Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
статья

Марина Анатольевна Лепендина

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ставровская Н.А., учитель начальных классов

ГБОУ школа №467 Колпинского района

 Санкт-Петербурга

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

           Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

   Формирование коммуникативной культуры  младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативную культуру можно назвать связующим звеном, компонентом всех видов культур. Передача опыта одного поколения другому может происходить с помощью трансформатора—коммуникативной культуры.                                                                  Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе общения.

       Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «...современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы стран, за его социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения  дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».

Формирование коммуникативной культуры  можно начинать с самого раннего возраста. Начальная школа самый благоприятный этап для развития коммуникативной культуры ребенка.

У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники.                                                                          Таким образом, коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Коммуникативную культуру можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);

3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением);

5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении)

Какое место занимает формирование коммуникативной культуры младших школьников в ФГОС? Повышается интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

Коммуникативные действия обеспечивают:

-социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные  действия могут быть разделены на три группы:

-коммуникация как взаимодействие;

-коммуникация как кооперация, сотрудничество;

-коммуникация как условие интериоризации .

Коммуникация как взаимодействие.

Коммуникативные  действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по  деятельности.

Одной из важных задач при формировании коммуникативных  действий  на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в общении;

- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;

-задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

Коммуникация как кооперация.

Коммуникативные  действия, направленные на сотрудничество.

Важным  является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной  деятельности .

Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.                                                

Учащиеся приобретают следующие умения:

- простота и чёткость речевого высказывания;

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими.

Коммуникация как условие интериоризации.

Коммуникативные  действия, направленные на формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

Третью группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. К моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по  деятельности. В 6,5 – 7 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать ( сообщать) их партнёру.

Отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести конструктивный диалог, дебаты;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

Актуальной проблемой является выбор средств  формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе.

Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. Такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Игры, которые традиционно используются для развития и поддержки мотивации, можно использовать для развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.  

 Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или  парами, и направлен не только на получение знаний, но и  на формирование ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность.

Именно начальная ступень школьного обучения должна развить коммуникативные учебные действия, обеспечить готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности

Описание опыта работы по формированию коммуникативной культуры в рамках курса"Учусь создавать проект"...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...

Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"

Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...

Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.В связи с тем, что приоритетным направлением ...