внеклассное мероприятие "Там на неведомых дорожках"
материал (2, 3, 4 класс)

Афонькина Нина Вячеславовна

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия - «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья». С каждым годом активный туризм в России становится все более популярным.  Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой — он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Поэтому цель данного мероприятия: расширить знания детей о туристическом походе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_-_kopiya.docx470.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Там на неведомых дорожках»

(тема методической разработки)

Автор:

Афонькина Нина Вячеславовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ (ОЦ) с.Челно-Вершины

2021г.

  1. Пояснительная записка

   Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия - «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

   Тема - «Там на неведомых дорожках»

   Актуальность

   Впереди лето.  С каждым годом активный туризм в России становится все более популярным.  Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния кардио-респираторной системы, проявляющееся в увеличение ударного объема крови, увеличение мощности вдоха, выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. [1]

Туризм как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др), по-новому звучат приобретенные на уроках окружающего мира знания. В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой — он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Поэтому цель данного мероприятия: расширить знания детей о туристическом походе.

 

 Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  • Научить правильно упаковывать, хранить и транспортировать продукты в походе;
  • Познакомить детей с флорой села Челно-Вершины, её богатством и разнообразием;
  • Познакомить учащихся с режимом питания и требованиями к продуктам питания;

    Целевая аудитория данного мероприятия: методическая разработка данного мероприятия направлена на 9-10 летних учащихся 3 класса.

   Форма проведения воспитательного мероприятия: семинар-практикум, сочетание фронтальной, индивидуальная и групповой работы.

   Педагогические технология, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Для достижения планируемых результатов применялась учебно-исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследовательской деятельности:

- постановка проблемы

- ознакомление с литературой

- сбор материала

- анализ

- обобщение

- выводы 

   Оборудование: презентация, набор для проведения опыта, три рюкзака, предметы для сбора рюкзака, картинки с продуктами, цветные карандаши, фломастеры, листы А-4

   Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

· проявлять познавательную инициативу;

· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· владеть монологической и диалогической формой речи;

Познавательные универсальные учебные действия

· высказываться в устной и письменной форме;

· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Методы организации деятельности: словесные, наглядные, практические.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная методическая разработка даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубже вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировозрения.

«ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ»

Этап

Содержание

Ученики

Ресурсы

Орг момент. Мотивация

Ребята, послушайте стихотворение Владимира Кокорева и скажите, что рекомендует нам автор.

Мне кажется, в любой сезон

В лесу приятно прогуляться.

Пусть даже здесь ты по делам,

Найди возможность задержаться.

А лучше праздно, не спеша

Пойти на пешую прогулку,

Приятней это и полезней,

Чем в городе по переулку.

- Как вы думаете, почему автор предлагает нам прогуляться по лесу?

Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах

Таким образом вы сами сформулировали цель нашей сегодняшней встречи.

- В чем заключается польза от лесных прогулок?

- Я тоже приглашаю вас сегодня в поход в лес. 

Постановка проблемы

Учащиеся формулируют мысли

Мы знакомы с экскурсиями по окружающему миру. А все ли мы знаем для того, чтобы удачно сходить в поход?

Введение в тему занятия - актуализация

знаний

   Основной этап

Задание для учащихся.

На занятии обобщим ваши туристические и экологические знания.

Есть у туристов свой закон:

Не плачь, крепись, терпи

И друга поддержи плечом

Надежным будь всегда в пути!

- Важно ли в походе иметь настоящего друга? Почему?

- Какие песни о дружбе знаете?

Каждый турист всегда должен помнить о том, что от его поведения в походе, зависит сохранность главного богатства нашей страны - природы. Каждый, кто собирается в поход, должен знать и выполнять правила туристов.

Давайте поработаем в группах: 

сформулировать правила туристов. (на доске экологические знаки, которые помогут вам, сформулировать правила).

Большое значение в походе имеет снаряжение. Оно должно быть надежным, прочным, удобным, легким. Отгадайте мою загадку:

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной

- Как правильно собрать рюкзак?

- Работаем в группе: «Собираем рюкзак».

Самое важное для туриста - собрать рюкзак, надо ничего не забыть и желательно, не брать лишнего, а ведь все вещи надо еще и правильно уложить. Нужно правильно соединить правую и левую части.

Хлеб, сухари

К спине

Тяжелые предметы

Сверху

Спальный мешок, одежда

На дно

Кто же прав?

Проверка рюкзаков от каждой группы.

Основные правила укладки рюкзака.

- рюкзак укладывается накануне похода - вечером, а не утром за час до отхода; собирать вещи нужно обязательно по списку, который составляется за день-два до похода;

- к спине располагаются мягкие вещи;

- тяжелые вещи класть вниз, а не сверху и ближе к спине;

- не бойтесь туго набивать рюкзак, неплотно уложенные вещи при ходьбе начинают смещаться;

- укладывая рюкзак, учитывайте, какие из вещей понадобятся в первую очередь, тогда нет смысла убирать их далеко в глубь рюкзака;

- наружные карманы рюкзака используются как для мелких вещей, так и вещей, которые понадобятся в пути;

Вывод: Так как необходимо укладывать вещи в рюкзак?

Поют песню «Вместе весело шагать по просторам»

   Формулирование правил

Работа в группах

 сбор рюкзака

презентация

   Экологические    знаки

Каждая группа     получает рюкзак и  предметы.

