Программа ВД "Я шагаю по Москве"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Виктория Викторовна Воляница

Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей  школьников, их интересов и способностей, призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности   школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей, школы  и общества в области дополнительного образования и воспитания  школьников, имеет интегрированный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аннотация к РП17.06 КБ
Файл Рабочая программа по ВД76.18 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе внеурочной деятельности

«Я шагаю по Москве»

(общекультурное направление)

Программа внеурочной деятельности «Я шагаю по Москве» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ Школа №2053 г. Москвы, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», входящей в состав “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г., Концепции нравственного воспитания российских школьников с учетом Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС НОО.

Цели программы:

  • подведение детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей;
  • создание условий для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей;
  • создание условий для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев и достопримечательностей города Москвы;
  • создание условий для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

        Задачи программы:

  • формирование у школьников представления о Москве, как о главном городе многонационального государства;
  • пробуждение интереса к прошлому и настоящему города;
  • приобщение детей к отечественной культуре и истории, закладывание основ знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
  • воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;
  • раскрытие доступных для понимания обучающихся связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;
  • создание условий для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев города;
  • воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
  • повышение общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников.

Описание места курса в структуре ООП

В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности ГБОУ Школа № 2053 г. Москвы на изучение курса «Я шагаю по Москве» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 24 классах на курс отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Основные разделы содержания всех тем курса: область истории, окружающего мира, область этнографии, область литературного чтения.  

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность искусства и литературы -  как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа № 2053»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Я шагаю по Москве»

(общекультурное направление)

для обучающихся 1-4 классов

Составители:

Воляница В.В.

Москва

2021

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Я шагаю по Москве» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ Школа №2053 г. Москвы, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», входящей в состав “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г., Концепции нравственного воспитания российских школьников с учетом Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС НОО.

Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей  школьников, их интересов и способностей, призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности   школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей, школы  и общества в области дополнительного образования и воспитания  школьников, имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, изобразительного искусства, литературы и др.

В ФГОС НОО сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

 Актуальность программы:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир, литература, изобразительное искусство, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей. Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску.

Цели программы:

  • подведение детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей;
  • создание условий для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей;
  • создание условий для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев и достопримечательностей города Москвы;
  • создание условий для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

        Задачи программы:

  • формирование у школьников представления о Москве, как о главном городе многонационального государства;
  • пробуждение интереса к прошлому и настоящему города;
  • приобщение детей к отечественной культуре и истории, закладывание основ знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
  • воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;
  • раскрытие доступных для понимания обучающихся связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;
  • создание условий для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев города;
  • воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
  • повышение общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников.

Из целей и задач вытекают принципы организации процесса формирования и развития у детей национального самосознания и этнической толерантности:

  • личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, развития, психологической комфортности).
  • культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой).
  • деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, п опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Программа направлена на формирование следующих ценностей:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  • служение и долг перед Отечеством;
  • правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:
  • долг перед старшими поколениями и семьёй;
  • межэтнический мир; доверие к людям.

В данной программе определена система содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.         Курс внеурочной деятельности «Я шагаю по Москве» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства.

  1. Общая характеристика курса

    Программа внеурочной деятельности «Я шагаю по Москве» рассчитана на обучающихся 1–4 классов начальной школы.

     В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Москва- сердце России, является немым свидетелем того, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый   из   которых   заслуживает   предельно    внимательного исследования.

       Для необходимого воспитательного воздействия   необходимо показать детям, что существует мир, полный духовных нравственных идей, творчества, культуры.

    Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов: "Окружающий мир", "Литературное чтение", "Изобразительное искусство". Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники в значительной мере повышает эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.

  1. Описание места курса в структуре ООП

В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности ГБОУ Школа № 2053 г. Москвы на изучение курса «Я шагаю по Москве» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 24 классах на курс отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

  1. Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность искусства и литературы -  как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

      Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), туристско-краеведческая деятельность.

Формы и методы работы:

- индивидуальные;

- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)

- индивидуально-групповые;

- работа в парах, в тройках, в четвёрках;

- обсуждение результатов;

- подведение итогов.

- беседа;

 - рассказ;

 - путешествие; игра-путешествие;

 - игра; познавательная игра; развивающая игра:

 - викторина;

 - экскурсия;

 - конкурс;

 - сказка;

-словесный;

-наглядный;

-игровой;

-исследовательский;

-проектный.

  1. Планируемые результаты реализации программы

    Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к

базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего города, его прошлому и настоящему; истории своей школы, района.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного

социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; посещения культурно-образовательных   учреждений, сбора   и   обработки   историко-географической информации.

  1. Требованию к уровню подготовки обучающихся

(Личностные, метапредметные и предметные результаты

усвоения курса)

1 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса

У первоклассника будут сформированы:

  •  умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Первоклассник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к

образовательной организации, понимания необходимости учения,

выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, умения делать выбор, какой поступок совершить;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• умения использовать позитивную лексику, передающую положительные

чувства в отношении своей Родины, своего родного города.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

Регулятивные УУД

Первоклассник научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного.

Первоклассник получит возможность научиться:

• оценивать собственные успехи при овладении знаниями по истории своей

страны, о своей семье, о своём городе;

• планировать шаги по устранению пробелов в полученных уже знаниях.

