План по самообразованию на 2021-2022 учебный год
материал

Кукушкина Светлана Викторовна

Тема по самообразованию

«Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста»

(2021-2022 учебный год)

Воспитатель: Кукушкина Светлана Викторовна

 

Актуальность:

 

     Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго  до  того,  как  человек  становится  взрослым.

     Каждый человек наделен какими-либо индивидуальными особенностями, талантами, умениями или мастерством. Как правило, эти отличительные характеристики берут начало в раннем детском возрасте. В этот период у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.

     Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем экологии.

    

     Цель

 

     Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей по экологии. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

 

     Задачи

 

- Углублять  представление   о   взаимосвязях  в  природе.

- Продолжать учить  выделять  взаимосвязь  и  взаимодействия  живых  организмов  в   сообществах  экосистемы.

- Воспитывать  у  детей  элементы  экологического  сознания,  ценностные ориентации  в  поведении  и  деятельности,  обеспечивающие  ответственное отношение  к  окружающей   природной  среде.

 

 

 

 

Сроки выполнения

Содержание

Выход работы

 

 

 

 

 

 

сентябрь-май

 

Составление плана работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. Сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

 

 

 

 

 

 

Демонстрация

 

октябрь

 

Пополнение эколого-развивающей среды в группе. Пополнение картотеки методического демонстрационного раздаточного материала.

 

показ группа № 12

 

ноябрь

 

«Прогулки на природу – основа здоровья ребенка».

«Мы против мусора»

 

 

консультация для родителей

 

папка-передвижка

 

декабрь

 

 

Изготовление экологического лэпбука

 

демонстрация

 

январь

 

«Экология и мы»

 

консультация для воспитателей

 

февраль

 

«Экологическое воспитание детей в семье».

«Прогулка в лес»

 

 

консультация для родителей

 

папка-передвижка

 

март

 

Экологические пространства в подготовительной группе

 

выступление для воспитателей с презентацией

 

 

апрель

 

Создание альбома «Берегите природу».

«В каких продуктах живут витамины».

 

 

демонстрация

 

папка-передвижка

 

 

 

 

май

 

Проект «Цветущий участок»

 

Отчет о проделанной работе за 2020-2021 год

 

демонстрация

 

выступление на педсовете

 

Литература

1.     Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы.

2.     Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей дошкольников.

3.     Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

4.      Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.

5.     Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

Книга содержит рекомендации по ознакомлению детей с темой «Воздух». Рассказано о свойствах воздуха, о том, как человек использует воздух, о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, о значении чистого воздуха для здоровья человека. Каждая тема раскрывается через игру, музыкальную, изобразительную и театральную деятельность, экспериментирование, наблюдение, чтение, конструирование.

6.     Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

Пособие посвящено обучающим экологическим играм с дошкольниками. В книге собран теоретический материал об использовании сюжетно-дидактических игр в воспитании детей, обосновано применение игрового метода на занятиях в экологическом воспитании, даны сценарии игр-занятий для разновозрастной аудитории.

 

Статьи из журналов

1.     Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.

2.     Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

Цель тропы – познакомить детей с растениями, которые растут на участках детского сада. В статье даны примеры некоторых остановок на тропе, например, «Рябина», «Березка», а так же представлен дидактический материал.

3.     Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.

В связи с принятием ФГОС ДО, экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада может осуществляться через основную или парциальную программу. Задача этой статьи – показать связь экологического воспитания детей с областью «Физическое развитие».

4.     Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.

В статье рассмотрена технология проектной деятельности в ДОУ, представлено перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе.

 

 

Экологические игры

1.     Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.

2.     Ибрагимова, Г.Т. Ребенок и мир минералов // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10. – С. 60-61.

Обучение игровым действиям с естественными минералами (песок, глина, камни, соль), приведены примеры игр и опытов.

3.     Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельн

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год

Плнирование воспитательных материалом на каждую неделю в 4 классе...

План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год

Воспитательные модули1.Сентябрь.Месячник  «Внимание, дети!»2.Октябрь.Месячник «Буряад хэлэн-2021»3.Ноябрь.Месячник правового воспитания и здорового образа жизни4.Декабрь.М...

План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год для 4 класса

План воспитательной работы на 2021-2022 год составлен в соответствии с плвном воспитательной работы МБОУ СОШ № 13....

План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год 4 класс

План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год....

План воспитательной работы на 2021/2022 учебный год

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД2021 год – Год науки и технологий;2021 год – 800-летие со дня рождения Александра Невского;2022 год- Год народного искусства и...