Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»
методическая разработка

Романцова Снежана Борисовна

Рабочая  программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zivotn.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по курсу внеурочной деятельности

«Азбука животных»

Содержание курса.

Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

Тема 2.Почему мы любим животных.

Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.

Тема 3. Собаки – самые верные друзья.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о собаках.

Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

Тема 5. Пернатая радуга в комнате.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.

Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.

           Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка.

Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.

           Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование:  грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

Тема 8. Школа для ваших любимцев.

           Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные - артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних  животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.

            Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.

           Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

Итоговое занятие. Конференция, выставка.

            Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.


Календарно - тематическое планирование

1 класс

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Дата

1. Как животные оказались в нашем жилище.

2

 1.Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд и т.д.

 

2.Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

2.Почему мы любим животных.

4

1.Красота и привлекательность животных.

2.Интерес к животным, их разнообразие.

3.Животные нас воспитывают.

4.Конкурс эрудитов – любителей животных.

3.Собаки – самые верные друзья человека.

6

 1.История одомашнивания, выведение разных пород.

2.Воспитание щенка.

4.Основы практической кинологии

5.«Профессии собак»

 

3.Просмотр видеоматериалов.

6.Посещение выставки собак.

4.Кошки, которые не гуляют сами по себе.

6

1. История домашней кошки.

2.Породы кошек и особенности её поведения.

3.Удивительные истории о кошках и их хозяевах

 

4.Основы практической фелиологии.

5.Посещение выставки кошек.

6.Освоение приёмов ухода за кошкой

5.Пернатая радуга в комнате.

8

1. Основы содержания комнатных птиц

3.Основные группы комнатных птиц.

4.Корма и правила кормления.

6.Виды попугаев и уход за ними.

2.Как выбрать и обустроить клетку.

5.Просмотр видеоматериалов о птицах.

7.Освоение приёмов чистки клетки.

8.Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи.

6.Хомка и его ближайшие родственники.

6

1. Основы содержания мелких грызунов.

3.Хомяки. Морские свинки. Особенности содержания.

4.Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе.

6.Особенности жизни грызунов в природе.

2.Оборудование клетки для грызунов.

5.На что надо обратить внимание, приобретая грызуна.

7. Итоговое занятие.

1

1. Организация выставки фотографий и поделок.

2 класс

8. Вводное занятие.

1

1.Конкурс - игра  «Любители животных»

9.Рыбы – самые тихие соседи.

8

1. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия.

2.Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума.

6.Основные группы рыб.

3.Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода.

4.Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, фильтры.

5.Выбор и посадка растений в аквариум.

7.Просмотр видеоматериалов.

8.Освоение приёмов чистки стенок аквариума.

10.Школа для ваших любимцев.

8

1. Основы воспитания и дрессировки животных.

3.Представление об условных рефлексах.

6.Методика дрессировки животных династией Дуровых.

2. Как приучить собак и кошек к чистоплотности.

4.Поощрение и наказание.

5.Правила дрессировки собак, основные команды.

7.Животные в цирке.

8.Отработка навыков дрессировки.

11.Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.

8

1 Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных.

3.Общество охраны животных.

5.Ветеринарные врачи и ветклиники.

2.Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных.

4.Приобретение животных у любителей.

6.Лечение животных.

7.Газеты, журналы, телепередачи, посвящённые содержанию животных.

8.Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

12.Мы в ответе за тех, кого приучили.

6

1 Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.

4.Права и обязанности хозяев животных.

2.Как достичь успеха в своём увлечении животными.

3.Дневник наблюдений и картотека.

5.Освоение приёмов фотографирования животных и птиц.

6.Как защищать животных от жестокого обращения.

13.Итоговое занятие.

Конференция, выставка.

3

1. Подведение итогов занятий.

2.Проведение конференции. Организация выставки фотографий и поделок.

3. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных

Итого

67

31

36

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учитъся работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
  • Оценивать правильность поведения людей в природе.
  • Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
  • Называть условия, необходимые для жизни животных.
  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
  • Приводить примеры домашних животных своего края.
  • Анализировать тексты писем.
  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Ожидаемые воспитательные результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:

приобретение школьником знаний

- о правилах содержания животных, о правилах обращения с животными;

- об основных нормах гигиены;

- о принятых в обществе нормах отношений к природе;

- об ответственности за поступки, слова и мысли;

- о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

- развитие ценностного отношения школьника к родной природе: к животным, растениям, человеку.

3. Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

- приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

- принятия на себя ответственности за других людей, за жизнь животных, опыта заботы о «братьях наших меньших».

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной научно- познавательной деятельности

Вид внеурочной деятельности

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия:

Научно – познавательная деятельность

Беседы о правилах содержания животных, о правилах обращения с животными; об основных нормах гигиены; о принятых в обществе нормах отношений к природе; об ответственности за поступки, слова и мысли. Занятия по отработке специальных умений обращения с животными.

Беседы о принятых в обществе нормах отношений к природе; об ответственности за поступки, слова и мысли. Занятия, совместно организуемые школьником и педагогом в виде коллективных творческих дел: составление свода прав и обязанностей хозяев животных, проведение конференции, организация выставки фотографий и поделок.

Занятия, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников,  родителей: организация выставки фотографий и поделок, компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. Занятия, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Книгопечатная продукция

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова,-М.: Просвещение, 2010.
  5. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
  6. Плешаков А.А. Зеленые страницы Текст /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011.
  7. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.

2

Наглядные пособия

Плакаты по темам:

«Дикие и домашние животные»

«Домашние животные и их детеныши»

«Времена года»

«Декоративные птицы»

Карточки:

«Живая и неживая природа»

«Классификация животных»

«Дикие и домашние животные»

«Времена года»

3

Игры и игрушки

Игры, лото, викторины, игрушки-животные

4

Учебное оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Ученый стол

Учебный стул

Учительский стол

Учительский стул

5

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Телевизор

                                                           Экранно-звуковые пособия        

Видеофильмы по предмету «Мир вокруг нас. Природа».

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения «Голоса птиц».        

Прил

Приложение 1

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земно водные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,

Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.

Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дуро ва. — М., 1993.

Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для лю бителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.

Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.

Круковер  В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.

Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

Мередит  С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.

Пайере  X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.

Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрирован ная энциклопедия / В. Д. Полонский. М., 2000.

Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.

Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.

Старк  К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.

Фрей  Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.

Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.

Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»

Рабочая  программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" для 1-4 кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" разработана на 4 года обучения...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Азбука добра 3 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"...

Презентация по курсу внеурочной деятельности "Азбука общения"

Занятие 1 "Давайте познакомимся!"Работа с пословицей, с правилами работы в группе....