Всероссийский Петровский урок
методическая разработка (3 класс)

Чибиряк Екатерина Михайловна

Урок к 350 летию Петра 1. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_petrovskiy_urok.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Пульчо Юлия Сергеевна, учитель начальных классов

Место работы: МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский

Всероссийский Петровский урок

«Дедушка русского флота»

Цель урока- познакомить обучающихся с личностью Петра I, с его вкладом в развитие военно-морского дела, образования и других областей деятельности человека.

Задачи:

- формирование интереса к деятельности и личности Петра I, его реформам, внешней и внутренней политике государства;

- расширение представлений о роли и значении личности в истории;

- формирование чувства уважения к прошлому своей Родины; чувства патриотизма;

- повышение естественнонаучной грамотности обучающихся;

- формирование активной гражданской позиции;

- развитие логического мышления, интеллекта и внимания учащихся.

Форма проведения урока:интерактивное занятие.

Необходимое оборудование и материалы: проектор, компьютер, презентация;

Цветные карандаши или фломастеры, бумага формата А 4.

Список приложений:

Приложение 1. Цветной образец ботика Петра I.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (психологический настрой на работу)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Актуализация знаний и мотивация

- История любимого государства – это люди, события, факты. Русская земля всегда была богата героями и своими святыми. Они как звезды загорались на небосводе нашего Отечества, показывая примеры беззаветного служения своему Отечеству. Тот, кто любит свою Родину, не может не вспомнить с благодарностью  благовением о благочестивых и святых людях родной Земли, напитываясь из описания их жизненных подвигов духовной мудростью, стремясь подражать им в нашей жизни. Такому человеку мы посвятим наше занятие.

  1. Сообщение темы и цели урока

(Слайд 1)            

                              Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

 Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

                                            То академик, то герой,

       То мореплаватель, то плотник,

 Он всеобъемлющей душой

          На троне вечный был работник.

Пушкин А.С. «Стансы», 1826г.

- (Слайд 2) Год 1683. В палатах Московского Кремля принимают чужестранных послов. С верительными грамотами подходят они к широкому царскому трону.  На троне – два мальчика, Иван и Петр I, дети царя Алексея Михайловича.

    Шестнадцатилетний Иван нездоров и слаб, он устал от долгого приема, от золотого царского платья. Зато десятилетний Петр Iполон интереса к происходящему – только трудно ему сидеть неподвижно и важно, как подобает государю.

   Десятилетний Петр I- будущий царь Петр Великий!

  1. Изучение нового материала.

- (Слайд 3) 30 мая 1672 года на радость царю Алексею Михайловичу и Наталье Кирилловне родился сын – наследник российского престола…

   Петр рос бойким, шустрым, любознательным.

   Часто играл с игрушечными солдатиками…

    Читал библию. Матушка Наталья Кирилловна говаривала: «Петенька, давай поучим молитву, научимся смирно вести себя, эти забавы военные только до греха доведут».

   А Петр, бывало, держит кораблик и говорит: «Вот вырасту большим, буду плавать на кораблях.»

(Просмотр видеоролика «Дедушка русского флота»).

- (Слайд 4) Посмотрите на карту России: как богата наша страна реками, морями. И флот ей нужен был, чтобы торговать с другими странами. Именно поэтому задумал царь Петр построить свои корабли, свой флот. Отправился  он за границу учиться корабельному делу.

   Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил много ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную. Домой он вернулся с багажом знаний и вместе с иностранными мастерами разных профессий строить новое государство. Начать Петр I решил с флота.

    Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота. Город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегла железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Именно здесь создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе.

- Давайте и мы попробуем построить корабль, делая зарядку.

5. Физкультминутка

(по ходу чтения стихотворения обучающиеся изображают те действия, о которых говориться в стихотворении)

А сейчас все дружно встаем

И строительство начнём.

Пилами мы пилим,

Топором мы рубим,

Гвозди прибиваем,

Мачту поднимаем.

На корабль мы поднялись

И довольны все остались.

- (Слайд 5) Царь Петр создал первый русский флот, который стал одним из сильнейших флотов, в его состав входили линейные корабли, фрегаты, галеры, шнявы.

  - Отгадайте, что развевалось на мачте каждого построенного Петром корабля?

