Урок здоровья 4 класс
классный час (4 класс)

Кашинова Татьяна Павловна

Главная цель урока здоровья: формирование здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zdorovya_4_kl.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок здоровья (4 класс)

Цель: Формирование привычки здорового образа жизни.

Задачи:

- Познакомить обучающихся с основами правильного питания; с продуктами,  полезными для здоровья человека; углубить и расширить знания детей о витаминах.

- Развивать у детей  внимательное отношение к своему здоровью. Развивать умение обосновывать свою точку зрения. Прививать практические навыки коммуникативного общения.

- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование: Плакаты с высказываниями о здоровье. Карточки с изображением продуктов, содержащих витамины. 3 пачки сока, одноразовые стаканы, витамины, 3 мешочка с крупами ( рис, гречка, пшено), 3 булочки. Эмблемы для членов команд. Таблица « Золотые правила приёма пищи и поведения за столом» Записи песен и мелодий.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент. ( П. И. Чайковский « Времена года»-осень).

2. Актуализация знаний.

Сегодня первым уроком мы проводим урок, посвящённый здоровью .

- Ребята, как вы думаете, почему? Что такое здоровье?

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного духовного и физического благополучия.

- Послушайте, пожалуйста, историю, которая произошла с девочкой Любой.

Люба сегодня из школы пришла.

С книжками вместе болезнь « принесла».

Кашляет, чихает, слёзы вытирает.

У неё несчастный вид – очень голова болит,

Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура.

И глотать ей тоже больно – очень Люба недовольна.

Надо ей учить уроки – она мается в дремоте.

Надо маме помогать, а она не может встать.

Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.

В общем, встали все дела – так хвороба подвела.

Невзирая на протест, ей поставили компресс.

Хоть не хочется лечиться – с процедурами Люба смирится.

Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать.

В школу бегать, песни петь – надо многое успеть.

- Как вы думаете, почему Люба заболела?

3. Путешествие на остров « Чунга – Чанга». ( песня « Чунга-Чанга»).

- Сегодня вы отправляетесь в путешествие на чудесный остров « Чунга-Чанга». На этом острове вас ждут различные испытания. Здесь вы проведёте  целый день – от завтрака до ужина. Удачи вам!

( Класс поделен на три команды. Названия команд: « Поварята», « Хозяюшки», « Кулинары». Эмблемы у членов команд. Командиры команд).

Испытание 1. « Завтрак».

- Доброе утро! Вы проснулись, сделали зарядку и почистили зубы. Пора завтракать. Завтрак должен быть плотным, потому что одну четвёртую часть калорий дневной порции мы должны съесть утром.

- Кто знает почему?

- А какое блюдо лучше всего есть на завтрак? ( каша).

Мала крошка

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалят.

( Рассказ о пользе крупяных каш)

Если задуматься,  то получится, что из всего многообразия современной русской кухни самое русское блюдо – это именно каши. Привычные сегодня каждому из нас картофель, кукуруза, рис и гречка, некогда были в России неизвестны. И всё же все мы отлично знаем пословицы – « Мало каши ел», « Кашу маслом не испортишь», « Каша – мать наша». Все они говорят о том особенном месте, которое это блюдо занимает в русской кухне.

Так в чём же польза наших каш?

Гречневая каша.

Гречка – крупа особенная. Из неё, получается, пожалуй, одна из самых полезных каш. Недаром мы её называем первой. Она важна при формировании нервной и костной систем.

Овсяная каша.

Овсянка или, как её ещё называют, « каша красоты» в первую очередь – это кладезь полезных веществ, а также лечебная каша для тех, кто страдает болезнями желудочно – кишечного тракта. Также это прекрасное блюдо для ребёнка, её полезные свойства помогают складываться крепкой мышечной структуре ребёнка.

Пшённая каша.

Это хоть и редко употребляемая, но очень полезная каша. В первую очередь, она влияет на обменные процессы нашего организма. Кроме того, она богата витамином Д, которые  укрепит ногти и волосы.

Перловая каша.

Перловка – это каша Петра 1. Так её прозвали за то, что великий царь почитал её главным блюдом на своём столе. Она очень питательна и способна поддерживать в тонусе организм, нагруженный большой физической активностью. Она помогает обмену веществ, и необходима для мозговой деятельности.

Задание первое: Каждая команда получает мешочек с крупой. Надо определить, в каком мешочке, какая крупа. ( Гречка, рис, пшено).

Испытание 2. « Сорока кашу варила».

Варись, каша, варись!

Кипятись – пузырись!

Густей! Толстей!

Поджидай гостей!

Задание второе: Вам нужно составить рецепт той каши, которую можно сварить из крупы, которая была в вашем мешочке. Рассказать, какие нужно продукты, чтобы сварить кашу и что добавить, чтобы каша была вкуснее.

- Каша- очень полезное блюдо. Недаром про хилых и слабых людей говорят: « Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай – в знак примирения врагов кашу варить. С тех пор про несговорчивых людей говорят: « с ним кашу не сваришь».

Испытание 3. « Обед».-  « Хлеб – Батюшка».

- Какой главный продукт на столе?

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился.

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место,

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол к нам …( хлебом).

(Рассказ о хлебе)

Учёные – археологи разных стран мира  после изучения многих материалов подтвердили,

Что первым  « хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а … дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба  ещё в древние времена. Существует и другой сказ о первом хлебе человека: орехи, так же как и жёлуди, были первым хлебом человека. В те древнейшие времена люди приписывали орехам волшебную силу. Они делали человека неуязвимым, останавливали летящую стрелу, прекращали пожар и грозу, освобождали от цепей.

Прошло много тысячелетий с тех пор, как люди стали культивировать злаки. В глубине веков затерялся день, когда первобытный человек растёр горсть зёрен, замесил муку с водой и на раскалённых камнях испёк свой первый хлеб…

Слово « хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались « клибанос». Отсюда произошло готское слово « хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы.

Хлеб издавна  символизировал народное благополучие, довольство, а люди, изготовлявшие хлеб, всегда пользовались большим почётом.

Задание третье: ( Командиры команд). Кто быстрее съест булочку.

Испытание четвёртое:  « Полдник». « Напитки».

Он бывает всех цветов,

В нём витаминов куча.

Я пить его всегда готов,

Ведь нет напитка лучше.

Он морковный и томатный

И на вкус и цвет приятный.

Чтоб здоровым стать ты смог,

Пей скорей фруктовый …( сок)

Задание четвёртое: Быстро, аккуратно выпить сок и отгадать, как называется сок который пили, и из чего он приготовлен.

1 команда. Красный, сочный помидор,

                   Полон витаминов я.

                   Сок попробуйте томатный,

                    Предлагаю, вам, друзья.

2 команда.  А как яблочный полезен.

                     Помогает от болезней.

                     От докторов и без сомненья,

                     Ищите в яблоках спасенье.

3 команда. Вам советую, ребята,

                    Пейте сок морковный.

                    И за папу, и за маму,

                    Пейте на здоровье.

Учитель. Человек на 70% состоит из воды. В сутки потребность человека в жидкости составляет около двух литров. Без еды человек может прожить больше месяца, а без воды – не более двух-трёх дней.

- Какие ещё вы знаете напитки? ( загадки командам)

1к. Фрукты, ягоды сварились,

       Вкусно елись, сладко пились. ( компот).

2 к.  Дяденька смеётся,

         На нём шубонька трясётся. ( кисель).

3 к. Прозрачная, питьевая, ключевая.

        Ни запаха, ни цвета,

       Что за жидкость эта?  ( вода).

       - Самый распространённый напиток – чай.

Чай горячий, ароматный

И на вкус всегда приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир.

Учитель. Чаю уже более 5000 лет. Но в России он сравнительно недавно. Чай пришёл к нам из Китая. А до этого на Руси пили морсы, квас, кисели.

Испытание 5. « Ужин» - « Молочный аукцион».

- Вот и ужин подошёл. Ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна. Пища должна быть лёгкой, желудку нужен перерыв в работе.

- какой самый лучший продукт для приготовления ужина?

Оно течёт, но не вода.

Оно как снег, бело всегда.

На вкус узнать его легко,

Ведь это в крынке …( молоко)

( рассказ о пользе молока)

Общеизвестно, что Молоко – очень полезный напиток. Все знают, что оно содержит большое количество кальция и потому полезно для укрепления зубов и костей. Издавна молоко считалось прекрасным средством для успокоения нервной системы и лечения заболеваний, связанных с расстройством психики. Согласно Индийским ведам, молоко является важнейшим напитком. Употребляя которое человек становится разумным, начинает лучше понимать окружающий мир и приобретает правильное виденье добра и зла.

 Польза молока зависит и от умения его правильно употреблять. Лучше всего молоко пить в утренние и вечерние часы. Не следует употреблять холодное молоко. Пить молоко нужно маленькими глотками. Свежее молоко является самостоятельным блюдом, а потому не смешивается с другими продуктами. Однако в качестве вкусовой добавки в молоко можно добавить сухофрукты, мёд или корицу. Перед сном полезно выпить стакан тёплого подслащенного молока, это поможет быстрее уснуть.

Молочные продукты – обязательный элемент здорового питания. Регулярно употребляя их в нормированных количествах, человек укрепляет свой иммунитет, защищает себя от различных недугов

.

Задание пятое: Что можно приготовить из молока?

( подведение итогов испытаний)

- « Каждый – кузнец собственного здоровья».

- А что делает кузнец? ( подковы для лошадки, чтобы ей было не больно и удобно ходить. Чтобы она не поранила ногу и не болела).

- Мы должны сделать всё для своего здоровья, чтобы не болеть, не огорчать родителей, а жить и радоваться. Чаще улыбаться, не быть злым и завистливым. И каждый из вас может делать многое для того, чтобы не болеть. Это не только правильное питание, а это  просто здоровый образ жизни.