Познавательные УУД:

Первоклассник научится:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Первоклассник получит возможность научиться:

• делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Первоклассник научится:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Первоклассник получит возможность научиться:

• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах

поведения и общения и следовать им;

• учиться работать в паре, группе;

• высказывать свое мнение при обсуждении задания;

• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса:

Первоклассник научится:

  • уметь определять своё отношение к миру:
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Первоклассник получит возможность научиться:

  • строить вопросительные предложения об окружающем мире.

2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса

У второклассника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу;
  • интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию;

Второклассник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной

деятельности;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и

поступках;

• своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих

позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила

достойного поведения;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа

и всей России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

Регулятивные УУД

Второклассник научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с

учителем;

• сохранять учебную задачу занятия;

• выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;

•планировать своё высказывание (выстраивать последовательность

предложений для раскрытия темы);

• планировать последовательность операций на отдельных этапах занятия;

• фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей

работой, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к

сверстникам в ходе совместной деятельности.

Второклассник получит возможность научиться:

• планировать собственную деятельность на занятии;

•высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

книг, энциклопедий;

• работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Второклассник научится:

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для

выполнения заданий, из разных источников;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать

полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по

внешнему виду);

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока

в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении

рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений,

иллюстрировании рассказов.

Второклассник получит возможность для формирования:

• умения ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна

дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один

шаг;

• умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в

разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);

• умения перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать

самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД

Второклассник научится:

• высказывать мотивированное суждение по теме занятия (на основе своего

опыта и в соответствии с возрастными нормами);

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с

другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться.

Второклассник получит возможность научиться:

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

Второклассник научится:

  •  знакомиться с историей своего города;
  • различать достопримечательности Москвы;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • работать с учебным текстом; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять главную мысль текста;
  • уметь подготавливать устные сообщения (на 2-3 минуты) на заданную тему;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Второклассник получит возможность научиться:

• извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона;

• извлекать из различных источников сведения о родном городе;

•находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и

использовать её для сообщения.

3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса

У третьеклассника будет сформировано:

  • чувство гордости за свою Родину, в том числе через знакомство

с историко-культурным наследием города Москвы;

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью родного города;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу;
  • интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию;

Третьеклассник получит возможность для формирования:

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках

и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению

моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты изучения курса

Регулятивные УУД

Третьеклассник научится:

• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе

выполнения работы на различных этапах урока);

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность

предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

• планировать свои действия в течение урока;

• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных

правил;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Третьеклассник получит возможность научиться:

• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями.

Познавательные УУД

Третьеклассник научится:

• выделять существенную информацию из литературы разных типов

(справочной и научно-познавательной);

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать

полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

• сравнивать объекты по различным признакам;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока

в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении

рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании

рассказов.

Третьеклассник получит возможность научиться:

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Третьеклассник научится:

• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и

сверстниками, проблем и вопросов;

• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию

партнёра в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при

выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

(с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, фото-рассказы, проекты с помощью взрослых;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его

участников.

Третьеклассник получит возможность научиться:

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

Третьеклассник научится:

  •  знакомиться с историей своего города;
  • различать достопримечательности Москвы;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • работать с учебным текстом; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять главную мысль текста;
  • уметь подготавливать устные сообщения (на 2-3 минуты) на заданную тему;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона;
  • извлекать из различных источников сведения о родном городе;
  • находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и

использовать её для сообщения.

4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса

У выпускника будут сформированы:

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданина России, ответственного за сохранение её природного и

культурного наследия;

• чувство сопричастности к отечественной истории через историю своей

семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России

посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников

в её развитие;

• понимание себя наследником ценностей многонационального российского

общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий

«Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся

мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной

страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного

участия в построении её будущего;

• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки,

сохранность объектов природы, будущее России;

• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы

России и родного края, знакомство с культурой Москвы, развитием

культуры страны и родного края в различные периоды истории;

• этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная

отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе

знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников,

картинами жизни людей в разные исторические периоды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах

внеурочной деятельности;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о

природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от

природных условий.

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к

образовательной организации, понимания необходимости учения,

выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении

социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной

деятельности;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках

и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению

моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,

ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и

поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания

им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и

обеспечение их благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

• сохранять учебную задачу в течение всего занятия;

• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым

материалом занятия;

• выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг

неизвестного по изучаемой теме;

•планировать своё высказывание (выстраивать последовательность

предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

• планировать свои действия;

•фиксировать по ходу занятия и в конце его

удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно

относиться к своим успехам и неуспехам;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу

его реализации;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,

планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников

(библиотека, Интернет) для выполнения учебных заданий;

• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов

и видов (художественных и познавательных);

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать

прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей;

• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с

возрастными нормами;

• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем,

составлении рассказов, оформлении итогов творческих работ;

• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и

практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться словарями, справочниками, атласами-определителями;

• осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное

обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в

стремлении высказываться, задавать вопросы;

• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать

на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе в ситуации столкновения интересов;

• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной

форме;

• аргументировать свою позицию;

• понимать различные позиции других людей отличные от собственной и

ориентироваться на позицию партнера в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при

выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

(с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

• составлять рассказ на заданную тему;

•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций

всех его участников;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и

видит, а что нет;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию,

необходимую партнёру.

