Занимательная грамматика
методическая разработка (4 класс)

Занимательная грамматика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika_2021.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа №3

Рассмотрено на заседании ШМО начальных классов

Миллер М.Ю.___________

«_30__» августа 2021г.

Протокол №____

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

___________ Истомина Н.А.

«__31_»августа 2021г.

Утверждаю:

Директор: И.А. Андрусов

Приказ №___88__-ОД

«__31_» августа 2021г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(для учащихся 1-4 классов)

2021-2022 учебный год

Составитель программы:

Лашина А.Н.

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., образовательной программы начального общего образования МБОУ Курагинской СОШ № 3 утвержденной от 31.08.2016 г. №119-ОД,  календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год утвержденного от «___31_» августа  2021г. №_88__-ОД.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи.

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи :

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     III.  Особенности программы  «Занимательная грамматика»

1 кл.  «Путешествия по Стране Слов»

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI. Описание программы в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Программа  рассчитана на  учащихся 1–4-х классов.

VI.  Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

VII. Содержание программы. Тематическое планирование.

Календарно - тематическое планирование по занимательной грамматике.

68 часов ( 2 часа в неделю)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Содержание занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

«В мире безмолвных и неведомых звуков»

1

Характеризовать звуки русского языка; составлять рассказ о  первоначальных видах общения людей

03.09

03.09

2

«В мире безмолвных и неведомых звуков»

1

Характеризовать звуки русского языка; составлять рассказ о  первоначальных видах общения людей

07.09

07.09

3

Игра – занятие «Волшебные слова»

1

Составлять правила употребления в речи «Волшебных слов»; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; - расширять представление о речевом общении;                          - составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета

10.09

10.09

4

Игра – занятие «Волшебные слова»

1

Составлять правила употребления в речи «Волшебных слов»; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; - расширять представление о речевом общении;                          - составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета

14.09

14.09

5

Фразеологичес-кие обороты.

1

Составлять рисунки и комментарии к фразеологическим оборотам; учиться работать с фразеологическим словарем;

17.09

17.09

6

Фразеологичес-кие обороты.

1

Составлять рисунки и комментарии к фразеологическим оборотам; учиться работать с фразеологическим словарем;

21.09

.21.09

7

«В глубь веков на Машине времени»

1

Характеризовать жизнь людей в первобытном обществе с точки зрения общения в совместной деятельности; понимать роль письменности в истории человечества;

24.09

24.09

8

«В глубь веков на Машине времени»

1

Характеризовать жизнь людей в первобытном обществе с точки зрения общения в совместной деятельности; понимать роль письменности в истории человечества;

28.09

28.09

9

Ассорти для любителей русского языка.

1

Обогащать словарный запас. Развивать внимание, память. Осознавать роль языка и речи в жизни людей

01.10

01.10

10

Ассорти для любителей русского языка.

1

Обогащать словарный запас. Развивать внимание, память. Осознавать роль языка и речи в жизни людей

05.10

05.10

11

«К словам – родственникам»

1

Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы,    пользоваться лингвистическими словарями                            (словарем синонимов)        

08.10

08.10

12

«К словам – родственникам»

1

Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы,    пользоваться лингвистическими словарями                            (словарем синонимов)        

12.10

12.10

13

«Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение»

1

 Характеризовать  главные и второстепенные  члены предложения; выделять словосочетания в предложении; определять связь слов в словосочетании; распространять предложения словосочетаниями

15.10

15.10

14

«Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение»

1

 Характеризовать  главные и второстепенные  члены предложения; выделять словосочетания в предложении; определять связь слов в словосочетании; распространять предложения словосочетаниями

19.10

19.10

15

«Все ли однородные одного рода»

1

Проводить разбор предложения, выделять главные и  второстепенные члены предложения; находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;

22.10

22.10

16

«Все ли однородные одного рода»

1

Проводить разбор предложения, выделять главные и  второстепенные члены предложения; находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;

26.10

26.10

17

Конструирование сложных предложений из простых предложений.

1

Находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; конструировать сложных предложений из простых предложений.

29.10

29.10

18

Конструирование сложных предложений из простых предложений.

1

Находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; конструировать сложных предложений из простых предложений.

19

Игра – занятие «Составление словосочетаний с  использованием орфографического словаря»

1

Применять орфографический словарь для  составления словосочетаний;  составлять предложения с однородными членами.

20

Игра – занятие «Составление словосочетаний с  использованием орфографического словаря»

1

Применять орфографический словарь для  составления словосочетаний;  составлять предложения с однородными членами.

21

«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения»

1

Корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;  составлять предложения  с употреблением слов в прямом и переносном значении

22

«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения»

1

Корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;  составлять предложения  с употреблением слов в прямом и переносном значении

23

«В гостях у Омонимов и Антонимов»

1

Характеризовать значение омонимов и антонимов в русском языке; приводить примеры омонимов и антонимов с использованием лингвистических словарей; закреплять умение работать со словарями.

24

«В гостях у Омонимов и Антонимов»

1

Характеризовать значение омонимов и антонимов в русском языке; приводить примеры омонимов и антонимов с использованием лингвистических словарей; закреплять умение работать со словарями.

25

«Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?»

1

Объяснять значение частей слова; разбирать слова по составу

26

«Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?»

