Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
статья

Мишина Марина Николаевна

Духовно-нравственное воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание юного петербуржца.

Одним из основных положений ФГОС ДО является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …».

В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России». Однако прежде чем стать патриотом России, надо, уважать и любить свою семью, знать свой город, свой поселок, традиции своего края. Жить и расти в Санкт-Петербурге невозможно в отрыве от его культуры и истории.

2014 год был посвящен победе в ВОВ, 2015 – год литературы. Мы не остались в стороне и подготовили два проекта

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной Войне мы решили создать проект «Эхо прошедшей войны».

Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Для детей старшего возраста ярким впечатлением должен стать наш проект о ВОВ. Здесь на первый план выходит задача педагога – отобрать из массы материалов, доступные для понимания и восприятия ребенка. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к Родине, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерные моменты. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов. В преддверии празднования Дня Победы мы разработали и реализовали социально-творческий проект «Эхо прошедшей войны». В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. В группе прошла выставка совместных работ детей и родителей « Моя семья- участница Победы!», «Родословная- моя гордость!». Результатом проекта стало создание уголка боевой славы. Мы стремились к тому, чтобы дети и родители как можно активнее вовлекались в этот процесс. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание воспитанниками своего труда и значимости Великой Отечественной войны.

   На празднике дети, с чувством особой благодарности читали стихи, исполняли песни, частушки на военную тематику, танцевали. После выступления с огромным чувством гордости и благоговения вручили цветы присутствующим ветеранам ВОВ, работникам тыла. Прекрасная проникновенная музыка песен военной тематики внесла яркую ноту в это торжественное мероприятие. С особым чувством дети исполнили песни «Прадедушка», « С дедом на парад!».
   Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

В нашей группе, мы формируем у дошкольников духовные ценности: интерес к изучению культуры своих предков; любовь к родному городу; воспитываем гордость за культуру Санкт-Петербурга, желание ее сохранять; воспитываем патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины. Это является одним из значимых направлений развития образования дошкольников. Культурно-историческое своеобразие нашего города предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному городу.

Для реализации педагогических условий регионального компонента был разработан проект «Город на ладошке». Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно- патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс подготовительных занятий для дошкольников.

Программа подготовительных занятий с будущими первоклассниками.( Без поурочного планирования)....

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Особенности психического развития дошкольника.

Особенности психического развития дошкольника....

Праздник для дошкольников

Предлагаю готовый сценарий мероприятия, которым можно завершить подготовку дошкольников к школе. Основная роль отводится ученикам 4-го класса....

Обучение английскому языку дошкольников

Конспекты занятий, статьи, методические материалы о раннем обучении английскому языку...

Игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимани...

Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности.

Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый  человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться пред...