Выпускник получит возможность научиться:

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

Выпускник научится:

  • узнавать исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • понимать и знать быт и нравы жителей древней Москвы;
  • узнавать имена и биографии знаменитых москвичей, «литературную и театральную» Москву, «военную историю» города;
  • правилам поведения и безопасности в городе;
  • ориентироваться в городе, работать с картой Москвы; выбирать наиболее оптимальный вариант маршрута;
  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • работать с цифрами и датами;
  • делать сжатые деловые записи;
  • различать архитектурные памятники города;
  • рассказывать о своем городе, проводить своеобразные экскурсии по Кремлю, Китай-городу и другим районам города;
  • пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе:
  • давать словесное описание объектов;
  • анализировать экологические проблемы города и предлагать способы их
  • решения;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение
  • некоторых важных событий в истории Москвы;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и
  • культуры Москвы;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной Москвы с её историей;
  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения
  • информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России
  • и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон.) для записи и обработки информации, готовить

небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её

сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту

(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной

среде;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах

прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,

приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в

его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной

организации, социума, этноса, страны.

  1. Основное содержание курса

Организация работы по программе внеурочной деятельности «Я шагаю по Москве» предполагает на каждом этапе обучения с 1 по 4 класс следующие разделы «Музеи Москвы», «Путешествие по Москве», «История нашего города», «Природа Москвы и памятники культуры».

1 класс

Раздел «Музеи Москвы» (8 ч)

Введение. О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека. (1ч)

Правила поведения юных экскурсантов. ТБ во время экскурсий. (1ч)

Экскурсия в школьный музей. (1ч)

Игра- путешествие по московским музеям для детей. Дом Сказок «Жили – были». (1ч)

Виртуальное путешествие по московским музеям для детей. Музей народной игрушки «Забавушка». (1ч)

Игра- путешествие по московским музеям для детей. Музей «Волшебный букварь». (1ч)

Практическое занятие. Экскурсия в музей. (1ч)

Итоговое занятие. Поделки из солёного теста по впечатлениям от экскурсий. (1ч)

Раздел «Путешествие по Москве» (14 ч)

Главный город нашей страны.  «Начинается Москва как известно от Кремля». Игра – путешествие по Кремлю.  (1ч)  

Виртуальное   путешествие по Красной площади. (1ч)  

Виртуальная экскурсия в Музей истории города Москвы. (1ч)  

Практическое занятие. Экскурсия в исторические музеи Москвы. (1ч)  

Итоговое занятие. Мы рисуем Москву. (1ч)  

Мемориал в Александровском саду. (1ч)  

Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерея

В.А. Тропинин «Кружевница» 18в. – первая половина 19в. (1ч)  

Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее. Первая половина 20 века. В.М. Васнецов «Богатыри». (1ч)

 Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее. 2-ая половина 19в. – начало 20в. В.М. Васнецов «Алёнушка». (1ч)

Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее. Первая половина 20 века. (1ч)

Виртуальное путешествие в Дом – музей Васнецова. (1ч)

Практическое занятие. Экскурсия в художественный музей. (1ч)  

Итоговое занятие.   Подготовка проекта «Художественные музеи Москвы глазами первоклассника». (1ч)

Защита проекта «Художественные музеи Москвы глазами первоклассника». (1ч)  

Раздел «История нашего города» (4 ч)

Виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы. (1ч)

Экскурсия в школьный музей: «Жители ЮВАО – участники Великой Отечественной войны». (1ч)

Практическое занятие. Экскурсия в музей патриотической направленности. (1ч)

Итоговое занятие. Оформление открыток, посвящённых нашим защитникам. (1ч)

Раздел «Природа Москвы и памятники культуры» (7 ч)

Практическое занятие. Экскурсия в Дом – музей Чуковского». (1ч)

Творчество К. И. Чуковского.   Поделка «Чудо- дерево».   (1ч)

Игра – путешествие в «Музей Ледникового периода». (1ч)

Виртуальное путешествие в Парк птиц. (1ч)

Практическое занятие. Экскурсия экологической направленности. (1ч)

Подводим итоги. Лепка фигур животных. (1ч)

Практическое занятие. Экскурсия в парк. (1ч)

2 класс

Раздел «Музеи Москвы» (3 ч)

Путешествие по Москве на машине времени. Виртуальная экскурсия в Государственный Исторический музей. (2ч)

Московские музеи. Рассматривание репродукций из Третьяковской галереи. Практическая работа: иллюстрация к любимой сказке. (1ч)

Раздел «Путешествие по Москве» (16 ч)

Москва – наш город. (1ч)

Большая Москва. Разучивание Гимна Москвы. (1ч)

Городская символика. (1ч)

Москва -всем городам мать. Пословицы и поговорки. (1ч)

Московская архитектура Практическая работа: рисунки по заданию: «Моделирование города будущего». (2ч)

Московский транспорт. Практическая работа «От кареты до метро». (2ч)

Герб моей школы - создание проекта. Виртуальная экскурсия «Район, в котором я живу». Практическая работа: создание герба школы (рисунок с элементами аппликации). (1ч)

Московские театры. Посещение Московского ТЮЗа. (1ч)

Прогулка по Кремлю. (1ч)

Городская мозаика Виртуальная экскурсия «Бородинская панорама». (1ч)

Главная площадь Москвы. Практическая работа оригами. (1ч)

Мемориал в Александровском саду. Прослушивание песен на военную тематику. Просмотр видеофрагмента «Вечный огонь у стен Кремля». (1ч)