А теперь поговорим, где же мы остановимся в походе?

Выбор места базирования должен начинаться с оценки безопасности рассматриваемых вариантов.

- Как правильно выбрать место базирования, т.е там, где мы сделаем привал? (ответы учащихся)

В первую очередь необходимо оценить природные источники опасности – наличие диких зверей, змей, опасных участков местности: болот, камнепадов, лавин и т.д.

Отдельно стоящие деревья также не подходят для проведения ночевок и дневок. В случае грозы они будут первыми мишенями для мощных электрических разрядов.

Мы на привале и нам необходимо развести костер.

Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимайте руки, если считаете, что это правильно.

-  найти старое кострище

- костер разводит только ребенок;

- разжечь костер в ветреную погоду

- разжечь костер на сухой траве, вблизи хвойных деревьев

- снять верхний слой почвы по кругу и сложить в сторону

- для дров спилить молодое дерево

- для костра берут сухие ветки, лежащие на земле

- сесть очень близко к костру

- перед уходом засыпать костер конфетами

- перед уходом заливают костер водой, закрывают снятым слоем почвы.

Вывод: Итак, как правильно разводить костер?

А без чего еще мы не сможем обойтись в походе? Ну, конечно же, без продуктов питания.

Игровое задание «Что едят в походе и на пикнике»

Задание для учащихся. Рассмотрите картинку.

Какие продукты можно взять в поход, а какие на пикник?

Что нельзя брать с собой в длительный поход?

Какие из продуктов не стоит брать ни в поход, ни на пикник?

Самостоятельная                 работа

Задание:

Выберите и раскрась продукты, которые можно взять с собой в   поход.

После привала, мы снова отправляемся в путь.

Фронтальная работа

презентация

Индивидуальная работа на листочках

Природная кладовая.

  Природа солнышком украсила поляну, на которой расположилась группа! Красота! А сколько полезного и вкусного вокруг! Мы с вами уже знаем, что туристы всегда стремятся разнообразить походный рацион. В пути нам встречается много растений, ягод и грибов. А вот какие из них будут нам полезны, а какие даже опасны, мы сейчас и узнаем.

 

Важно! Прежде, чем садится кушать не забудь помыть руки

Выступления детей (подготовили с помощью родителей) о растениях Челно-Вершинского района.

Слушают и отмечают: название растения и для какого блюда его можно использовать

картинки с флорой Челно-Вершинского района.

Проведение опыта

 Почему нужно мыть руки.

Микробы окружают нас повсюду. И от них важно защищаться. Как мы это делаем?

В обычной жизни мы моем руки с мылом или обрабатываем их антисептиком.  Но можем ли мы быть уверены, что это работает? Проверим на опыте: берём чашечку с водой. Вторым этапом насыпаем в неё черный молотый перец. Мы сымитировали водную среду. А именно в водной среде микробы чувствуют себя прекрасно. Прикасаемся пальцем к перцу в воде. Вирусы и микробы остаются на руках. А теперь капаем капельку мыла на палец и опускаем в тарелку с водой. Как видно вирусы и бактерии разбегаются от обработанного мылом пальца.

Вывод: если наши руки обработаны мылом, то вирусы и бактерии нам не страшны. Они разбегаются от наших чистых рук.

Блюдечко с водой, черный молотый перец, жидкое мыло

Опытный турист знает, что помимо продуктов, в рюкзак необходимо положить аптечку. А что в ней должно быть, вам расскажет наша школьная медсестра Болтинова Наталья Викторовна.

Творческое задание для групп.

Нарисуйте памятку для туристов, отразив одно или несколько правил.

Листы А-4. Цветные карандаши, фломастеры, наклейки

Подведение итогов. Рефлексия

Какие правила нужно соблюдать когда собираешься в  поход?

Выставка продуктов совместной деятельности

 Вручение жетонов

http://www.eduportal44.ru/Manturovo/Dou-5/SiteAssets/SitePages/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F/sm_full.png

Рефлексия

- Закончите предложение:

Я работал с …… настроением

Я испытывал трудности, когда…

Мне помог (или помогли) эти трудности преодолеть…


[1] ( Истомин П.И. 1987)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Там на неведомых дорожках".

Время проведения – накануне 23 февраля.Цель проведения: Увлечь ребят интересным, ярким делом, подарить им и всем окружающим праздник общения и творчества.Создать условия для раскрытия творческого поте...

внеклассное занятие по русскому языку "там, на неведомых дорожках..."

Данное занятие направлено на закрепление учебных знаний.В процессе игры дети должны учиться стрить правильно свои рассуждения,проявлять активность,задавать вопросы,прислушиваться к партнёру по команде...

Конспект урока по внеклассному чтению «Там на неведомых дорожках».

ЗАДАЧИ·         формируем умение отвечать на вопросы учителя  по содержанию прочитанного;·        формируе...

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий "Там на неведомых дорожках"

Сценарий мероприятия для воспитанников начальной школы, позволяющий в доступной игровой форме закрепить представления и знания о здоровом образе жизни....

План – конспект внеклассного занятия в виде квест - игры в ГПД для 2-х классов « Там, на неведомых дорожках »

Методическая разработка внеклассного занятия  в виде   квест - игры  для 2-х классов  с учетом требований ФГОС....