Педагогическое руководство трудом детей разного возраста, находящихся в социальном приюте.
статья

Малагина Марина Анатольевна

В статье говорится о правильной организации детского труда в условиях социального приюта, о видах трудового воспитания и задачах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое руководство трудом детей разного возраста, находящихся в социальном приюте.

                                                           Человек рождён для труда;

                                                                    труд составляет его земное счастье,

                                                                   труд - лучший хранитель

                                                                   человеческой нравственности,

                                                                   и труд же должен быть

                                                                   воспитателем человека.

                                                                                              ( К.Д.Ушинский )

Труд является одним из важных средств воспитания, формой организации деятельности детей.

В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируются нравственные качества, трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

В условиях смешанной группы воспитательное воздействие труда значительно возрастает. Совместная жизнь детей разного возраста позволяет, кроме указанных качеств, воспитывать положительные взаимоотношения между старшими и младшими детьми: заботу старших о маленьких, готовность оказать помощь, научить малыша тому, в чём он испытывает трудность и т.д..

Младшие дети проникаются уважением к старшим и более умелым товарищам, гордятся результатами их труда, радуются участию в совместной работе.

Трудовое воспитание детей всех возрастов должно быть направлено на решение следующих задач:

  1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда, формирование представлений о необходимости труда в жизни, об отношениях взрослых к труду, об общественном характере труда;
  2. Формирование трудовых навыков и их совершенствование, умение работать аккуратно, ловко, в определённом темпе;
  3. Воспитание трудолюбия, привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде;
  4. Воспитание навыков организации работы, умение готовить для неё необходимое и по окончании убирать рабочее место;
  5. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда, стремление помочь товарищу, доброжелательно относиться к работе других и т.д..

        Задачи трудового воспитания в приюте осуществляются в разных видах труда: - хозяйственно-бытовом;

       - природном;

       - ручном.

         К хозяйственно-бытовому труду относится самообслуживание и участие в поддержании порядка в приюте и на участке.

        Постепенно происходит расширение и усложнение программы путём введения новых трудовых действий и возрастания требований к самостоятельности и систематичности труда.

В осуществлении задач трудового воспитания и выполнении программных требований многое зависит от правильной организации детского труда.

       Существуют следующие виды организации труда:

- индивидуальный (должен быть в опыте младшего и старшего ребёнка подгруппами, группами, всем коллективом);

- труд рядом (основная форма организации деятельности младших детей, средних и старших). Например: посадить лук, собрать листья на участке.

- совместный труд (создаются условия для взаимодействия и формирования положительных взаимоотношений между детьми).Например: мытьё кубиков.

- общий труд (объединяет детей не только общим делом, но и общим результатом).Например: после уборки участка стало чисто, ребёнок понимает пользу общего дела.

        Индивидуальный труд организуется чаще всего в форме поручения-задания выполнить конкретную работу по самообслуживанию: переодеть рубашку, пришить пуговицу или коллективную работу: покормить рыбок, протереть стулья. Особенно важны поручения для детей младшего возраста.

        Более сложной формой организации труда являются дежурства, в процессе которых дети выполняют ряд взаимосвязанных трудовых действий.

Кроме труда, который организует воспитатель, большую педагогическую роль играет труд по инициативе детей (хорошо, если дети умеют замечать свою неопрятность и исправлять её, а также стремятся к поддержанию порядка в приюте).

       Из всего выше сказанного следует, чтобы деятельность детей строилась на различных видах труда, учитывая правильную организацию, т.к. труд имеет большое значение в развитии и становлении личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические советы по безопасности для детей разного возраста

Очень интересно. Обязательно прочитайте и возьмите на заметку. Сама мама двоих детей, очень помогло!!!...

Особенности самооценки детей разного возраста

1. Особенности самооценки мальчиков и девочек.2.Изменение самооценки от 1 к 4 классу.3. Что влияет на самооценку младшего школьника.4. Коррекция самооценки....

Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара

Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит  пр...

Стихотворения автора Ведерниковой Натальи для детей разного возраста.

Стихотворения, загадки, частушки помогут в работе как учителям, так и воспитателям детского сада....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....

Дидактическая картотека игр для детей разных возрастов

Игра - это форма ознакомления с новыми знаниями и закрепление профессиональных компетенций. Это наиболее широкое понятие, которое объединяет все игровые формы интерактивного обучения. Ключевой зд...