Главная улица столицы. Викторина «Улица памятников и площадей». Виртуальная экскурсия «Прогулка по Тверской». (2ч)

Раздел «История нашего города» (10 ч)

Наша древняя столица. Первые московские князья. (1ч)

Наши предки москвичи. Виртуальная экскурсия по городу многолюдному: «Москва - не город, а целый мир». (1ч)

Родословная моей семьи - создание проекта «Дорожите именем своим». (2ч)

Маленькие москвичи Практическая работа: изготовление игрушки из природного материала. (1ч)

Как жили москвичи раньше. Виртуальная экскурсия: «Московская старина в Музее русского костюма и быта в Измайлове» Практическая работа: создание моделей одежды. (1ч)

Откуда Москва пошла. Чтение стихотворения Ф. Б. Миллера «Москва». (1ч)

Стены древнего Кремля. Виртуальная экскурсия «Вдоль башен Кремля Практическая работа: аппликация «Главная башня Кремля». (2ч)

Памятники Соборной площади. Практическая работа: лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола. (1ч)

Раздел «Природа Москвы и памятники культуры» (5 ч)

Московская природа. Практическая работа: рисунки деревьев, растущих в нашем городе. (1ч)

Московский зоопарк. Практическая работа: аппликация фигурок животных из геометрических фигур. (1ч)

Московская мозаика. Практическая работа: лепка из пластилина элементов макета «Парк у Москвы-реки», сбор макета). (1ч)

Московские реки. Практическая работа: конструирование модели городского моста (пластилин, бумага, картон). (1ч)

Дорогая моя столица КВН «На семи холмах». Награждение победителей. (1ч)

3 класс

Раздел «Музеи Москвы» (3 ч)

Экскурсия в Московский Кремль. Практическая работа: составление кроссворда «Древний Кремль». (2ч)

«Музей под открытым небом». Зарядье. Практическая работа: аппликация «Терем». (1ч)

Раздел «Путешествие по Москве» (5 ч)

Самые родные и близкие уголки Москвы. Практическая работа: рисунки по теме «Моя малая родина». (1ч)

Красная площадь. Практическая работа: аппликация «Спасская башня». (1ч)

Взгляд на Кремль. Практическая работа: рисунок «У кремлёвской стены». (1ч)

Как у Москвы появился день рождения. Практическая работа: изготовление открытки «С днём рождения, Москва!». (1ч)

Путешествие по улицам Москвы. Практическая работа: «Составим путеводитель по Москве». (1ч)

Раздел «История нашего города» (20 ч)

Москва деревянная. Практическая работа: изготовление модели избы (картон, бумага, пластилин). (2ч)

Старинный город. Практическая работа: аппликация из геометрических фигур

«Мельница». (1ч)

В доме у москвича. Практическая работа: рисунок русской печки. (1ч)

Народно-прикладные промыслы. Практическая работа: рисунок - составление узора в полосе. (1ч)

"По одёжке встречают..." Практическая работа: "Рисунки иностранного путешественника». (1ч)

«По одёжке встречают...». Практическая работа: «Костюмы москвичей».(1ч)

Жизнь в древней Москве. (2 ч)

Как жили цари-государи. Практическая работа: мини сочинение «Один день из жизни русского царя». (1ч)

Старинные обряды. Практическая работа: «Рецепты к праздничному столу». (1ч)

Старинные обряды. (1ч)

Тайна имени. История возникновения фамилий на Руси. (1ч)

Праздники, забавы москвичей в далёком прошлом Практическая работа: изготовление куклы «Масленица» из разных материалов. (1ч)

Традиции русского народа. Практическая работа: лепка из пластилина «Игрушки маленьких москвичей». (1ч)

Занимательные странички из истории Москвы. (1ч)

Путешествие в школу прошлого. Практическая работа: эскиз листа из Азбуки. (1ч)

Культура России.  Иван Фёдоров.  Практическая работа: составление узора для украшения страницы старинной книги. (1ч)

«Как хлеб да квас, так и всё у нас». Практическая работа: мини-сочинение «Меню для сверстника из древней Москвы». (2ч)

Раздел «Природа Москвы и памятники культуры» (6 ч)

Москва сегодня. Практическая работа: 1-я часть - составление маршрута «Интересное для путешественника». (1ч)

Москва сегодня.  Практическая работа: 2-я часть - рисунки по теме «Мой город сегодня». (1ч)

Московские сады. Практическая работа: проект «Как устроить висячий сад». (1ч)

В лесном краю московском Практическая работа: аппликация из природного материала «Живые краски природы». (1ч)

Усадьба Измайлово. Практическая работа: рисунок с элементами аппликации «Крутицкий вертоград». (1ч)

Викторина «Моя Москва». (1ч)

4 класс

Раздел «Музеи Москвы» (3 ч)

Виртуальная экскурсия в Оружейную палату.  Город мастеров. Практическая работа с разными материалами: «Изделия оружейного мастера». (1ч)

На Поклонной горе. Виртуальная экскурсия в Парк Победы Практическая работа: лепка из пластилина «Символический ключ от города». (1ч)

1812 год. Виртуальная экскурсия в музей-панораму «Бородинская битва». (1ч)

Раздел «Путешествие по Москве» (13 ч)

План города. Практическая работа: «Составляем план-рисунок Москва

 сегодня». (2ч)

Округ, в котором живу. Практическая работа: составление плана «Моя школа на плане округа». (1ч)

