Петровский урок
материал (3 класс)

Базали Лариса Майрамовна

Создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им реформ Знакомство с биографией Петра 1.Знакомство с историей возникновения в России многих растений.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrovskiy_urok.docx441.25 КБ

Предварительный просмотр:

                          «Петровский урок. Жизнь Петра»

Цель создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им реформ Знакомство с биографией Петра 1.Знакомство с историей возникновения в России многих растений.
Задачи
-Воспитывать нравственную культуру.
-Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
-Работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;

   .Формирование навыков использования дополнительной литературы, отбора и систематизации материала. Расширить знания учащихся об образе Петра I.

.Развитие учебной мотивации.

.Воспитание любви к Родине.

Оборудование урока: проектор, презентация к уроку. 
1. Вступительное слово воспитателя

Послушайте строчки А. С. Пушкина.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник

- Ком идет речь?

-Наш урок посвящается крупному политическому деятелю России – Петру Великому!

-Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

-Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы уже знаете?

2.Детство Петра. Начало царствования Петра 

 

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_5cde4805cad7d19badeda6d3abf1fb7a.jpg.jpg

 

Воспитатель
Жил да был на свете царь,
Земли русской государь.

Жил, поживал с женой любимой,
В крещении - Екатериной.

Был характером крутой,
До работы заводной.

Сам дрова колол, рубил
И лентяев не любил.

Был в любом деле примером.
Овладел кузнечным делом.

В дальних странах видел флот,
Сам построил первый БОТ.

Времени не тратя даром,
Он издал Указ боярам:

«Я, Пётр Первый, царь Руси,
Много стран исколесил.

Чудеса там повидал,
Много нового познал.

В 10 лет Петр стал царем вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Жил да был на свете царь,
Земли русской государь.
Жил, поживал с женой любимой,
В крещении - Екатериной.
Был характером крутой,
До работы заводной.
Сам дрова колол, рубил
И лентяев не любил.
Был в любом деле примером.
Овладел кузнечным делом.
В дальних странах видел флот,
Сам построил первый БОТ.

Времени не тратя даром,
Он издал Указ боярам:
«Я, Пётр Первый, царь Руси,
Много стран исколесил.
Чудеса там повидал,
Много нового познал.

3. Преобразования

1.А знаете ли вы, как  елка связана с именем Петра Первого ?

До Петра 1 страна  жила по византийскому календарю. Новый год тогда начинался с 1 сентября и шёл в то время 7208 год. Пётр решил, что время в новом столетии россияне, как во всем мире, будут считать с 1 января и год будет 1700. Он повелел все дома украсить ветвями елок, стрелять из ружей в честь фейерверка на Красной площади. Эту традицию мы продолжаем и сейчас. И очень рады этому замечательному празднику, подаренному нам Петром Первым. Благодаря ему,  мы украшаем елку в своих домах и по сей день.(слайд)

2.А знаете ли вы, что Петр I изменил стиль одежды со старинной длиннополой на короткую,  европейскую.

Женщины сооружали на своей голове сложные прически, посыпали волосы пудрой, украшали искусственными локонами, цветами, кружевами. Мужчинам строго приписывалось брить бороды, носить парики.(слайд)

3.А знаете ли вы, что Петр Первый впервые ввел в России ассамблеи. На ассамблеи приглашались офицеры, чиновники, богатые купцы, ученые. Впервые в истории России на эти светские вечера приглашались девушки и женщины, которые раньше не  имели права находиться в обществе мужчин. На ассамблеях предлагалось легкое угощение, приглашенные играли в шашки и шахматы, слушали музыку, танцевали.(слайд)

 4.При Петре I появилась традиция пить кофе, который подавался гостям. Стало традицией пить чай и кофе, ведя светские беседы.(слайд)

5.При Петре Первом появились настоящие школы. Согласно указам Петра, дворяне обязаны были учиться. Многих людей царь посылал учиться за границу, а по возвращении лично принимал экзамен. В России открылись Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и Навигацкая школы. Основана Академия наук. (слайд)