 У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг-

С ветром гонит прочь тревоги

Бело- сине-красный…(Флаг)

- Посмотрите на флаг, который развивался на русских кораблях: какого он был цвета?

- Знаете ли вы, почему царь выбрал для флага красный, белый и синий цвет?

(белый цвет означает мир и чистоту, синий – цвет неба, моря, символ свободы, красный – цвет – силы, отваги. Трёхцветный флаг- символ свободы и независимости всех народов, населяющих Россию.)

    Наш сине- бело- красный флаг был сначала военным флагом, и только потом стал государственным, и ввёл этот флаг царь Петр I.

- (Слайд 6) Стремясь воздействовать на всех своим личным примером, Петр был первым работником в своей стране. Он любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, он трудился необычайно. Вставал он очень рано и в три или в четыре часа утра уже присутствовал на совете министров, потом следил за постройкой судов. Здесь он нередко сам брался за топор и работал над постройкой корабля. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом. В 11 часов Петр садился обедать. После обеда он короткое время отдыхал, а затем отправлялся на постройки. Вообще день Петра был полон самого разнообразного труда, и он вполне оправдывал своим образом жизни любимую поговорку, закончите её: «Делу время, а потехе…» (час).

- Давайте и мы с вами поработаем и построим любимый ботик Петра Великого, «дедушку русского флота». Но прежде, чем сделать ботик Петра I, давайте отгадаем, кто будет командовать этим судном?

- (Слайд 7) Загадки

Он на мостике стоит

И в бинокль морской глядит,

Не страшит девятый вал –

Крепко держит он штурвал.

Он на судне – царь и пан.

Кто же это?... (капитан)

- Отгадайте, что обязательно должно быть у ботика?

Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу,

Судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,

На волнах лишь покачал. (якорь)

Я от ветра надуваюсь

Но ничуть не обижаюсь,

Пусть меня он надувает,

Судну скорость прибавляет. (парус)

Чьи на море корабли?

Из какой они страны?

Чтобы это знать могли

Капитаны, боцманы,

Эти разные квадраты

Прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают.

 Семь ветров их раздувают. (флаги)

- (Слайд 8)  Перед вами, ребята, рисунок , на котором изображен ботик Петра. Я предлагаю вам дорисовать любимый ботик Петра и раскрасить так, как он выглядит на рисунке перед вами.  Приступаем к работе.

- Из какого материала был построен ботик? Каким цветом можно раскрасить корпус, мачту? (из дерева, коричневым)

-  Вы знаете, что в верхней части бота были нанесены 64 треугольника белого, синего и красного цвета. Раскрасим их так, как на картинке.

- Теперь можно раскрасить паруса. Как вы думаете, какой цвет лучше выбрать для них?

- Каждый корабль обязательно имеет флаг, нам нужно раскрасить флаги, которые будут развеваться на нашем ботике. Какие цвета вы выберете для флага и почему?

- На ботике царь плавал по Яузе, давайте и мы раскрасим волны.(Дети раскрашивают волны синим цветом)

-Теперь наш ботик готов отправиться в плавание.

6. Итог урока.

- И завершим наш Петровский урок рассказом о великих деяниях Петра I.

(Выразительное чтение стихотворений наизусть, заранее подготовленными чтецами).

1 чтец:

Великий Петр, - царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

2 чтец:

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

3 чтец:

И что нам шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

 И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

4 чтец:

Служил он преданно державе

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Всероссийского открытого урока, посвященного 20 летию Конституции РФ. 1 класс

Надеюсь, что данная разработка будет полезна учителям 1 классов для проведения Всероссийского открытого урока, посвященного 20 летию Конституции Российской Федерации. Можно использовать отдельные моме...

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации.

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Петровский урок

Создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им реформ Знакомство с биог...

Всероссийский Петровский урок

Цель создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им реформ Знакомс...

Всероссийский Петровский урок

Историко-краеведческая игра....

Классный час "Петровский урок"

Жил да был на свете царь,Земли русской государь.Жил, поживал с женой любимой,В крещении - Екатериной.Был характером крутой, До работы заводной.Сам дрова колол, рубил,И лентяев не любил.Был в любо...