Нравственное воспитание школьников
статья по теме

Бугрова Наталия Анатольевна

Девиз каждого учителя «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше? Учитель – это наставник. В его труде – радость творчества, сила духа и способность сопереживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Орлов-Гай

Ершовского района Саратовской области»

                                                                               Учитель начальных классов  

                                                                   1 квалификационной категории  

                                                                    Бугрова Наталия Анатольевна                

                                         Орлов – Гай, 2012 г

«…….Явление нравственного воспитания

составляет главную задачу воспитания,

гораздо более важную, чем развитие ума вообще,

наполнение головы познаниями»

К. Д. Ушинский

Девиз каждого учителя «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше? Учитель – это наставник. В его труде – радость творчества, сила духа и способность сопереживания.

Каждый день, переступая школьный порог, учитель должен забывать о всех своих бедах и тревогах и входить в класс с просветленной душой и доброй улыбкой. В очередной раз ловлю себя на мысли, что задаю один и тот же вопрос: «Где взять силы для ежедневного вдохновения?» и тут же отвечаю на него: «В самой себе и в детских пытливых глазах, заинтересованных и ожидающих». Не оправдать их надежды невозможно. Они верят в меня. Поэтому мы  отправляемся с ребятами в различные путешествия, играем, беседуем, устраиваем праздники, игры, конкурсы.

Каким вырастет ребенок? Добрым? Отзывчивым? Это во многом зависит от меня.

Борис Пастернак  говорил: «О детство! Ковш душевной глуби». Я считаю: чем наполнится этот ковш, таким и вырастет этот человек. Учитель должен не только давать знания, но и воспитывать ребенка.

В каждом ребенке ищу проявления какого-либо таланта. Создаю для каждого ученика ситуацию успеха, отмечаю каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.  И в сравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой, со вчерашними достижениями.

Мои дети замечают, что я бываю разной. Большая эмоциональность младших школьников заставляет меня активнее перевоплощаться в различные образы и вести их за собой: то быть строгим судьей, то добрым другом, который может прийти на помощь в любую минуту, то смелым полководцем, который ведет свое войско на ратный бой. И все же главным условием успешного воспитания является атмосфера сотрудничества, основанная на взаимном уважении.

Отношения учителя и ученика – это радостная служба, полная фантазии и доверия. Если ребенок увидит мое открытое сердце, то с любопытством и интересом войдет в мир и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины.

Сегодня праздник. Наш класс превращается в уютную гостиную, где многолюдно. Мне нравятся сияющие лица детей, которые с нетерпением ждали праздника. Их сердца трепетно стучали в ожидании родных. Порой мама даже и не догадывается, сколько радости она приносит ребенку своим приходом на обычный школьный утренник! Добрые улыбки сияют на лицах учеников, которые являются наградой за мой труд. На протяжении многих лет я несу детям любовь, стараюсь им отдать частичку своего тепла. Вдруг вижу детский озлобленный взгляд, и душу пронизывает боль. Как много недополучил он от своих близких, если волчонком смотрит на окружающий мир. Сколько добра, тепла, любви, предназначенной ему, потерялись где-то, обошли стороной. Иногда вижу безответственность и безразличие к судьбам детей. Так и хочется сказать: «Зачем вы губите «цветы нашей земли»?».

Я учу ребенка творить, созидать собственную личность. А для этого необходима просто совесть и любовь к детям.

Считаю, что важнейшими нравственными качествами младшего школьника являются доброта, честность, справедливость, правдивость. Я провожу с детьми такие классные часы: «Подари другому радость», «Что значит быть добрым?, «Жизнь дана на добрые дела», «Чтобы мир стал добрее». Дети высказывают свое мнение, что значит быть добрым, каждому человеку нужно стремиться быть добрым ,и тогда мир для него станет добрее. Рассматриваем ситуации, читаем и анализируем детские рассказы о добрых поступках, честных и справедливых людях. На открытом классном часе в 3 классе «Если добрый ты – это хорошо…» состоялось путешествие по станциям «Народная мудрость», «Улыбка», «Волшебные слова», «Доброта в школе и дома», «Ежели вы вежливы».

Ребята расширили знания о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях. Дети исполнили песни и стихи о доброте, объясняли смысл пословиц и поговорок на эту тему. Сделали вывод: «Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству».

   Говорю детям, что не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни  нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

Воспитываю в детях вежливость. Постоянно напоминаю им, что вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Так у ребят формируется чувство удовлетворения от того, что они делают хорошие дела, приносят пользу близким, окружающим, радуют их добрыми поступками.

Учу своих детей понимать душевное состояние другого человека, его боль и тревоги, оказывать бескорыстную помощь и поддержку, быть чуткими и внимательными, отзывчивыми и сердечными.

На одном из занятий «Школа человечности», тема которого  «Забота о маленьких», была поставлена цель – воспитывать в детях внимательное, заботливое отношение к младшим. Дети нарисовали рисунки, написали сочинения о маленьких сестренках и братишках, принесли семейные фотографии. В процессе занятия прослушивались песни, стихи, рассказы о маленьких детях, рассматривались ситуации. Сделали вывод: нужно проявлять заботу и внимание по отношению к младшим сестренкам и братишкам, радоваться их успехам.

Воспитываю у детей скромность и вместе с тем негативное отношение к хвастовству, зазнайству, высокомерию.

Со своими детьми часто провожу праздники. Именно праздники вызывают положительные эмоции у ребят.

Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, и организм открывается добру и красоте. Поэтому, почти как воздух необходимы детям праздники. В пьесах, сценках, стихах, песнях, которые я включаю в сценарии праздников, в доступной форме раскрывается тема дружбы и товарищества, взаимопомощи. Родители с удовольствием помогают нам в подготовке к праздникам. Многие дети очень артистичны, с желанием выступают перед зрителями (четко и выразительно читают стихи, громко поют). Большинство родителей уделяют большое внимание своим детям, интересуются их успехами, охотно помогают учителю в решении классных проблем.

Я надеюсь, что вместе с родителями мы сформируем лучшие качества в детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Нравственное воспитание школьников"

Программа направлена на формирование таких качеств личности у детей с интеллектуальными возможностями здоровья как: осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали, кул...

Нравственное воспитание школьников

Нравственное воспитание школьников осуществляется в разных сферах их  жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влия...

Духовно-нравственное воспитание школьников

.В данной статье рассказывается о проблемах духовно-нарвственного воспитания школьников в соответствиии с новым ФГОС НОО 2-го поколения...

Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.

Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Не зря,Чем...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...