6. Петр Первый повелел открыть первый музей – Кунсткамеру, где должно собираться всё: кости мамонта, чучела животных, древние грамоты, старинные книги и документы. Одним из первых экспонатов стало чучело крокодила, присланного Петром из-за границы.(слайд)

7.Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу. Петр I был одним из лучших кораблестроителей Европы и лучшим в России. Он мог своими руками с начала и до конца построить корабль или яхту. Петр отлично владел 14 ремесленными специальностями: мог быть плотником, токарем и др. В России был создан военно-морской флот. Россия превратилась в великую морскую державу.(слайд)

8.С именем Петра связано основание города Санкт Петербурга. 1713 году Санкт-Петербург стал столицей Российского государства.(слайд)

Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!

Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.

Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.

9.В Санкт-Петербурге стоит  Медный всадник– самый известный памятник Петру I.

Петр Первый твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который  олицетворяет собой своенравный и непокорный  народ, под копытами скакуна раздавлена огромная змея, ставшая символом победы Петра Первого над врагами .Фигура самого императора  показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную  державу.(слайд)

 

 

 1 Рассказчик
Мы привыкли использовать в пищу многие растения и продукты и мало кто задумался о том, как они появились в нашей стране, благодаря кому мы имеем возможность их выращивать и употреблять в повседневной жизни.Сегодня мы расскажем о том, что Россия приобрела благодаря Петру Великому.Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь - кузнец ,царь - солдат , стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела . Образ “помазанника Божия “- царя-батюшки, царивший в сознании людей , постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_6200e653889af60eeb7b3e9f672f0db2.jpg.jpg

Воспитатель
Фрукт отведал необычный,
Для Руси он непривычный:

Там картофелем зовётся.
Я привез, пусть приживётся
Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.
На Руси без картошки – что гулянка без гармошки.
Картофель – второй хлеб.
Вот какие пословицы поговорки были придуманы русским народом об этом растении, которое появилось у нас благодаря Петру.. Пётр I, путешествуя по Голландии, отведал там картофельные блюда и решил отослать партию картофеля в Петербург одному из своих приближённых, графу Шереметеву. Граф был очень рад вниманию царя.Когда же в присутствии слуг и домочадцев открыл мешок и... сильно разочаровался. С большой брезгливостью, двумя пальцами, он вынул из мешка серый неказистый «плод» , откусил кусочек, но тут же выплюнул. Не знали тогда в России, что делать с картофелем!
Ты можешь представить себе, что такое обычный продукт на нашем столе, как картошка, обыкновенная картошка была когда-то редким лакомством!
Люди не умели его правильно выращивать, не знали даже что есть, и ели не клубни, а ягоды, которые ядовиты. Прошло более ста лет, прежде чем картофель стал привычными русским продуктом. Первое время это было редкое блюдо даже за царским столом. На парадном обеде в 1741 г. подали только 500 грамм для всего двора!
А родина картофеля - южноамериканские горы Анды. Там, на высоте от 500 метров и до 5 километров, растут в диком состоянии почти все известные виды картофеля.
 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_6f2dadbe8324204405b129b2907a1214.jpg.jpg


Воспитатель
ТЮЛЬПАНЫ
Рассеялись туманы,
Растаяла зима.
И расцвели тюльпаны -
В наш дом пришла весна!
Их лепестки трепещут,
Как крылья мотыльков.
А вдруг они все вместе
Взлетят до облаков?
И полетят, как стая
Весёлых мотыльков
До дальнего до края
Голландских берегов?!
Вот отчего так часто
В сад выбегаю я -
Мне с ними расставаться
Не хочется друзья!
Название растений, видимо, происходит от персидского слова toliban (тюрбан), данное тюльпану за сходство его цветков с головным убором восточных народов. Позже тюльпаны попали в Турцию, где стали излюбленными цветами и где их не только выращивали, но и занимались улучшением.
Луковицы тюльпанов появились в России только в 1702 году, Пётр I, посетив Голландию, был очарован растущими в дворцовых садах, цветами. И в результате учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов. Петр стал уделять особое внимание украшению дворцовых садов цветами. Луковицы стоили дорого, поэтому вплоть до 19 века тюльпаны выращивались только в садах состоятельных людей.

