"Развитие внимания младших школьников в ГПД"
статья

Капышева Татьяна Владиславовна

   "Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным"   С.Джонсон

Развитие внимания младших школьников, как одно из направлений в работе воспитателей ГПД. Методы, рекомендации и игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие внимания младших школьников в ГПД»

«Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным.» Джонсон С.

«Самое главное — быть внимательным. Обращай внимание на всё вокруг, на всё, что видишь, на всё, что не замечают другие, — и ты будешь знать, что другим неведомо.»

Значение внимания в жизни человека огромно. Оно делает психические процессы полноценными. Внимание даёт возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Без внимания нет сознательного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах.

Мы можем внимательно воспринимать, внимательно думать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления - невозможно. Внимание - одна из сторон психической деятельности личности.

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: мышления, воображения, памяти, восприятия. Развитие личности тесно связано с её мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности. Этому будет способствовать наличие специально разработанных программ по развитию мыслительных способностей детей, в том числе внимания. Вот почему проблема психологических особенностей внимания детей младшего школьного возраста, необходимых  для составления грамотной программы, актуальна и своевременна.

Устойчивое, концентрированное внимание - результат того, что ребёнок научился управлять своими движениями сниженной возбудимости.

Из всех разнообразных воздействий человек выделяет в каждый данный момент какое-то одно воздействие или их небольшую группу, например, речь собеседника, которая и воспринимается особенно ясно. Все остальные раздражители в это время не замечаются, действие их тормозится. Значит, человек в данный момент внимателен к речи собеседника, речь собеседника в центре его внимания. Но проходит время, и какой-то другой раздражитель занимает положение главного.

Сосредоточенность - отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или данной деятельности. Внимание, таким образом, - «направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость».

Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

В учебной деятельности школьника такой психический процесс, как внимание, играет важную роль. Благодаря этому происходит отбор необходимой информации и отсечение лишней.

С первых дней первоклассника учебная деятельность вносит существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие требования. Не случайно отсутствие необходимой подготовленности старших дошкольников к работе в классе прежде всего выражается в их неумении сосредоточиваться на содержании урока, на требованиях учителя и на собственных действиях, что и вызывает наиболее частые и серьёзные замечания педагога.  

Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготовлены в детском саду или в семье. Они формируются в самой учебной деятельности маленького школьника.

Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. В основном преобладает непроизвольное внимание. Это значит, что концентрироваться на каком-либо предмете, то есть управлять вниманием малыш пока не умеет. Кроме того, дети впечатлительны, легко возбудимы, и из-за этого часто отвлекаются.

Также на внимание школьника оказывает влияние - вид учебной деятельности: больше всего детей утомляет устное объяснение, заучивание стихов, а отвлекаются они на объекты, наделённые эмоциональной привлекательностью. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Именно эти особенности внимания школьников необходимо учитывать взрослым.

Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение разнообразных наглядных пособий - иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников - следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей первых - третьих классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе педагога.  

Внимание младшего школьника в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи. Обучение ребенка в школе, самый процесс приобретения знаний – всё это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, в частности интереса к учебным занятиям. В каждой учебной работе далеко не всё представляет непосредственный интерес для ученика, и часто он вынужден произвольно сосредоточиваться на предмете в силу опосредованного интереса к работе. Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено. Младший школьник может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной и неинтересной работе ради результата. Например, удовлетворить требования учителя, получить хорошую отметку. На занятиях младший школьник внимателен не потому, что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что на него влияет педагог, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться. Концентрированность или интенсивность внимания, т. е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии у младшего школьника может быть достаточно большой. В школе, слушая живой, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий об окончании урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, меньшей, чем у подростков и старших учащихся. Поэтому педагогу легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников. Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво, оно часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в широкой ориентировке в окружающем, трудностью не смотреть на то, что можно видеть, не замечать того, что, так или иначе, доносится до слуха. Поэтому из поля внимания детей надо удалять все, что не имеет отношения к работе на уроке.

Рассеянность младших школьников особенно часто возникает, если учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у них эмоций. Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессе правильно организованной учебной работы.

Сосредоточенность младших учащихся становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют. Особенностью внимания младших школьников является то, что оно очень часто поддаётся внешним воздействиям, в большей степени зависит от условий, в которых идет работа учащихся. Часто то, что не влияет на внимание старших школьников, служит большим отвлекающим фактором для младших учащихся.

Одной из причин невнимательности ребенка является общее слабое состояние его здоровья. Невнимательностью отличаются нервные, болезненные дети, страдающие малокровием и общим истощением нервной системы. Школьники бывают рассеянными на уроках также вследствие того, что они не досыпают, нерегулярно питаются, не соблюдают правильного режима дня. Рассеянность может возникнуть если учащийся занят однообразной исполнительской работой, а на вопросы педагога имеет давно готовые ответы, внимание его неизбежно будет легко отвлекаться. Внимание поддерживается мышлением. Если на занятии нет пищи для мышления ребенка, для активного думания, педагог не может ожидать и устойчивости внимания детей, сколько бы раз он ни обращался к ним с призывом быть внимательными.

Рассеянность внимания, конечно, чаще встречается у маленьких детей, чем у старших. Однако это совсем не значит, что неустойчивость внимания является такой возрастной особенностью, которая определяет безусловную невозможность длительного сосредоточения младших школьников: ведь шести - восьмилетние дети могут долго слушать интересный рассказ, длительное время заниматься конструированием модели.

После того как ребенок научиться говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т. е. управления им.

Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и прежде всего их активным умственным трудом. Организация педагогом учебной деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, формирует особую черту личности — внимательность. Внимательность проявляется в умении длительно сосредоточиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что составляет одну из наиболее существенных черт, характеризующих общую готовность человека к труду.

Исходя из того, что в младшем школьном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, задания достаточно часто сменяются. В качестве смены деятельности можно использовать подвижные игры, перемежающие основные задания. Уровень развития внимания у детей сформирован в разной степени. И только целенаправленная работа с ними влияет на динамику развития произвольного внимания.

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы: младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых.   В этом могут помочь и педагоги ГПД. Помощь педагогов группы продлённого дня должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры; благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных диагностик. Ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной. Коррекционная работа по развитию произвольного внимания младших школьников эффективна лишь в случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.

Как развить внимание у школьника?

Для тренировки этого психологического процесса, педагогам необходимо:

- использовать при упражнениях увлечения и интересы ребенка или детей;

- демонстрировать эмоции (удивление, радость, восторг);

- делать занятия для коррекции внимания у младших школьников интересными, неожиданными, оригинальными (в виде игр);

- выполнять упражнения регулярно (в школе, на прогулке);

- запастись терпением и ни в коем случае не ругать ребенка в случае неудачи;

-  хвалить даже за «маленькие победы».

Формированию внимания младших школьников в первую очередь способствуют речевые инструкции к заданиям. Их следует произносить четко и пошагово. Когда ребенок отвлекается, педагог должен доброжелательно привлечь занимающегося к продолжению выполнения задания, например: - «Давай, дойдём до конца лабиринта!», вместо «Не отвлекайся!».

Ниже приведены упражнения и игры на развитие внимания у детей младшего школьного возраста в ГПД. Игры проводят индивидуально или групповые.

Упражнения, игры на развитие внимания

1.                 Игра «Исключение лишнего».

Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

2.                 Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек».

Детям предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

3.                  Игра «Разведчики».

Ребёнку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

4.                   Игра «Найди отличия».

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5.                   Игра «Бусы».

Детям предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-); можно использовать нитки, проволоку или тонкие шнуры, а для нанизывания бусинки или макаронные изделия с отверстиями. Ребята собирают бусы.

   6.           Игра «Лабиринт».

Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

7.                Игра «Срисуй по клеточкам».

Ребёнку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8.                Игра-упражнение «Дорисуй».

Вариант 1.

Ребёнку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

Вариант 2.

Надо дать ребёнку картинку с изображенным на ней наполовину раскрашенным предметом, например бабочкой или цветком, и предложить раскрасить её до конца.

9.                Игра «Назови предмет».

Ребёнку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10.        Игра «Зачеркни».

Ребёнку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все деревья или все круги.

11.        «Заштрихуй».

12.         Ребёнку дают рисунки с изображениями разных букв (буквы всевозможной величины, располагаются в разных направлениях и быть наложенными друг на друга). Необходимо найти и заштриховать, например, только букву Т.

13.        Игры «Домино» и «Лото».

14.               Игра «Нарисуй узор».

- графические диктанты (выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания. Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.

Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх. (Как разновидность - нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

15.               Игра «Маленький жук».

- «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? (Указывается место от куда нужно двигаться). Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

16.        Игра «Внимание!»

Называйте детям различные слова: стол, жираф, зонт, кровать, утка, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Дети внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

17.        Игра «Не собьюсь».

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания.  Считать вслух, например от 1 до 34, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить:

«Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».

Можно усложнять задание играя с группой детей. Дети встают по кругу, выбирают ведущего, от него начинают поочерёдно называть цифры от 1 до 66 (не называя предположим числа с цифрой 6). Кто ошибся, тот садится в круг. Игра продолжается...

18.        Игра «Что лежало на столе?»

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные предметы, например: пуговицы, ключи, мелкие игрушки и т. д.), разложить их на столе и накрыть платком.

Ребёнок должен в течение 30 секунд запомнить расположение предметов и отвернуться. Педагог меняет местами предметы или меняет на похожие. После этого ребёнок смотрит на предметы еще раз и рассказывает, что изменилось.