1

Объяснять значение частей слова; разбирать слова по составу

27

«Основное об Основах.  Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы».

1

Объяснять значение частей слова; разбирать слова по составу

28

«Основное об Основах.  Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы».

1

Объяснять значение частей слова; разбирать слова по составу

29

«Основа плюс морфема, или как делают слова»

1

Знать и объяснять понятие «морфема», образовывать новые слова с помощью различных морфем.

30

«Основа плюс морфема, или как делают слова»

1

Знать и объяснять понятие «морфема», образовывать новые слова с помощью различных морфем.

31

Игра  - занятие «Образование слов»

1

Знать и объяснять понятие «морфема», образовывать новые слова с помощью различных морфем.

32

Игра  - занятие «Образование слов»

1

Знать и объяснять понятие «морфема», образовывать новые слова с помощью различных морфем.

33

«Где живут слова и как они находят своё место» Итоговая аттестация

1

Объяснять понятие «части речи», выделять их существенные признаки; определять части речи в предложениях.

34

«Где живут слова и как они находят своё место»

1

Объяснять понятие «части речи», выделять их существенные признаки; определять части речи в предложениях.

35

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные.

1

Характеризовать  имена существительные по признакам: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.

36

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные.

1

Характеризовать  имена существительные по признакам: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.

37

Род имен существительных. Число имен существительных.

1

Знать понятие  «род  имен существительных»; определять число имен существительных  

38

Род имен существительных. Число имен существительных.

1

Знать понятие  «род  имен существительных»; определять число имен существительных  

39

Склонение имен существительных.

1

Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; практически склонять имена существительные; знать названия падежей русского языка; порядок их следования

40

Склонение имен существительных.

1

Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; практически склонять имена существительные; знать названия падежей русского языка; порядок их следования

41

Три склонения имен существительных.

1

Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм;

42

Три склонения имен существительных.

1

Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм;

43

Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных.

1

Определеять имена прилагательные в тексте. Выделять окончания имен прилагательных.

44

Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных.

1

Определеять имена прилагательные в тексте. Выделять окончания имен прилагательных.

45

Согласование имен существительных и прилагательных.  Краткие имена прилагательные.

1

Учиться выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; понимать значение кратких имен прилагательных в речи.

46

Согласование имен существительных и прилагательных.  Краткие имена прилагательные.

1

Учиться выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; понимать значение кратких имен прилагательных в речи.

47

Местоимение. На своем прямом месте.

1

Понимать  значение местоимений в русском языке;  верно употреблять местоимения в речи. Редактировать текст.

48

Местоимение. На своем прямом месте.

1

Понимать  значение местоимений в русском языке;  верно употреблять местоимения в речи. Редактировать текст.

49

«Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение».

1

Правильно употреблять в речи возвратное местоимение; уметь определять личные местоимения с опорой на таблицу

50

«Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение».

1

Правильно употреблять в речи возвратное местоимение; уметь определять личные местоимения с опорой на таблицу

51

« На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола.

1

Называть признаки глагола как части речи; знать основные времена глагола               (настоящее,                                       прошедшее, будущее); определять время глаголов  в предложениях.

52

« На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола.

1

Называть признаки глагола как части речи; знать основные времена глагола               (настоящее,                                       прошедшее, будущее); определять время глаголов  в предложениях.

53

Совершенный и несовершенный вид глагола.

1

Называть признаки совершенного и несовершенного вида глаголов; определять вид глаголов (практическая работа)

54

Совершенный и несовершенный вид глагола.

1

Называть признаки совершенного и несовершенного вида глаголов; определять вид глаголов (практическая работа)

55

I и II  спряжение глаголов.  Неопределенная форма глагола.

1

 Определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; называть признаки неопределенной формы глагол

56

I и II  спряжение глаголов.  Неопределенная форма глагола.

1

 Определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; называть признаки неопределенной формы глагол

57

Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов.

1

Определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;  определять безударные окончания глаголов; определять время и лицо глагола;

58

Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов.

1

Определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;  определять безударные окончания глаголов; определять время и лицо глагола;

59

Глаголы – исключения.

1

Определять глаголы – исключения в тексте;

60

Глаголы – исключения. Промежуточная аттестация

1

Определять глаголы – исключения в тексте;

61

Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные»

1

Объяснять значение числительных в речи; знать написание числительных в пределах 1 – 30 объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;

62

Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные»

1

Объяснять значение числительных в речи; знать написание числительных в пределах 1 – 30 объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;

63

Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий.                  Степени сравнения наречий.

1

Объяснять значение наречий в русском языке, в ходе практической работы понимать особенность наречий – неизменяемость Характеризовать степени сравнения наречий; объяснять значение употребления наречий в русском языке.

64

Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий.                  Степени сравнения наречий.

1

Объяснять значение наречий в русском языке, в ходе практической работы понимать особенность наречий – неизменяемость Характеризовать степени сравнения наречий; объяснять значение употребления наречий в русском языке.

65

В стране перевертундии.

1

Развитие внимания и нестандартного мышления. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

66

В стране перевертундии.

1

Развитие внимания и нестандартного мышления. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

67

Обобщающий урок – КВН «Части речи»

1

Систематизировать знания учащихся по курсу русского языка

68

Обобщающий урок – КВН «Части речи»

1

Систематизировать знания учащихся по курсу русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....

План работы кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....