"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Бородина Лариса Борисовна

АННОТАЦИЯ

Будущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач современной школы  является  патриотическое воспитание подрастающего поколения, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма в современной школе определяется как целенаправленная  деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы, поведения гражданина и патриота России (по ФГОС).

Одним из основных способов нравственно-патриотического воспитания в школе  является участие школьников в проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен в современной образовательной системе. Он позволяет каждому  почувствовать себя исследователем, помогает не только максимально раскрыть возможности школьников, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, школы и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство.  

Методические материалы, представленные творческой группой учителей ГБОУ школы "Тутти" в сборнике "Любовь к Родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении", призваны обновить  содержание  образования детей в области гражданского и патриотического воспитания через представление  общественности России личного педагогического опыта. Задачей  нашего коллектива является привитие детям чувства любви к Родине, своему городу на основе приобщения к родной природе, культуре, истории своего народа, традициям своей семьи по средствам широкого вовлечения учащихся в проектно - исследовательскую работу. Цель нашей работы мы видим в духовно-нравственное воспитании учащихся, развитии патриотизма, национального самосознания и любви к Родине, а также в укреплении семейных традиций и  родственных связей.

Авторы предлагают познакомиться с одной из самых интересных страничек нашей школьной жизни:  участие коллектива ГБОУ школы "Тутти" (детей, учителей, родителей, культурной общественности Санкт - Петербурга) в ряде общешкольных мероприятий, которые, по нашему мнению, стали реальным вкладом в организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lyubov_k_rodine_nachinaetsya_s_semi.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:

Бородина Лариса Борисовна,

учитель начальных классов, председатель МО

 учителей начальных классов;

Вильгота Галина Владимировна,

учитель начальных классов;

Федорова Вера Александровна,

 учитель русского языка и литературы, председатель МО

учителей гуманитарного цикла

ГБОУ школа "Тутти"

Центрального района Санкт - Петербурга

Адрес: пр. Литейный д. 46 лит. А

конт. тел.:+7 911 760 61 48

"Любовь к родине начинается с семьи:

Социально-педагогический проект

как способ организации работы

по патриотическому воспитанию обучающихся

в современном образовательном учреждении"

      АННОТАЦИЯ

Будущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач современной школы  является  патриотическое воспитание подрастающего поколения, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма в современной школе определяется как целенаправленная  деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы, поведения гражданина и патриота России (по ФГОС).

Одним из основных способов нравственно-патриотического воспитания в школе  является участие школьников в проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен в современной образовательной системе. Он позволяет каждому  почувствовать себя исследователем, помогает не только максимально раскрыть возможности школьников, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, школы и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство.  

Методические материалы, представленные творческой группой учителей ГБОУ школы "Тутти" в сборнике "Любовь к Родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении", призваны обновить  содержание  образования детей в области гражданского и патриотического воспитания через представление  общественности России личного педагогического опыта. Задачей  нашего коллектива является привитие детям чувства любви к Родине, своему городу на основе приобщения к родной природе, культуре, истории своего народа, традициям своей семьи по средствам широкого вовлечения учащихся в проектно - исследовательскую работу. Цель нашей работы мы видим в духовно-нравственное воспитании учащихся, развитии патриотизма, национального самосознания и любви к Родине, а также в укреплении семейных традиций и  родственных связей.

Авторы предлагают познакомиться с одной из самых интересных страничек нашей школьной жизни:  участие коллектива ГБОУ школы "Тутти" (детей, учителей, родителей, культурной общественности Санкт - Петербурга) в ряде общешкольных мероприятий, которые, по нашему мнению, стали реальным вкладом в организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

***

Любовь к родному краю, родной культуре,

 родной речи начинается с малого

 – с любви к своей семье,

 к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству    

Д.С.Лихачёв

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Цель патриотического воспитания в школе - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, воспитание достойных граждан России, патриотов своей Родины. Школа призвана формировать у подрастающего поколения представления о великом прошлом и настоящем своей Родины на основе сохранения преемственности поколений,  уважения к военной истории России, чувства гордости за свое Отечество.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в современной школе  является участие в проектной деятельности. Задачи проектно - исследовательской работы, организованной в современном образовательном учреждении в области гражданского и патриотического воспитания:

формировать представление об истории России, используя различные виды деятельности (художественный труд, музыкальное и литературное творчество, исследовательскую работу);

пробуждать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города и страны;

знакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями, участниками войны, ветеранами;

показывать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны, их самоотверженный труд и выдающиеся человеческие качества в мирное время;

развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки, посвященных истории своего Отечества;

привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала;

повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.

Метод проектов актуален и эффективен в современной образовательной системе. Во-первых, проект не привязан к школьной программе и не имеет четких границ, он позволяет каждому  почувствовать себя исследователем, помогает не только максимально раскрыть возможности школьников, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, школы и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство.  

***

В настоящее время именно  на современную  школу возлагается ответственность воспитания  у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, воспитание любви к родному  городу,  к своей семье, к своей школе. Поэтому начиная с раннего возраста дети знакомятся с гимном, флагом и гербом России. По карте  ребята  узнают, как огромна территория  России, сколько народов и национальностей населяют нашу страну, и что каждый народ имеет свои обычаи и традиции, свою культуру. Мы гордимся, что живём в России, что мы – россияне. Россия – родина – мать. Все чаще произносятся в современной школе эти священные для каждого россиянина слова. Но каждый, живущий в нашей стране, имеет свою малую родину, город, в котором он родился и живёт.

Одним из способов организации работы по патриотическому воспитание в школе по  ФГОС  осуществляется  через проектную деятельность учащихся, которая носит исследовательский характер. Этому посвящён  проект учащихся начальных классов «Моя малая Родина»   по окружающему миру. Девиз проекта: «Чтобы любить свой родной город Санкт-Петербург и гордиться им, его надо хорошо знать!» Детям младшего школьного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того места, где находится школа, с Литейного проспекта. Ребята во время экскурсий  познакомились с достопримечательностями, расположенными около школы. Затем выполняют задание:  подготовить фоторассказ о любимых местах  в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, о достопримечательностях, которые ребята  часто посещают вместе с родителями, гуляя по городу и его пригородам. Совместно в классе был разработан  план проекта,  определены сроки его выполнения, а также, как будет выполняться работа: индивидуально, в паре или в группе друзей. Работая  над проектом, ребята  вместе с родителями занимались исследовательской деятельностью, которая была направлена на самостоятельное добывание знаний по истории  города и его пригородов. Результатом работы  явились презентации, которые  также помогли ребятам подготовить родители. Цели проекта были достигнуты. Каждый участник проекта  мог твёрдо сказать:   Я люблю свою Родину - Россию! Я люблю свой город – Санкт-Петербург!

***

Патриотизм – одна из важнейших черт  воспитания всесторонне развитой личности. Школьные годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности. Поэтому важно правильно организовать  процесс воспитания  и  усвоения детьми опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания  окружающей их социальной действительности.

Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. Этому посвящён проект «Моя семья».

Проект  решает  следующие задачи:

1) воспитывать  чувство  самоуважения  через   добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям;  

2) воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям;

 3) формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Работая над проектом, ребята собрали фотографии всех членов семьи, совместные дела и праздники, проводимые в семье. На презентации проекта дети представили газеты, фоторассказы, альбомы  о своих семьях.

***

В 2015 году вся мировая общественность отметила  знаменательную дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждая годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне - это отличная возможность ещё раз вспомнить и почтить памятью и вниманием всех тех, кто причастен к этой знаменательной дате, тех, кто дал нам возможность жить в мире и согласии, чувствовать себя свободными и счастливыми людьми, гражданами нашей необъятной Родины.

Создание проекта «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны» направлено на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории и предполагает широкое привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.

