Как привить любовь к чтению
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Статья о том, как подвигнуть взрослых обратить внимание на чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_privit_lyubov_k_chteniyu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

     Можно ли радоваться не БЛАГОДАРЯ чему-то, а  ВОПРЕКИ?

     Эта история была написана в 1912 году и сразу покорила весь мир, заставив говорить о молодой Элинор Портер, как о классике англо-американской литературы.

   Не отдают ли дешевым оптимизмом слова «Ой, я так рада!» тогда, когда под ногами рушится мир или когда не хочется никого видеть или слышать? Почему-то от маленькой Полианны эти слова отскакивают естественно и органично и вовсе не возникает ощущения слащавой напыщенности.

   В чем же секрет маленькой девочки, которая невольно стала маячком и негласным лидером целого города, лекарством, которое прописывал врач своим самым безнадежно унылым больным?

Детство этой девочки нельзя назвать ни радужным, ни хотя бы приемлемым: ее мать, братья и сестры умерли в детстве, воспитывал ее отец - священник небольшого прихода, добрый, но не очень сильный человек. Но именно он открыл закон Радости, который впоследствии помог его дочери выдержать все, что выпало на ее долю.

Закон Радости был «открыт» самым незамысловатым образом, когда священнику, измученному нуждой и склоками внутри прихода, стало очень плохо, и он решил сосчитать тексты в Библии, которые говорили бы о радости. К своему удивлению, он обнаружил, что в текстах Священного Писания повеление радоваться встречается более 800 раз!

И священник решил, что если Сам Господь восемьсот раз призвал нас радоваться, значит Ему было угодно, чтобы люди хоть изредка это делали. Ему стало стыдно, что он так мало радуется. И с тех пор всегда, когда ему становилось тяжело «радостные тексты» помогали ему.

Чему можно радоваться? А в самом деле, чему? Ну, разве что... А вот в этой ситуации?

И вот так, шаг за шагом священник научился находить поводы для радости в самых безрадостных ситуациях. Позже он превратил это в игру, чтобы научить этому Закону свою маленькую дочь.

   Самый знаменитый эпизод-иллюстрация, с которого началась вся жизненная философия Поллианны - вообще-то трагикомичная ситуация. Девочка очень хотела куклу. Отец-священник обратился с просьбой к добрым людям (в благотворительный фонд), и те прислали ей... костыли. С этого дня и начинается эта странная игра в радость, правила которой очень просты — во всем плохом всегда есть что-нибудь хорошее. Вопрос только, на чем ты сконцентрируешь свое внимание. Можно плакать о том, что тебе не прислали куклу. А можно радоваться тому, что костыли тебе не нужны! И чем больше несчастье, тем интереснее играть в эту игру, потому что придумать причину для радости гораздо сложнее.

   Когда умирает и отец, Поллианну забирает к себе тетка. Тетя Полли — старая дева, и девочка — обуза для нее. Город, в котором она живет, живет своими повседневными заботами, проблемами и горестями. Это город взрослых людей. И нет никакого повода для радости. Все сконцентрированы на «важных», а в сущности, пустяковых ритуалах повседневной жизни, узнав о которых Поллианна спрашивает тетушку Полли: «А когда же я буду жить?!»

Поллианна врывается в этот затхлый мир, как фейерверк в больничную палату. Назвать ее трогательной - ничего не сказать. Это маленький борец. И очень сильный человечек, потому что свой девиз «Надо радоваться всему» она несет по жизни, несмотря ни на что, даже если на глазах слезы. А слезы бывают часто. И от холодной встречи тети Полли, и от душной комнатенки под крышей богатого дома тети, и от тоски по отцу, о котором в этом доме говорить запрещено.

Очень медленно, постепенно люди учатся улыбаться друг другу. Зажатые в коконы сердца их постепенно освобождаются от серых, непроницаемых оберток, таких как замкнутость, недовольство, старые обиды.

   Девочка распахивает перед всеми двери, которые были лишь слегка приоткрыты. Распахивает для встречи бурного, искрящегося урагана жизни. Той самой жизни, которая умирает в человеке унылом, отвернувшемся, в первую очередь, от себя самого. Во всех, кто сталкивается с Поллианной, после непродолжительного шока и оторопи, просыпается жажда вновь видеть небо, цветы, дарить тепло тому, кто в нем нуждается.

   Удивляюсь я этой маленькой птахе, которая, зная только правила закона Радости (который она назвала «игрой в радость»), сумела соединить с ними чувство материнской заботы ко всем жителям города. Она излечила их от язв внутреннего одиночества, придала им уверенности, подарила новое видение окружающего.

В нашей сегодняшней жизни почти все люди, за исключением единиц, ждут «сдачи» за содеянное добро. Мне кажется, что в таких случаях помощь исходит не от сердца, а от расчета.

   Поллианна не фея, у нее нет волшебной палочки или книги с заклинаниями. Они ей просто ни к чему. Она и не опытный психолог. Все куда проще. Просто она подсказала всем путь веры к осуществлению желаемого, помогла участникам «игры» освоить ее правила: «В одиночку играть скучно», «Чем труднее, тем интереснее играть». Ведь нехитрая эта «игра» доступна только тем, кто борется со слабостью, трусостью и собственной немощью.

Чудодейственная «игра» Поллианны была взращена любовью к людям и стремлением исполнить перед ними свой долг — посвятить многих и многих в тайну отца, делающую всех счастливыми.

  А человеку, решившему работать с людьми — крайне необходимое. Для чего? Примите небольшой практический совет: научитесь играть в эту «игру» сами и научите своих партнеров, детей, мужей и жен. И им и Вам станет многократно легче идти по жизни.

    Поллианна демонстрирует виртуозное владение искусством позитивной интерпретации различных проблем (преобразования их смысла), поиска новых решений. То, что казалось несчастьем, оказывается полезным. Гадкий утенок оказывается маленьким лебедем. Неприятность оказывается благодеянием. Лягушка может превратиться в принцессу...

     Проблемы не исчезнут сами по себе, с ними все равно придется что-то делать, но чем больше у вас будет способов по-разному посмотреть на них, тем легче их будет разрешить!

Как привить любовь к чтению?

Многие сетуют в наше время на то, что детей не оторвать от компьютера, ничего им не интересно, книг не читают и не желают, не любознательны. А ведь важность чтения не требует доказательства: более успешным в учёбе и, как следствие, в будущей карьере (и в жизни), может быть только любознательный и читающий человек. Задача каждого из нас –  прививать нашим детям любовь к прекрасному русскому слову, любовь к великой русской литературе, любовь к своей стране, любовь к  жизни.
 

  Надежд на то, что дети не будут проводить время у компьютера, уже практически нет, – это данность, и нужно думать, как использовать эту данность во благо. Среди прочих развивающих эффектов, которые можно извлечь из пристрастия ребёнка к компьютеру, к виртуальным играм, нужно назвать также возможность научиться читать посредством компьютера.
      Говоря о «врагах» чтения, т.е. тех объектах, которые больше всего конкурируют с книгами и заменяют их, нельзя не упомянуть о телевизоре.
Нынешние дети к нему «прочно» привязаны – появилось множество мультипликационных сериалов, которые заполняют значительную часть времени в жизни ребёнка. Не так просто взять и выключить телевизор, заставляя насильно читать. Скорее всего, результатом будут испорченные отношения с ребёнком и отвращение к чтению. Можно попробовать воспользоваться компромиссным вариантом.
         Кода-то росло поколение детей, для которых любая завалявшаяся дома или принесённая кем-то книга была самым ценным сокровищем – это было самое главное развлечение, других способов перенестись в иную действительность не предлагалось, только собственное воображение. Не считая, конечно же, кинофильмов, показ которых был целым событием.
Потом росло поколение «телевизора» – кроме книг и уже гораздо более доступного просмотра кинофильмов, появился телевизор! Стало не таким актуальным и обязательным чтение книг – многое можно было посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением, хотя разнообразие было не так велико, как сейчас. Поэтому всё же читали – ценность книги была всё ещё очевидна.
   Нынешним детям предлагается такое количество альтернатив окружающей их действительности, столько способов и возможностей воспользоваться чужим воображением, не напрягая своего и не развивая его, что книгам невероятно трудно и часто уже невозможно выдержать конкуренцию со всеми новшествами. От этого их ценность не уменьшилась, просто
нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения.

  Как же привить интерес к чтению? Этот вопрос целесообразно поднять на заседании родительского собрания.  Вот несколько рекомендаций для родителей:

1. Не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

4. Останавливайтесь на самом интересном месте. Заинтересованному ребенку ничего не останется, как дочитать до конца.

5. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим, это сформирует привычку ежедневного общения с книгой.

6. Рассказывайте детям о ценности чтения. Приводите примеры положительного влияния книги на жизнь.

7. Развивайте воображение ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, представлять мысленно героев.

8. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что–то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

9. Создайте дома детскую библиотеку.

10. Семейное чтение – это помимо значительной работы ума и сердца, еще и возможность внутрисемейного общения. Любовь родителей, их тепло, передаваемое вместе со Словом, это и есть основа нравственного становления ребенка. Нет ничего прекрасней, как собраться семьей и просто почитать в удовольствие хорошую книгу, обсудить ее. Недаром говорят: «Вся семья вместе – душа на месте».

  Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте
Среди способов разнообразить процесс чтения более активными занятиями, стоит назвать также рисование героев истории. Кроме этого, можно лепить их из пластилина, делать аппликацию, вырезать из бумаги, можно даже сшить понравившегося героя или вышить его.

          

                            В одно окно смотрели двое.
                            Один увидел дождь и грязь.
                            Другой — листвы зелёной вязь,
                            Весну и небо голубое.
                            В одно окно смотрели двое...
                                                  Омар Хайям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Как привить любовь к чтению"

Сообщение на родительском собрании "Как привить любовь к чтению"...

Родительское собрание в 1 классе "Как привить любовь к чтению"

Собрание проводится с целью помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, познакомит их с результатами развития читательских умений учащихся клас...

Как привить любовь к чтению

Материал к родительскому всеобучу.           Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без...

Как привить любовь к чтению книг?

Рекомендации родителям, как привить любовь к чтению книг....

Памятка "Как привить любовь к чтению".

Памятка для родителей поможет привить детям любовь к чтению....

Как привить любовь к чтению.

11 советов как привить любовь к чтению....

Как привить любовь к чтению.

Тема для родительского собрания...