- Что вы понимаете под здоровым образом жизни?

- а ещё нужно:

* Питаться разнообразно.

* Питаться регулярно.

* Не переедать.

Золотые правила приёма пищи и поведения за столом:

  • Не разговаривайте и не читайте во время еды.
  • Старайтесь более тщательно пережёвывать пищу.
  • При пережёвывании пищи не раскрывайте широко рот и не чавкайте.
  • Не употребляйте слишком горячую пищу.
  • Старайтесь есть разнообразную пищу.
  •  Пусть в вашем рационе будет больше овощей, фруктов и соков, а меньше сладостей, мучных изделий и газированной воды.
  • Ешьте в одно и то же время. Ваш организм привыкнет к режиму, и пища будет лучше усваиваться.
  • Ужинать нужно за два часа до сна и легко.

Полноценная еда хороша для нас всегда.

Фрукты, овощи всегда – вот отличная еда.

Будет разная еда – здоровым будешь ты всегда.

4. Страна « Витаминия».

- С острова « Чунга – Чанга» вы отправляетесь в страну « Витаминию».

Витамины полезны для здоровья. Они необходимы для правильного функционирования организма. Слово « витамины» произошло от латинского « вита», что означает « жизнь» и « мин», что означает « минимум». Витамины – минимум жизни. Отсутствие витаминов называется авитаминозом.

- Недостаток витаминов – гиповитаминозом, отрицательно сказывается на здоровье. Он ведёт к нарушению обмена веществ, старению, ухудшению зрения, излишней полноте, болезням суставов и т. д.

- Избыток витаминов – гипервитаминоз, также опасен для здоровья. Поэтому принимать витамины необходимо по рекомендации врача.

- Существует 13 витаминов, необходимых организму человека. Все витамины делятся на 2 класса:

* Витамины,  растворяющиеся в жире, их четыре – А, Д, Е, К.

* Витамины, растворяющиеся в воде, их девять – витамин С и восемь витаминов группы В.

- В каких продуктах мы можем найти эти витамины? ( Овощи и фрукты).

- А какие фрукты вы знаете? ( яблоки, апельсины, лимоны, киви и т. д.)

- Назовите овощи.( Огурцы, помидоры, свёкла, лук, чеснок, капуста).

- Витамины в основном содержатся в овощах и фруктах. Но есть они и в других продуктах.

Витамин А содержится в моркови, цитрусовых ( апельсины, лимоны, грейфруты), печени, молоке, яйце.

Витамин В содержится в мясе, молочных продуктах,  в бобовых, хлебе, картофеле, орехах, икре, печени, яичном желтке.

Витамин С содержится в чёрной смородине, шиповнике, облепихе, цветной капусте. апельсинах, лимонах.

Витамин Д содержится в молоке, яйце, печени, рыбьем жире.

Витамин  Е содержится в кукурузном, подсолнечном, оливковом масле, в горохе.

Витамин К содержится в зелёных лиственных овощных культурах, цветной капусте, в крупах из целых зёрен.

Игра « Что растёт само по себе. А что мы выращиваем».

- Если растёт само по себе, то потянутся и руки вверх, а если человек выращивает, то хлопаем в ладоши.

Хоть он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупку.

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех,

Называется …. ( Орех).

           Синий мундир,

           Жёлтая подкладка,

           А в середине – сладко. (Слива).

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. ( Малина).

           Красный нос в землю врос,

           А зелёный хвост снаружи.

           Нам зелёный хвост не нужен,

           Нужен только красный нос. ( Морковь).

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. ( Яблоко).

             Каждый листик, как ладошка.

             Схож он с бусами немножко.

              Был зелёным, а стал спелым –

             Стал янтарным, красным, белым. ( Виноград).

6. Итог.

- Я надеюсь, что этот урок прошёл с пользой для вас.

-Где спрятаны секреты здоровья? ( В правильном питании, в употреблении витаминов, в здоровом образе жизни).

- Чтобы все были здоровыми, я дарю вам всем яблоки – источник витаминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья в 4 классе "Что влияет на здоровье"

Урок здоровья по ОБЖ в 4 классе на тему "Что влияет на здоровье"...

Внеурочная деятельность в 1 классе. Урок здоровья. Тема «Наше здоровье»

Урок здоровья в 1 классе. Внеурочная деятельсть.(Фгос)...

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Урок здоровья "Я и мое здоровье" для обучающихся 1 класса

Урок направлен на ознакомление обучающихся 1-го класса с особенностями их организма и способами его сбережения....

Урок здоровья во 2 классе «Здоровое меню. «Злые» продукты».

Сформировать представление о значении питания в жизни человека, формирование рациона питания и образа жизни человека и их влияние на здоровье...

Методическая разработка Урок здоровья для учащихся 1 класса «Здоровые зубы здоровью любы»

Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей. А так как для формирования мотивации к здоровому обр...