Проект организуется и проводится инициативной группой учителей и учащихся в рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  • знакомство учащихся с историей своей семьи в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, сбор информации о ближайших родственниках – участниках войны и тружениках тыла;
  • представление результатов исследований участников проекта на школьной конференции;
  • оформление выставки работ участников проекта, приуроченной к празднованию 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне;
  • создание альбомов «Бессмертный полк «Тутти» и «Книга памяти «Тутти».

Участниками проекта являются учащиеся 1-11-х классов.

Проект реализуется в два этапа: I этап включает в  сбор информации о родственнике (родственниках), биография которого (которых) связана с героическим прошлым Великой Отечественной войны и представление результатов  своих исследовательских работ на рассмотрение жюри; II  этап - представление лучших работ на школьных конференциях, оформление альбомов и стенда, награждение участников проекта.  

Работы были представлены в форме слайдов, содержащих сведения о родственнике - участнике Великой Отечественной войны (фото, краткие биографические сведения, краткий рассказ о военных события), презентаций, сочинений, эссе, интервью по теме проекта, стихотворений, которые были представлены в программе мероприятий школы, посвященной празднованию 70 - летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне (Уроки Мужества, литературно - музыкальная композиция "Нам дороги эти позабыть нельзя!", встречи с ветеранами ВОВ, жителями блокадного Ленинграда, бывшими узниками нацистских концлагерей).

На заключительной конференции обучающихся участники проекта были награждены  грамотами, дипломами и памятными призами. Лучшие работы вошли в сборник материалов проекта (Спб, из-во "Словесник", 2015)  Особая награда учреждена для класса – самого активного участника проекта, а также для самого активного классного руководителя.

***

Воспитание  чувства любви к Родине через проектную деятельность  – это  воспитание любви к своей школе, уважения к своему классу.  В начале сентября традиционно проводятся беседы о школе, дети знакомятся с историей здания, в котором расположена школа, с ее традициями. Затем организовывается  обзорная экскурсия по школе: знакомство  детей с теми помещениями, которые  имеются  в школе, с людьми, работающими в нашей школе. После экскурсии даётся задание: работаем над проектом  «Мой класс и моя школа». Цель проекта:

1) воспитывать чувства любви и гордости за свою  школу, за её культурные  традиции, чувства уважения к старшим, любви к своей школе и друзьям;

2) воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории школы и ее традициям;

3) формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Презентации, представленные детьми по проектам «Моя семья», «Мой класс и моя школа» показали в каких семьях растут дети, какие общие интересы, дела и традиции есть у каждой семьи, как ребята любят свою семью, своих родителей. А также какие традиции  есть в школе «Тутти», как проходят праздники в начальной школе, и как  ребята любят свою  школу  и своих учителей.

Подведению итогов исследовательской деятельности учащихся в течение года служил конкурс проектов «Я и мой мир», на котором все участники  были награждены дипломами победителей и участников  конкурса проектов.

***

Обобщением опыта проектно - исследовательской работы в области гражданского и патриотического воспитания стал семинар учителей разных школ города "Роль семьи и школы в нравственно - патриотическом воспитании школьников". Тема семинара очень актуальна в наше время, так как деятельность школы в организации работы по патриотическому воспитанию  детей и молодежи с всеобъемлющим привлечением к этой работы семьи  с каждым годом только доказывает свою важность и необходимость. Ведь основное воспитание ребёнок получает в семье, а школа только активно дополняет и корректирует его. Роль семьи в жизни ребёнка нельзя переоценить, она велика и бесценна. Точно так же нельзя недооценить роль школы в жизни ученика и подрастающего гражданина нашего общества. Эти два мира настолько важны для современного человека, насколько важен свет и вода для всего живого. Так и хочется сказать словами из всем известного мультфильма "Пусть растёт, пусть растёт, чудо пусть произойдёт! В землю семя посади, что с ним будет погляди, скажем –пусть растёт!"

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у подрастающего поколения должны быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Теперь проектная деятельность занимает важное место в жизни школьников. Она способствует воспитанию у ребят чувства любви к  Родине, к своей  семье, родной школе. И эта работа продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины"

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины"...

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного проц...

"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"

Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны

Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...