Выбор профессии - это выбор качества дальнейшей жизни
статья
Выбор профессии – это выбор качества дальнейшей жизни
Самойлова Светлана Викторовна
Учитель начальных классов
МКОУ «Андреевская СОШ»
За последние несколько лет в нашей стране произошли перемены экономического характера. Научно – технический прогресс диктует определённые требования к человеку 21 века. Общество нуждается в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Перемены, коснулись и образования: изменилась концепция воспитания и обучения будущего поколения.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые бы реализовали принцип связи обучения с жизнью. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важнейших задач школьного обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбор профессии – это выбор качества дальнейшей жизни
Самойлова Светлана Викторовна
Учитель начальных классов
МКОУ «Андреевская СОШ»
За последние несколько лет в нашей стране произошли перемены экономического характера. Научно – технический прогресс диктует определённые требования к человеку 21 века. Общество нуждается в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Перемены, коснулись и образования: изменилась концепция воспитания и обучения будущего поколения.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые бы реализовали принцип связи обучения с жизнью. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важнейших задач школьного обучения и воспитания.
Выбор профессии – это выбор качества дальнейшей жизни. Экономическое будущее нашей области, района, да, и страны напрямую зависит от сегодняшнего подрастающего поколения. Наш район нуждается в людях творческих, деятельных, юридически и экономически подкованных. Отсюда и возросла роль образовательных организаций в данном вопросе.
С какого же возраста целесообразно готовить ребёнка к осознанному выбору профессии?
База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Если лет 20 назад эти проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Основной идеей такого воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам.
Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями, работа над социальными проектами.
Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.
1. Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др.
На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
При изучении словарных слов использую загадки о профессиях.
- В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (Библиотекарь)
При изучении темы по окружающему миру «На службе у человека» младшие школьники усваивают, что получение продуктов - это результат работы людей разных профессий (хлеборобов, садоводов, пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.)
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира).
В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с профориентационной.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во внеурочное время предлагаю школьникам профориентационные игры. Например, «Профессия на букву...» (к- кассир, курьер, коневод, х- хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»)
2. Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии,
классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки.
На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши», нравится игра «Юный предприниматель».
Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.
1.Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда
(Мэри Поппинс, П. Треверс)
2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен)
3.Из трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья? (поварихой А.С.Пушкин)
4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино ( Печкин .Э. Успенский)
6. Сказочный ветеринарный врач (Айболит К. Чуковский)
Рассказываем о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.
Детский врач. Его работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях, травмах, обрабатывает раны. Она организует вакцинации детей, ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей.
Казалось бы, профессия повар знакома всем, и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.
« Много на свете хороших профессий, но знаю, моей не найти интересней»
Профессия учитель начальных классов очень важная и нужная. Учитель обучает детей, подготавливает и проводит классные и школьные мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует культурно-массовые мероприятия; детский досуг и отдых.
Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – сторож, гардеробщица, уборщица.
В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, школьным библиотекарем, работниками Дома культуры..
Обучающиеся моего класса участвуют в творческих конкурсах, выставках школьного, муниципального уровней «Разговор о правильном питании», «Дары осени», «Есть такая профессия Родину защищать».
Младшие школьники с удовольствием посещают спортивные, музыкальные кружки. .
На классном часе я провела анкетирование и выяснила, что младшие школьники знакомы со многими профессиями.
Детям нравятся профессии – учителя, врача, военного, швеи, парикмахера, изобретателя, ветеринара, модели, певицы, кондитера, дизайнера, воспитателя, строителя, полицейского.
Начиная с 1 класса, мы создали «портфолио» - папки достижений обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем.
Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии:
- собирать информацию о профессиях,
- наблюдать за трудом взрослых в жизни,
- пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать
- и, самое главное, учиться! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.
3. Профориентационная работа с родителями обучающихся
В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.
Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.
Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции.
4. Социальные проекты, проводимые во 2 и 3 классах – это непосредственное знакомство с миром труда. «Детская площадка» - строители и архитекторы, «Путь к спортивной славе» - мир спорта, «Меню для школьного лагеря» - повар, кондитер, технолог, «Аквариум» - океанавт, «Цветущая клумба» - садовод, дизайнер, «От зерна до каравая» - хлебороб, «Каменные истории» - геолог и т.д.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку, следовательно, и выбирать свою профессию в будущем будет из чего. А значит не ошибиться с выбором, добиться успеха, удовлетворения собственной профессией будет больше. Так что задача школьного учителя предоставить разнообразие выбора, расширить представления о мире профессий, чтобы ребенок знал, какие профессии есть в современном обществе и из каких профессий выбирать.
Я думаю, что мои ученики выберут интересную и полезную работу, станут мастерами своего дела и всегда будут востребованы на рынке труда.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбор профессии
Презентация направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах...
Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика
Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....
Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика
Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-352814-1408366257.jpg)
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/04/picture-778120-1462359327.jpg)
Социальный проект на тему "Вопрос жизни. Выбор профессии. Личностные ресурсы и мотивы"
Данный проект проводился в колледже среди студентов 1 и 4 крсовПроект + вопросы для апробации + резюме и технологическая карта проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-827527-1644426072.jpg)
Занятие-общение: "Выбор профессии-выбор будущего"
Данное занятие расширяет представления детей о профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых....