Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»
методическая разработка

Максимова Надежда Васильевна

Содержание:

 

  1. Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья их схематическое деление на группы.
  2. Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Подвижные игры и их значение для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Творческие игры и их роль в коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Игры — забавы и роль в деле раскрепощения личности.
  6. Самостоятельные игры — проявление свободной деятельности детей  с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

                                                              

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               

Государственное образовательное учреждение Тульской области

          «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»

 «Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»

                                   Выполнил: воспитатель ГПД  Максимова Н.В.

                                              Тула, 2021 г.

                                                            Содержание:

Введение.

  1. Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья их схематическое деление на группы.
  2. Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Подвижные игры и их значение для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Творческие игры и их роль в коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Игры — забавы и роль в деле раскрепощения личности.
  6. Самостоятельные игры — проявление свободной деятельности детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение.

 Использованная литература.

                                                             

                                                                 Игра — путь детей к познанию мира,

                                                                 в котором они живут и который

                                                                  призваны изменить.

                                                                                                           А.М.Горький

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                            Игра — дело серьёзное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились творческим отношениям.

       Благодаря игре дети усваивают определённые стандарты, роли и нормы поведения в обществе, развиваются в личностном и межличностном планах. В игровой деятельности возможно формирование симпатий и антипатий, эталонов поведения и основных ценностных приоритетов

       Игра — вечный спутник детства. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах, является падчерицей в школе, - на уроках, в группах продлённого дня, даже на переменах. Она почти не имеет прописки во внешкольных учреждениях. А в летних лагерях её активно вытесняют дискотеки. И что особенно странно — во дворах и на улицах мы встречаем игру всё реже и реже. Многие игры детей уже смело можно записывать в «Красную книгу». Они ушли безвозвратно вместе с поколением старших людей.

 

       От усваиваемого опыта в игровой деятельности зависит и обучение в школе в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что у первоклассников на момент начала обучения в школе ещё не завершено формирование позиции «Я - школьник,  Я - ученик», оказывающей позитивное воздействие на все сильные и слабые стороны развития психики младшего школьника. Игра помогает младшим школьникам более успешно адаптироваться в новой жизненной ситуации, сформировать образ себя как школьника.

        Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

                              Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

            Игровая деятельность в школьной ситуации важна как для нормально развивающихся детей, не имеющих различных отклонений в психофизическом и личностном развитии, так и для детей с ОВЗ. Особо остро проблема формирования игровых действий и операций встаёт перед детьми с ОВЗ, испытывающих значительные трудности не только в адаптации к школьной ситуации, но и в реабилитации в целом.

            Данная проблема осложняется тем, что любой физический дефект негативно влияет на психическое развитие обучающихся с ОВЗ. Сама социальная ситуация развития детей с ОВЗ характеризуется значительным сужением мира, окружающего ребёнка. В ряде случаев мы имеем дело с личностью, которая адекватно воспринимает себя, несмотря на имеющиеся особенности психофизического развития. Но иногда проблема врастания в школьную ситуацию осложняется тем, что у ребёнка недостаточно развит опыт ролевого и социального взаимодействия, что значительно затрудняет процессы адаптации, реабилитации в социуме.

      Детство многое теряет, если из него уходит «вечный двигатель» творчества, активной деятельности, самопознания и самовыражения — Игра.

      Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Поистине — поле чудес. Игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте и радостям физического или интеллектуального напряжения.

      Игра — явление сложное, многогранное. Игра — оружие обоюдоострое. Не надо каких-то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.

      Игра — сфера сотрудничества, содружества детей и взрослых дома и в школе.

     Игра — неповторимый и суверенный мир Детства, живущий по своим вечным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого. Игру можно смело отнести к величайшему изобретению человечества за те богатейшие потенциалы, что в ней заложены исторически. Заложены мудростью народной, её непреходящими ценностями.

       Самое важное занятие ребёнка — игра. В играх происходит развитие всех высших психических функций. В играх закладывается и формируется личность ребёнка, развиваются черты характера: настойчивость, честность, смелость, целеустремлённость, выдержка. В играх ребёнок развивается физически: становится ловким, сильным, совершенствуется координация движений, быстрота реакции. В играх дети обучаются жить в обществе, приобретают умение общаться с другими людьми. В играх ребёнок знакомится с миром людей и миром вещей, узнаёт назначение вещей, способы их применения, овладевает навыками отношений между людьми, знакомится с профессиями.

        Н.К.Крупская писала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развивается физическая сила ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организаторские навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее. Игры для школьников — способ познания окружающего».

  1. В практике воспитания детей с ОВЗ наибольшее значение приобрели игры с готовыми правилами:

-  познавательные, интеллектуальные;

-спортивные и подвижные;

-строительные, конструкторские, трудовые;

-игры- шутки, игры — забавы;

-сюжетно — ролевые или самостоятельные.

      Дети с ОВЗ характеризуются прежде всего отсутствием устойчивого познавательного интереса и, кроме того, они редко сами проявляют активность в познании каких-либо явлений окружающей действительности. Игра помогает таким детям коррегировать их психическое развитие, эмоционально — волевую сферу, а также активизирует познавательную деятельность, формирует навыки и умения учебной деятельности.

  1. Познавательные игры играют решающую и направляющую роль в формированиии коррекции личности детей с ОВЗ. Они знакомят детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.

Познавательная игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка с ОВЗ.