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_8970ee771239fddf49f9bdcacf19adc0.jpg.jpg

Воспитатель
Подсолнухи... Так маленький ребёнок
В простых явленьях видит чудо сказки...
И радостно, что поутру, спросонок
Всем улыбаются распахнутые глазки...

Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
Свои лучисто-жёлтые головки.
Заложена такая в них сноровка,
Как будто сами скоро солнышками станут...

Они отважны, тучи – не помеха,
К лучам стремятся взглядом прикоснуться...
Поля исправит лето детским смехом,
Там скоро вновь подсолнухи проснутся...
3 Рассказчик
Подсолнечник, подсолнух, по латыни «гелиантус», солнечный цветок, – не зря имя этого растения связано с солнцем. Благодаря интересной особенности – поворачивать венчик вслед за солнцем в течение дня, – подсолнечник обожествляли племена североамериканских индейцев еще 3 тысячи лет назад до н.э. С точки зрения современной науки эффект поворота соцветия в сторону источника света – «гелиотропизм», – не представляет особых тайн. Со стороны, освещаемой интенсивнее, происходит рост стебля, на миллиметры, за счет действия гормона ауксина, поэтому головка немного поворачивается, и так в течение дня.
Однако индейцы свято верили, что боги насыщают подсолнечник солнечной энергией, а потом это растение милостиво раздает ее людям через пищу и целебные зелья. И на самом деле, подсолнечник помогал им переносить тяготы жизни, насыщал маслянистой мукой, в состав которой входил и витамин E, весьма ценный для поддержания здоровья продукт. Эффектный вид цветка побудили Колумба привезти семена этого растения в Европу в начале XVI века. Почти 200 лет оно радовало взор любителей цветов.
И только в начале XVIII века в Англии впервые обратили внимание на возможность получения растительного масла из семян подсолнечника. С легкой руки Петра Первого подсолнух попал в Россию в начале XVIII века и только там, благодаря прозорливости и мастерству маслодела Д.С. Бокарева превратился в великолепное сырье для производства подсолнечного масла.
 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_21e9c59689e88d22fed3321560db03ce.jpg.jpg


Воспитатель
Жарким пламенем горит ,
Оранжевый , как солнце ,
Сильным запахом манит
Сок под толстой кожицей .
Снимем цедру осторожно -
Здесь понадобится ножик .
Дольки нежные добудем ,
Наслаждаться вкусом будем .
- Это что за господин ?
- Яркий спелый апельсин !
4 Рассказчик
Апельсины довольно поздно появились в Европе, примерно в начале XV в. На своей родине, в Китае, их разводили задолго до начала нашей эры. Васко да Гама, возвратившись со своими спутниками в Европу, восторженно рассказывал о том, как в одной из гаваней восточного побережья Африки их угощали чудо-плодами — апельсинами. По другой версии, европейцы познакомились с апельсиновым деревом и его плодами благодаря крестоносцам, которые вывезли их из Палестины одновременно с лимонами. Кстати, само слово «апельсин» заимствовано у немцев и в переводе означает китайское яблоко («апфель» — яблоко, «сине» —Китай).
В начале XVIII в. слава об апельсинах дошла и до России. В 1714 г. князь А. Д. Меньшиков построил дворец с большими оранжереями, в которых стали выращивать эти плоды, и дал ему название в честь апельсина — Ораниенбаум (от немецкого — апельсиновое дерево). А спустя некоторое время Екатерина II приказала именовать этот дворец вместе со слободой городом Ораниенбаум и посвятила ему герб: оранжевое апельсиновое дерево на серебряном фоне. В народе говорят:
Знает толк, как свинья в апельсинах (о том, кто совершенно не разбирается, ничего не смыслит в чем-нибудь).
Апельсины не сравнивают с яблоками.
Нужно апельсины сравнивать с апельсинами, а яблоки с яблоками.
Полно тебе гнилым носом апельсины нюхать.
Скушаешь и яблочко, коль апельсина нет.
Не надо смешивать яблоки с апельсинами.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_821c707fb6b05b66b810ce1c8c33866d.jpg.jpg