За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко.

Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

19.                 Игра «Что изменилось?»

В этой игре должны принимать участие несколько игроков.

Участники должны встать в линию, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.

После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения.

20.         Игра «Цифровая таблица».

Игра подходит для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Перед началом занятия следует подготовить необходимый, инвентарь – таблицу с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 25. Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры.

Более сложный вариант - в таблицу с 25 клетками вписать цифры от 1 до 35, пропустив 10 из них. Ребенок должен показать все цифры, назвать их и заметить ошибки.

При этом можно засечь время.

В том случае, если ребенок не справляется с заданием, можно сделать для него таблицу из 9 клеток.

21.         Игра «Корректор».

Материал: листы с крупным печатным текстом, газетные или журнальные вырезки. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в печатном тексте какую-нибудь букву или определённые символы. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

Условия проведения игры: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.  

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, изменяется зачёркивание; одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

22.           Игра-задание " Найди ошибки".  

Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся даётся отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, , при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.

Не исправлено 1 – 2 ошибки высший уровень внимания;

  3 – 4 ошибки средний;

 не увидено 5 и более ошибок низкий.

  Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:

"На Крайнем Юге нашей страны не расли оващи, а теперь растут. В огароде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях.

На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня".

«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).

23.        Тест Мюнстенберга  

  Варианты:

- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:

СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА  

 -  среди букв найти лишнее слово

ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ  

-  отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ   (Под лежачий камень вода не течёт).

24.                Арифметические диктанты.

Смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Дать такую установку: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!».

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала.

Например :

1 класс – Даны два числа 5 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4.

Пишите. /ответ 2/.

2 класс – Даны два числа 16 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/.

25.                 Игра «Всё помню».

В данной игре принимают участие несколько человек. Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью, который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.

Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например улицы. После этого они по очереди называют названия улиц. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять свое название. Судья в это время записывает все названия.

Игрок, допустивший ошибку при повторении улиц, выбывает из игры.

26.                Игра-задание «Вспоминаем числа».

Вариант 1.

При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:

Упражнение “Ладонь – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения. Вариант 2.

Перед вами 2 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4.

На выполнение задания дается 10 сек.

42 15 45 24 78 36 54 73 32 18

40 65 32 16 52 28 21 24 12 14

 

27.             Игра «Пуговица».

В эту игру грают два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

28.                Игра «Летела корова».

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся или встают в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:  

- «Летела корова, сказала слово.            

Какое слово сказала корова?»

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

В этой игре слово можно заменить на цифры, поочерёдно называя их.

29.                Игра-задание "Будь внимательным" (буквенный вариант).

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Даю установку: вам нужно просмотреть ряды букв и вычеркнуть определённые буквы.

Работать надо быстро и точно. Время работы – 5мин.

30.                  Игра «Заметь всё».

Вариант 1.

Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:  

Какие цифры вы запомнили?  

Назови соседей.

Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?  

Какие две первые?  

Три последние?

      Вариант 2.

      Показывают ребятам карточку на которой напечатаны слова, например: корова, горох, изумруд, ананас, мороженое, гвоздь, квас, топор. Ученики читают, запоминают в течении 30 секунд и карточку переворачивают.

 Затем задают вопросы:

Сколько слов написано на карточке?

Какие слова начинаются с буквы «К»?

Какие слова имеют две буквы «О»?

Какое слово последнее?

Назови слово, если его предмет твёрдый.

31.        Игра «Разноцветные пальчики».

Детям раздают подготовленный инвентарь – одинаковое количество разноцветных мягких резинок. Показывают карточку на которой изображена ладонь, на определённых пальцах нарисованы разноцветные резинки (как кольца). После просмотра 10 секунд, карточка переворачивается. Ученики воспроизводят «узор» на своих пальчиках. Для такого занятия подготавливают множество карточек.  

32.     В качестве физкультминутки можно предложить ученикам послушать, какие упражнения нужно выполнить (описание 3-5 упражнений). После этого ученикам по памяти повторят упражнения последовательно.

Пример упражнений:

1. Повернуть голову вправо, влево, назад.

2. Поднять правую руку, левую руку, опустить руки.

3. Наклониться вперед, назад.

4. Присесть, встать.

5. Постоять на левой ноге, на правой ноге.

33.      Игра на внимание «Запрещенное движение».  

Правила игры  

Показываю различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением. Время проведения 5 минут.

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких «игр-упражнений " концентрация внимания повышается.    

Практика показала, что ученики с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....

Банк игр на развитие внимания младших школьников

Систематизированный материал на развитие всех видов внимания у младших школьников собран из разных источников. ...

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

Развитие внимания младших школьников.

В данной работе предлагаются различные упражнения на развитие внимания младших школьников....

Методическая разработка по развитию внимания младших школьников.

В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо р...