Крепость внутри города. Практическая работа: рисунок «Московская

крепость». (1ч)

«Белый город». Практическая работа: рисунок «Семиверхая башня Белого

города». (1ч)

Прогулка по Бульварному кольцу. Практическая работа: составление справочника «Памятники русским писателям и поэтам на Бульварном кольце». (1ч)

Садовое кольцо. Улицы-валы. Практическая работа: зарисовки на тему «Укрась бульвар цветами». (1ч)

Загадки для умников и умниц. Практическая работа: аппликация «Фонари для Арбата». (1ч)

Некрасовка- молодой район столицы. Создание проекта. (2ч)

На Крымском валу. Практическая работа: рисунок висячего моста. (1ч)

Как Подмосковье стало Москвой. Практическая работа: рисунок «Московские Черёмушки». (1ч)

Как Подмосковье стало Москвой. Практическая работа: сообщение «Города-спутники». (1ч)

Раздел «История нашего города» (8 ч)

Как дороги превратились в улицы. Практическая работа: «История одной

улицы». (1ч)

Как дороги превратились в улицы. Практическая работа: «Зашифруй название московской улицы». (1ч)

Мастера из Заяузья. Практическая работа: эскиз изразца для украшения стен. (1ч)

Городская мозаика. Практическая работа: составление кроссворда «Город мастеров». (2ч)

Недаром помнит вся Россия... Практическая работа: составление кроссворда «Преображенская площадь и её окрестности». (1ч)

Улица Народного Ополчения. Практическая работа: складывание из бумаги «Звёздочка». (1ч)

Памятники героического прошлого Москвы. Виртуальная экскурсия по Парку Победы. (1ч)

Раздел «Природа Москвы и памятники культуры» (10 ч)

Где искать в Москве луга, сады, поля и леса? Практическая работа: аппликация «В Нескучном саду». (1ч)

Реки Московии. (1ч)

Московские пруды. Практическая работа: оригами «Лебеди». (1ч)

Московские парки. (1ч)

Московские горы. Практическая работа: зарисовка пейзажа «Времена года. Воробьёвы горы». (1ч)

Героические страницы истории в названиях улиц. Практическая работа: описание скульптурного памятника Дмитрию Пожарскому и Козьме Минину. (1ч)

Улицы имени героев. Практическая работа: оригами «Гвоздика». (1ч)

Имена знаменитых людей в названиях улиц и площадей. Практическая работа: иллюстрируем произведения поэтов и писателей Москвы. (1ч)

Памятники моего района. Практическая работа: проект «Мой дворик». (1ч)

Олимпиада «Что я знаю о Москве». Сообщения "Интересные факты из жизни города". (1ч)

7.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС - 33 ч

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел «Музеи Москвы» 8 часов

1

Введение. О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека.

1

2

Правила поведения юных экскурсантов.

Техника безопасности во время экскурсий.

1

3

Экскурсия в школьный музей.

1

4

Игра- путешествие по московским музеям для детей.

Дом Сказок «Жили – были».

1

5

Виртуальное путешествие по московским музеям для детей.

Музей народной игрушки «Забавушка».

1

6

Игра- путешествие по московским музеям для детей. Музей «Волшебный букварь».

1

7

Практическое занятие. Экскурсия в музей.

1

8

Итоговое занятие. Поделки из  солёного теста по впечатлениям от экскурсий.

1

Раздел «Путешествие по Москве» 14 часов

9

Главный город нашей страны.  «Начинается Москва как известно от Кремля». Игра – путешествие  по Кремлю.

1

10

Виртуальное   путешествие  по Красной площади.

1

11

Виртуальная экскурсия в  Музей истории города Москвы

1

12

Практическое занятие. Экскурсия в исторические музеи Москвы

1

13

Итоговое занятие. Мы рисуем Москву.

1

14

Мемориал в Александровском саду.

1

15

Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее. В.А. Тропинин «Кружевница». 18в. – первая половина 19в.

1

16

Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее. 2-ая половина 19в. – начало 20в. В.М. Васнецов «Богатыри».

1

17

Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее. 2-ая половина 19в. – начало 20в. В.М. Васнецов «Алёнушка».

1

18

Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее. Первая половина 20 века.

1

19

Виртуальное путешествие в Дом – музей Васнецова.

1

20

Практическое занятие. Экскурсия в художественный музей.

1

21

Итоговое занятие.     Подготовка проекта «Художественные музеи Москвы глазами первоклассника».

1

22

Защита проекта «Художественные музеи Москвы глазами первоклассника».

1

Раздел «История нашего города»  4 часа

23

Виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы.

1

24

Экскурсия в школьный музей : «Жители ЮВАО – участники Великой Отечественной войны».

1

25

Практическое занятие. Экскурсия в музей патриотической направленности.

1

26

Итоговое занятие. Оформление  открыток,  посвящённых нашим защитникам.

1

Раздел «Природа Москвы и памятники культуры» 7 часов

27

Практическое занятие. Экскурсия в Дом – музей Чуковского».

1

28

Творчество К. И. Чуковского.   Поделка «Чудо- дерево».

1

29

Игра – путешествие в «Музей Ледникового периода».

1

30

Виртуальное путешествие в Парк птиц.

1

31

Практическое занятие. Экскурсия экологической направленности.

1

32

Подводим итоги. Лепка фигур животных.

1

33

Практическое занятие. Экскурсия в парк.

