надо, не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»

Примером такого проекта является долговременный творческий проект по изучению жизни известных людей нашего города, одним из которых является Д.И.Менделеев. С одним из продуктов данного проекта мы предлагаем вам познакомиться. Слово предоставляется ученице 2-1 класса Ерёменко Ярославе, научный руководитель Романова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС

Духовно - нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС. Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ "Ореховская С (п) ОШ"...

Презентация: «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС"

Отличительной особенностью нового стандарта является включение в учебный план раздела «Внеурочная деятельность», ориентированная на всестороннее духовно-нравственное развитие личности ребенка, направл...

Формирование информационной компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС

В работе раскрываются понятия " информационная  компетенция и компетентность", освещаются способы формирования информационной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС....

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...

Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"

Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...