        Правомерно ли учение без увлечения? Нет, ибо тогда оно перестаёт быть познанием. Познавать что-либо страшно интересно — открываешь новое, неизведанное, любопытное, становишься богаче. Другое дело, что познание есть труд души и ума, иногда очень нелёгкий, требующий напряжения, терпения, воли, настойчивости. Но это напряжение — процесс увлекательный, это ведь игра ума. А гимнастика ума для нормального человека — наслаждение. Для ребёнка с ОВЗ это иногда становится невыносимой мукой. Поэтому для создания устойчивого познавательного интереса и активизации познавательной деятельности я использую игры — тестирования, которые помогают детям узнать себя, раскрепоститься, нацелиться на лучшее. («Расскажи мне обо мне», «Кто я? Какой я?», «Какой у вас характер?», «Умеете ли вы слушать собеседника?»).

        Познавательные игры — одно из действенных средств воспитания ума. Они способствуют развитию у детей с ОВЗ зрительных, слуховых, осязательных и др. ощущений, уточняют знания детей с ОВЗ о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смелость, речь.

  1. Подвижные игры — это игры, основанные на различных движениях для развития координации и точности у детей с ОВЗ. В подвижных играх совершенствуются движения детей, развиваются наблюдательность, внимание, воля и выдержка, ловкость и находчивость, глазомер, меткость и т. д. Основное содержание подвижных игр — ходьба, бег, прыжки, бросание. Таким образом, каждая игра имеет тренировку отдельных видов движений, определённых групп мышц.

       Дети с ОВЗ отличаются от сверстников моторной неловкостью, недостаточным развитием координационных механизмов рече- двигательного анализатора.

        Подвижные игры способствуют не только правильному физическому развитию детей, но и оказывают положительное влияние на их психическую деятельность.

       Перед каждой подвижной игрой провожу обучающие беседы с целью расширения представлений детей об окружающем мире.

      Игра — есть движение. А движение, как известно, форма жизни. Человек, не одарённый художественным чутьём, в движении видит простое силовое действие, а не энергию, превратившуюся в физическую силу. Он замечает только результат, но ему непонятны мотивы и связанные с ними душевные состояния ребёнка. А ведь каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определённого настроя играющего. В подвижных играх у ребят движения естественны, раскованны. Я считаю, что наше тело со всеми его сложными органами дано для выражения таящихся в нас сил — значит для движения.

      Движения порождают в нас одновременно физические и моральные ощущения, ощущения присуще нашему телу жизненной силы и сознание того, что эта сила подчинена нашей воле. Уже поэтому подвижные игры важный источник развития.

      Подвижная игра снимает усталость. Дети с ОВЗ устают на уроках и самоподготовках физически, им нужна разрядка.

       Подвижные игры многоплановы. Они дают высокую нагрузку ногам (игра «Классики», игры со скакалками), упражняют и развивают мышцы рук («Русские единоборства», «Штандр» и др.), включают в работу весь организм ребёнка («Проверка», «Пожар», «Поймай за хвост дракона» и др.).

        Вовлекая детей в подвижные игры, развивая у них интерес к игре, они развились физически, укрепили свою волю, стали более дружными.

  1.  Творческие игры (строительные, трудовые, конструкторские).

       В каждом ребёнке живёт созидатель и разрушитель. Уже с двух лет дети пытаются что-то строить. В таких играх всегда есть конечны результат. Они знакомят ребят с различными материалами, инструментами, орудиями труда, простейшими трудовыми операциями.

      Эти игры способствуют развитию конструкторского мышления у детей, доставляют им чисто эмоциональное наслаждение при решении творческих задач. Такие игры коррегируют в них устойчивость внимания, умения быстро и без лишних затрат сил сосредоточиться на любом объекте.

 

  1. Игры — шутки, игры — минутки, игры — забавы.

       Вообще-то все игры для детей-развлечение, но есть такие оригинальные игры, которые кроме как разрядку, весёлой минуты юмора и смеха ничего другого не вызовут. Эти игры положительно влияют на эмоции детей.

      Проводя игру-забаву, передавая детям свои интересы, вкусы, привычки, я не только получаю возможность воспитывать ребят без нравоучений, но и подмечать много интересного в их поведении, темпераменте, характере.

      Подвижной игры ребёнок с ОВЗ может бояться, в познавательную не включиться, а мимо игры-забавы вряд ли пройдёт.

       Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия работают синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память. Честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом всё то, что составляет богатство человеческой личности.

  1.  Самостоятельные игры.

         Обычно цель, содержание и правила самостоятельных игр определяются самими детьми. Характерной особенностью игр является отражение бытовых и общественных явлений окружающей действительности, деятельности человека и отношений между людьми.

       Но не следует думать, что ребята в этих играх копируют окружающую жизнь. Самостоятельные игры являются проявлением свободной деятельности детей с ЗПР, в которых, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, своё понимание нашей действительности, свои интересы и чувства. В процессе игр происходит формирование черт личности, активное отношение к окружающей действительности.

      В творческой игре дети с ОВЗ проявляют свои возможности, свои моральные пределы. Игру-жизнь, игровую деятельность этого плана можно рассматривать как известный образ, модель их поведения.

Заключение.

      Игра — мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

     Дети с ОВЗ приобретают жизненный опыт в своей деятельности, в своих играх. И, становясь взрослыми, унося с собой в жизнь замечательные свойства своих игр — доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь.

И всем этим правит её Величество — Игра.

Использованная литература:

 

  1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
  5. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971.
  6. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
  7. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
  9. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  10. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
  11. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
  12. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966.
  13. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"

Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИЦикл коррекционных занятий, направлен на реабилитаци...

Игра как способ развития социальной компетентности учащихся

Статья по теме "Игра как способ развития социальной компетентности учащихся"....

Педагогическая поддержка социально и педагогически запущенного ребёнка младшего школьного возраста в условиях ФГОС

В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. Ежедневно средства массовой информации сообщают нам о пре...

"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"

АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...

"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"

Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...

«Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»

Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья их схематическое деление на группы.Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возмож...