Воспитатель
Он у нас такой один,
Милый вкусный мандарин!
На апельсин порой похож,
В расцветке также с ним он схож.
У нас в России не растет,
Лишь из-за границы кто-то привезет.
На Новый год всегда мы покупаем,
И вкус его мы обожаем.
5 Рассказчик
Родина мандарина – Юго-Восточная Азия. Так, в одной из китайских рукописей, датируемой 1178 годом, описывается 27 лучших сортов апельсинов и мандаринов. Кстати, это растение назвали так именно в Китае, потому что плоды его были доступны лишь самым богатым и родовитым жителям страны – мандаринам. Мандарин (португ. mandarim, от санскр. мантрин – советник), данное португальцами название чиновников (кит.- гуань) феодального Китая, перешедшее из португальского в русский и западно-европейские языки.
Традиция китайцев дарить хозяевам два мандарина, приходя в гости во время празднования Нового Года, а уходя из гостей получать от хозяев два других мандарина, зародилась примерно в 1000 году до нашей эры. Такая традиция возникла по простой причине, на китайском языке произносимое «пара мандарин» созвучно со словом «золото». Традиция дарить при встрече мандарины нашла свой отклик и в современном мире, поскольку помимо всего прочего китайцы верят в магию чисел способную привлечь счастье как к дарящему, так и к одаряемому человеку.
Что касается России, великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру Великому, который был восхищен привычкой европейцев встречать новый год с шумными фейерверками и подарками.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_d36a32a210ee4e177d99ed9889c304eb.jpg.jpg


Воспитатель
Ах, чашка кофе поутру!
Ну, разве кто-нибудь не знает,
Как люба сонному нутру
Она, горячая, бывает?
6 Рассказчик
Не всем пришелся по вкусу ароматный черный напиток, придающий силы, лишающий сна, возбуждающий эмоции и чувства. Наверное, так происходит со всеми великими открытиями в мире.
Так произошло и с кофе, хоть и недолго, но в истории кофе была черная полоса неприятия и ненависти. В благословенной Мекке правил Хайр-бек, он был наместником султана и правоверным из правоверных почитателем Корана. А так как священная книга запрещала мусульманским верующим любые напитки, вызывающие возбуждение, то и кофе попало в черный список наравне с алкоголем. Хайр-бек решил подойти к вопросу радикально, как истинный владыка. Издал строжайший закон, запрещающий пить кофе, все запасы кофейных зерен были преданы огню и сожжены, кофейни закрыты, а тех, кто пил кофе, преследовали, как преступников.
А вот уже экстравагантный император Российский Петр I, в приказном порядке заставлял на своих знаменитых ассамблеях придворных пить кофе. Входящим в небезызвестную Кунсткамеру, при входе предлагалась чашечка кофе. Петр, пребывая в Голландии, так привык пить кофе, что решил всю свою дворцовую челядь заставить разделять пристрастия своего императора. Вот и правильно, если бы не он, то не скоро Россия получила в свое меню этот прекрасный напиток. 

Итог:

-Какие реформы ввел Петр Первый?

Какие овощи стали сажать и употреблять в пищу при Петре Первом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петровские ассамблеи

Материал используется на уроках по окруж.миру, блок "Краеведение"...

Презентация "Петровское барокко"

Презентация позволит заочно совершить экскурсию по некоторым зданиям в СПб построенным в стиле Петровское барокко, познакомить с картой Спб начала 18 века, рассказать об некоторых архитекторах нашего ...

Урок по окружающему миру Петровские преобразования

Урок по окружающему миру в 4 классе с использованием приемов критического мышления....

Всероссийский Петровский урок

Цель создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им реформ Знакомс...

Всероссийский Петровский урок

Урок к 350 летию Петра 1....

Всероссийский Петровский урок

Историко-краеведческая игра....

Классный час "Петровский урок"

Жил да был на свете царь,Земли русской государь.Жил, поживал с женой любимой,В крещении - Екатериной.Был характером крутой, До работы заводной.Сам дрова колол, рубил,И лентяев не любил.Был в любо...