1

Итого:

33 часа

2 КЛАСС - 34 ч

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел «Музеи Москвы» 3 часа

1

Путешествие по Москве на машине времени. Виртуальная экскурсия в Государственный Исторический музей.

1

2

Путешествие по Москве на машине времени. Виртуальная экскурсия в Государственный Исторический музей.

1

3

Московские музеи. Рассматривание репродукций из Третьяковской галереи. Практическая работа: иллюстрация к любимой сказке.

1

Раздел «Путешествие по Москве» 16 часов

4

Москва – наш город.

1

5

Большая Москва. Разучивание Гимна Москвы.

1

6

Городская символика.

1

7

Москва -всем городам мать. Пословицы и поговорки.

1

8

Московская архитектура Практическая работа: рисунки по заданию: «Моделирование города будущего».

1

9

Московская архитектура Практическая работа: рисунки по заданию: «Моделирование города будущего».

1

10

Московский транспорт. Практическая работа «От кареты до метро».

1

11

Московский транспорт. Практическая работа «От кареты до метро».

1

12

Герб моей школы - создание проекта. Виртуальная экскурсия «Район, в котором я живу». Практическая работа: создание герба школы (рисунок с элементами  аппликации).

1

13

Московские театры. Посещение Московского ТЮЗа.

1

14

Прогулка по Кремлю.

1

15

 Городская мозаика Виртуальная экскурсия «Бородинская панорама».

1

16

Главная площадь Москвы. Практическая работа оригами.

1

17

Мемориал в Александровском саду. Прослушивание песен на военную тематику. Просмотр видеофрагмента «Вечный огонь у стен Кремля».

1

18

Главная улица столицы. Викторина «Улица памятников и площадей». Виртуальная экскурсия «Прогулка по Тверской».

1

19

Главная улица столицы. Викторина «Улица памятников и площадей». Виртуальная экскурсия «Прогулка по Тверской».

1

Раздел «История нашего города» 10 часов

20

Наша древняя столица. Первые московские князья.

1

21

Наши предки москвичи. Виртуальная экскурсия по городу многолюдному: «Москва - не город, а целый мир».

1

22

Родословная моей семьи - создание проекта «Дорожите именем своим».

1

23

Родословная моей семьи - создание проекта «Дорожите именем своим».

1

24

Маленькие москвичи Практическая работа: изготовление игрушки из природного материала.

1

25

Как жили москвичи раньше. Виртуальная экскурсия: «Московская старина в Музее русского костюма и быта в Измайлове» Практическая работа:  создание моделей одежды.

1

26

Откуда Москва пошла. Чтение стихотворения Ф. Б. Миллера «Москва».

1

27

Стены древнего Кремля. Виртуальная экскурсия «Вдоль башен Кремля Практическая работа: аппликация "Главная башня Кремля".

1

28

Стены древнего Кремля. Виртуальная экскурсия «Вдоль башен Кремля Практическая работа: аппликация «Главная башня Кремля».

1

29

Памятники Соборной площади. Практическая работа: лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола.

1

Раздел «Природа Москвы и памятники культуры» 5 часов

30

Московская природа. Практическая работа: рисунки деревьев, растущих в нашем городе.

1

31

Московский зоопарк. Практическая работа: аппликация фигурок животных из геометрических фигур.

1

32

Московская мозаика. Практическая работа: лепка из пластилина  элементов макета «Парк у Москвы-реки», сбор макета).

1

33

Московские реки. Практическая работа: конструирование модели городского моста (пластилин, бумага, картон).

1

34

Дорогая моя столица КВН «На семи холмах». Награждение победителей.

1

   Итого:

 

34 часа

3 КЛАСС - 34 ч

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел «Музеи Москвы» 3 часа

1

Экскурсия в Московский Кремль. Практическая работа: составление кроссворда «Древний Кремль».

1

2

Экскурсия в Московский Кремль. Практическая работа: составление кроссворда «Древний Кремль».

1

3

«Музей под открытым небом». Зарядье. Практическая работа: аппликация «Терем».

1

Раздел «Путешествие по Москве» 5 часов

4

 Самые родные и близкие уголки Москвы. Практическая работа: рисунки по теме «Моя малая родина».

1

5

Красная площадь. Практическая работа: аппликация «Спасская башня».

1

6

Взгляд на Кремль. Практическая работа: рисунок «У кремлёвской стены».

1

7

Как у Москвы появился день рождения. Практическая работа: изготовление открытки «С днём рождения, Москва!».

1

8

 Путешествие по улицам Москвы. Практическая работа: «Составим путеводитель по Москве».

1

Раздел «История нашего города» 20 часов

9

Москва деревянная. Практическая работа: изготовление модели избы (картон, бумага, пластилин).

1

10

Москва деревянная. Практическая работа: изготовление модели избы (картон, бумага, пластилин).

1

11

Старинный город. Практическая работа: аппликация из геометрических фигур « Мельница».

1

12

В доме у москвича. Практическая работа: рисунок русской печки.

1

13

Народно-прикладные промыслы. Практическая работа: рисунок - составление узора в полосе.

1

14

"По одёжке встречают..." Практическая работа: "Рисунки иностранного путешественника».

1

15

«По одёжке встречают...». Практическая работа: «Костюмы москвичей».

1

16

Жизнь в древней Москве.

1

17

Жизнь в древней Москве.

1

18

Как жили цари-государи. Практическая работа: мини сочинение «Один день из жизни русского царя».

