Опыт организации игровой деятельности младших школьников в сотрудничестве с родителями учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мороз Анна Александровна

В данной статье рассказывается как можно организовать сотрудничество младших школьников с родителями во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igrovaya_deyatelnost.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мороз Анна Александровна

учитель начальных классов,

МБОУСОШ № 5 п.г.т. Сафоново Североморский район

Опыт организации игровой деятельности младших школьников в сотрудничестве с родителями учащихся

Новый Федеральный Государственный стандарт предъявляет особые требования к работе с родителями. Для осуществления этих требований необходимо создать условия для того, чтобы родители стали активными участниками образовательного и воспитательного процесса, не только помогали в организации внеурочной деятельности класса, но и сами принимали бы в ней активное участие. А это значит, что старые формы проведения родительских собраний изживают себя, и на их место приходят новые приемы и методы работы с родителями:  тренинги, мастер-классы, дискуссии, психотехнические и игровые методики сплочения классного и родительского коллективов. Это значит, что из пассивных слушателей родители должны превратиться в активных участников, соратников, помощников образовательного и воспитательного процессов. Только общими совместными усилиями всех участников педагогического процесса можно успешно воспитывать и развивать каждого ребенка.

Всем давно известно, что с родителями работать намного сложнее, чем с детьми. Но без помощи родителей мы не сможем добиться желаемых результатов,  поэтому, обучая родителей, мы помогаем себе и детям. Важной задачей в работе с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”.

Приведу пример родительского собрания в 3 классе по теме «Значение игры в жизни ребёнка». Почему я остановилась именно на этой теме?

Ребёнку в младшем школьном возрасте нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.  Игры делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

В современных психолого-педагогических исследованиях игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления.

Ведь в игре формируются и проявляются все стороны психики и развития ребёнка. Через игру можно понять, какие трудности имеются у ребёнка и как сам ребёнок к ним относится. В игре развиваются и закрепляются социальные навыки, которые необходимы для развития и социализации здоровой полноценной личности.

Собрание проводилось в формах  диспута и ролевой игры.

Цели:

  • формирование представлений родителей о важности значения совместных игр в семье, как для развития ребёнка, так и для построения психологического контакта между ребёнком и родителями;
  • знакомство с формами игрового досуга в семьях.

Участники диспута: классный руководитель, обучающиеся 4 класса, родители.

Подготовительная работа:

  • на уроках технологии дети изготовили и подписали приглашение для родителей;
  • были проведены шашечный турнир, соревнования по армрестлингу и определены победители;                            
  • была сделана фотовыставка для родителей, посвящённая использованию игр на уроках и во внеурочное время;
  • выставка «Играем вместе», где были представлены различные игры, книги для занятий вместе с детьми;
  • проводилось анкетирование родителей по теме диспута.

При анализе полученных результатов анкет выяснилось  следующее:

1. по мнению родителей, все дети любят играть;

2. предпочитают различные игры: и спокойные, и шумные;

3. несмотря на это с детьми играют редко -  85 %, не играют совсем - 10 %, играют часто - 5 %;

4. главная причина в том, что у большинства родителей на это не хватает времени - 70 %, не любят играть -  5 %, ленятся  - 5 %, не умеют - 5 %,  считают, что ребёнок вырос и должен играть сам - 15%.

Эти данные показывают, что родители мало играют с детьми и упускают хорошую возможность развить своего ребёнка.

Диспут проводили сами дети. Участие принимали все ученики класса, выступая в роли: специалиста игроведческих наук, профессора психологии, директора института семейных отношений, педагога-новатора, заслуженного работника культуры и др.

На собрании были рассмотрены вопросы:

  • Какова роль игры?
  • До скольких лет надо играть с детьми, в какие игры?
  • Нужны ли детям игрушки и кто их должен выбирать?
  • Можно ли играть с детьми в карты?
  • Компьютерные игры – за и против и др.

Родители, слушая данные советы, высказывали своё мнение, принимали участие в играх, предлагаемых детьми.

А.С.Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».  Поэтому нередко подчёркивается, что игра – дело серьёзное. Ключевые понятия игровой деятельности, прозвучавшие на собрании: удовольствие, общение,  развитие, интерес.

Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.

 В конце собрания состоялось награждение победителей проведённых игр.

Совместно подвели итоги диспута:

  • лучший способ понять собственного ребёнка – это наблюдать за его игрой;
  • игра помогает ощутить вкус победы;
  • с ребёнком игра в прятки важнее идеального порядка;
  • игра для детей всего прочего важней;
  • игрушек изобилие – стресс, а не развитие;
  • с детьми играть – ум, разум развивать.

Моя  задача как учителя на этом собрании – не переубедить родителей в том, что они не правы, а показать, как можно еще работать с их детьми и какие это даст результаты. Родители нам поверят только тогда, когда сами увидят результаты таких усилий.

Список литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223 с. - (Стандарты второго поколения).
  4. Волина В.В. Игра - дело серьезное. - С.-Пб: «Дидактика Плюс», ООО «Зенит», 1999.
  5. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания: 1-4 класс».- М.:ВАКО, 2004.- 252 с.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А., М. - 2010.- 23 с.
  7. Репинцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....

Статья "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Этапы организации проектной деятельности младших школьников....

Методическая разработка игровой программы "Верёвочка" для организации внеурочной деятельности младших школьников

Данный материал поможет при организации внеурочной деятельности младших школьников. В нем разработан сценарий игровой программы ,которая даст возможность  расширить знания детей о фразеологизмах ...

Опыт работы «Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»

Опыт работы по теме "Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности"...