1

19

Старинные обряды. Практическая работа: «Рецепты к праздничному столу».

1

20

Старинные обряды.

1

21

Тайна имени. История возникновения фамилий на Руси.

1

22

Праздники, забавы москвичей в далёком прошлом Практическая работа: изготовление куклы  «Масленица» из разных материалов.

1

23

Традиции русского народа. Практическая работа: лепка из пластилина «Игрушки маленьких москвичей».

1

24

Занимательные странички из истории Москвы.

1

25

Путешествие в школу прошлого. Практическая работа: эскиз листа из Азбуки.

1

26

Культура России.  Иван Фёдоров.  Практическая работа:  составление узора для украшения страницы старинной книги.

1

27

«Как хлеб да квас, так и всё у нас». Практическая работа: мини-сочинение «Меню для сверстника из древней Москвы».

1

28

«Как хлеб да квас, так и всё у нас». Практическая работа: мини-сочинение «Меню для сверстника из древней Москвы».

1

Раздел «Природа Москвы и памятники культуры» 6 часов

29

Москва сегодня. Практическая работа: 1-я часть - составление маршрута «Интересное для путешественника».

1

30

Москва сегодня.  Практическая работа: 2-я часть - рисунки по теме «Мой город сегодня».

1

31

Московские сады. Практическая работа: проект «Как устроить висячий сад».

1

32

В лесном краю московском Практическая работа: аппликация из природного материала «Живые краски природы».

1

33

Усадьба Измайлово. Практическая работа: рисунок с элементами аппликации «Крутицкий вертоград».

1

34

Викторина «Моя Москва».

1

Итого:

34 часа

4 КЛАСС- 34 ч

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел «Музеи Москвы» 3 часа

1

Виртуальная экскурсия в Оружейную палату.  Город мастеров. Практическая работа с разными материалами: «Изделия оружейного мастера».

1

2

На Поклонной горе. Виртуальная экскурсия в Парк Победы Практическая работа: лепка из пластилина «Символический ключ от города».

1

3

1812 год.  Виртуальная экскурсия в музей-панораму  «Бородинская  битва».

1

Раздел «Путешествие по Москве» 13 часов

4

План города. Практическая работа: «Составляем  план-рисунок Москва сегодня».

1

5

План города. Практическая работа: «Составляем  план-рисунок Москва сегодня».

1

6

Округ, в котором живу. Практическая работа: составление плана «Моя школа на плане округа».

1

7

Крепость внутри города. Практическая работа: рисунок «Московская крепость».

1

8

«Белый город». Практическая работа: рисунок «Семиверхая башня Белого города».

1

9

Прогулка по Бульварному кольцу. Практическая работа: составление справочника «Памятники русским писателям и поэтам на Бульварном кольце».

1

10

Садовое кольцо. Улицы-валы. Практическая работа: зарисовки на тему «Укрась бульвар цветами».

1

11

Загадки для умников и умниц. Практическая работа:  аппликация «Фонари для Арбата».

1

12

Некрасовка- молодой район столицы. Создание проекта.

1

13

Некрасовка- молодой район столицы. Создание проекта.

1

14

На Крымском валу. Практическая работа: рисунок висячего моста.

1

15

Как Подмосковье стало Москвой. Практическая работа: рисунок «Московские Черёмушки».

1

16

Как Подмосковье стало Москвой. Практическая работа: сообщение «Города-спутники».

1

Раздел «История нашего города» 8 часов

17

Как дороги превратились в улицы. Практическая работа: «История одной улицы».

1

18

Как дороги превратились в улицы. Практическая работа: «Зашифруй  название московской улицы».

1

19

Мастера из Заяузья. Практическая работа: эскиз изразца для украшения стен.

1

20

Городская мозаика. Практическая работа: составление кроссворда «Город мастеров».

1

21

Городская мозаика. Практическая работа: составление кроссворда «Город мастеров».

1

22

Недаром помнит вся Россия... Практическая работа: составление кроссворда «Преображенская площадь и её окрестности».

1

23

Улица Народного Ополчения. Практическая работа: складывание из бумаги «Звёздочка».

1

24

Памятники героического прошлого Москвы. Виртуальная экскурсия по Парку Победы.

1

Раздел «Природа Москвы и памятники культуры» 10 часов

25

Где искать в Москве луга, сады, поля и леса? Практическая работа: аппликация «В Нескучном саду».

1

26

Реки Московии.

1

27

Московские пруды. Практическая работа: оригами «Лебеди».

1

28

Московские парки.

1

29

Московские горы. Практическая работа: зарисовка пейзажа «Времена года. Воробьёвы горы».

1

30

Героические страницы истории в названиях улиц. Практическая работа: описание  скульптурного памятника Дмитрию Пожарскому и Козьме Минину.

1

31

Улицы имени героев. Практическая работа: оригами «Гвоздика».

1

32

Имена знаменитых людей в названиях улиц и площадей. Практическая работа: иллюстрируем произведения поэтов и писателей Москвы.

1

33

Памятники моего района. Практическая работа: проект «Мой дворик».  

1

34

Олимпиада «Что я знаю о Москве». Сообщения "Интересные факты из жизни города".

1

Итого:

34 часа

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечение курса

1. З.А. Гриценко, Ю.Н. Денисов «Мой город Москва» - Книга для чтения взрослыми детям, 2003 г.

2. И. Авербух, И Лобачева «Моя Столица», 2006 г.

3. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова. М.: АНО

ИЦ «Москвоведение», 2002 г.

  1. Подосёнова И.П. История Москвы. Московский институт повышения квалификации работников образования. Москва,1996 г.
  2. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 1. Экскурсионное краеведение. М.: МИОО., 2006 г., Под ред. С. И. Козленко;
  3. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007 г.;
  4. Методические материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997 г.;
  5. Святославский А.В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. М.: МИОО, 2006 г.
  6. Иллюстрации, тематические наборы картинок "Овощи", "Фрукты", "Одежда", "Транспорт", "Музыкальные инструменты", "Посуда" и т.п., альбомы, наборы открыток.
  7. Настольная игра "Я шагаю по Москве"; плакаты с ребусами.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.tvshkolnik.ru/content/moskvovedenie - каталог учебных видеофильмов для начальной школы
  2. http://um.mos.ru/monuments/obelisk_u_kutuzovskoy_izby/ - узнай Москву

Материалы официального сервера   Правительства Москвы

  1. РУБРИКОН - информационно-энциклопедический проект компании "Русс портал"
  2. Символика районов города Москвы на сайте "Геральдика.ru"
  3. Сайт Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ)
  4. Дворянские усадьбы Москвы на сайте "Исторические усадьбы России"
  5. Сайт некоммерческого партнерства "Русская Усадьба".
  6. Музеи Москвы в электронном каталоге музеев России
  7. Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева
  8. Экскурсии по Кремлю на сайте электронного издательства КОМИНФО "Московский Кремль"
  9. Достопримечательности Москвы на сайте All-moscow.ru
  10. Материалы по истории Москвы на сайте Открытой русской электронной библиотеки
  11. Проект "Москва историческая" с информационного сервера "Москва"
  12. Каталог ресурсов "Московские уголки" с сайта Москва неофициальная
  13. Интернет проект "История Москвы"
  14. Страницы истории Москвы на сайте ИНФОКНИГА
  15. СТАРАЯ МОСКВА на сайте "Кулуаръ"
  16. История и география Москвы на географическом сайте агентства путешествий "Отдыхай!"
  17. Сайт "Москва сквозь столетия" Россия и Москва глазами иностранцев на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.RU
  18. История гостеприимства на сайте PIR.RU
  19. Сайт "ВСЯ МОСКВА на 1901 годъ" Союза Фамильных кланов
  20. Проекты по Москвоведению на сайте гимназии №1522
  21. Метростроевцам всех поколений посвящается... Авторский проект Юрия Гридчина из Москвы
  22. Прогулки по Москве на Rambler-Москва
  23. Уникальное собрание видов Москвы на сайте СТАРАЯ МОСКВА.
  24. Прогулки по Москве с сайта Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского
  25. Фотографии старой Москвы с сайта "Русь православная"
  26. О Москве на сайте "КиндерСюрприз"
  27. Неизвестная Москва и Историческая мозаика на сайте Андрея Дубовского
  28. Путеводитель по Москве на сайте Национального Географического общества
  29. Москва в сердце моем на сайте интернет-клуба СКРИН
  30. Проект М. В. ГОРБАНЕВСКОГО "Окликни улицы Москвы"
  31. Старые карты Российской империи на сайте genealogia.ru
  32. Карты Москвы на сайте "Коллекция старинных карт территорий и городов России"
  33. Москва и окрестности из космоса - фотографии интернет-магазина космических снимков ИТЦ СканЭкс
  34. Москомнаследие - официальный сайт
  35. Сайт MAPS (Московской Ассоциации Охраны Архитектурного Наследия)
  36. Электронная экскурсия: Москва Казакова
  37. История Москвы XVII века (архитектура и повседневность)
  38. Москва, которой нет. Сайт об утраченных архитектурных памятниках Москвы
  39. Статьи о Москве в разделе "Архитектура, проектирование" на Tool.ru
  40. Сайт "Основы православной культуры", созданный на основе материалов газеты "Воскресная школа"(Издательский дом "Первое сентября")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Первые шаги в мир литературы"

Программа кружка направлена на развитие литературной грамотности учащихся младших классов....

Конкурсная программа "Первые шаги" музея ГБОУ СОШ №338 "Герои Люблино"

Ежегодно в Москве проходит конкурс "Первые шаги", в котором принимают участие более 150 школьных музеев до 3 лет. Наш музей боевой славы "Герои Люблино" завоевал приз жюри....

Конкурсно-игровая программа "Я шагаю по городу"

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах города. Профилактика дорожно-транспортных происшествий. Пропоганда соблюдений правил дорожного движения....

Я шагаю по Москве

Работы учеников, победивших в конкурсе "Я шагаю по Москве!".Автор: Гонцов ОлегАвтор: Студеникина Елизавета...

Проект "Я шагаю по Москве" номинация Москва-спортивная "Олимпиада-80"

Сценарий выступления учащихся по теме "Я шагаю по Москве". Это музыкально-танцевальная композиция, посвященная знаменательному событию в жизни города - Олимпиаде 80....

Выпускной праздник в начальной школе "Я шагаю по Москве"

Очень трогательный выпускной праздник в начальной школе "Я шагаю по Москве"...

"Я иду, шагаю по Москве"

Игра-экскурсия "Я иду, шагаю по Москве" предназначена для детей с глубокой и тяжёлой умственной отсталостью. Формируется первичное представление о Москве и закрепляются навыки поездки в обще...