Статья «НАВЫКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»
статья

Аминина Екатерина Сергеевна

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности обучающихся, их читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу?

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.

А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом по курсу «Окружающий  мир» на должном уровне или без посторонней помощи. А подготовить реферат или сообщение по какой либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

 «НАВЫКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности обучающихся, их читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу?

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.

А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом по курсу «Окружающий  мир» на должном уровне или без посторонней помощи. А подготовить реферат или сообщение по какой либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.

Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса - главная задача учителя начальных классов. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Большинство педагогов всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать модные журнала или сканворды.

При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение» по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.

Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается.

Уметь читать в широком смысле этого слова- значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл… Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное», - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.

Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.

Одним из направлений работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

 

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач:

                                 развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;

                                 развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

                                 стимулирование творчества детей.

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:

                                 положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

                                 заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

                                 увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

                                 стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания,изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

1.                             принцип учета сензитивных периодов развития;

2.                             принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

3.                             принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

4.                             принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

5.                             принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;

6.                             диалогический принцип.

7.                              

Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

 

Выделяем следующие компоненты внеклассной деятельности:

                                 внеклассные занятия;

                                 работа с учреждениями культуры;

                                 работа с родителями.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Таким образом, выделяем следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников:

                                 взаимодействие всех компонентов системы организации этой деятельности;

                                 разнообразие форм организации внеклассной деятельности.

                                  

Успешность решения поставленных задач осуществляем в процессе реализации совокупности следующих методов: Приучение ОЦЕНКА  УПРАЖНЕНИЕ ВЗАИМООЦЕНКА ПОКАЗ  ПОХВАЛА ПОДРАЖАНИЕ ПООЩРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЕ СОРЕВНОВАНИЕ ДИСКУССИЯ БЕСЕДА ИГРА

 

 

Считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий.

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

 

Организация разнообразных форм внеклассных занятий

Практикуют следующие формы внеклассных занятий:

                                 дискуссия;

                                 коллективное чтение;

                                 беседа;

                                 беседа -"приманка";

                                 состязание чтецов;

                                 реклама книги;

                                 литературный праздник;

                                 литературная игра;

                                 литературная гостиная;

                                 театральный фестиваль;

                                 библиотечный час;

                                 час "тихого чтения".

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.

Литературные игры — игры, построенные на словесном материале.

Взяв за основу это определение, литературные игры разделили следующим образом:

                                 игры и упражнения по развитию речи;

                                 литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);

                                 литературные викторины;

                                 "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение ( в 1 классе привлекаем родителей или читают родители).

По окончании этого срока проводим литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.

С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Можно использовать учителю в работе "дерево достижений", когда каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений"Все успехи детей отражены на "деревьях достижений". Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.

 

Используя накопленный собственный опыт и прибегая к помощи своих старших коллег - учителей прихожу к выводу, что:

                                 работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически: во внеклассной работе.

                                 учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;

                                 пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики детской литературы;

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Психология обучения чтению в группе продленного дня".

Этот материал способствует   улучшению  психологического климата в коллективе. Помогает находить положительные стороны в критических ситуациях....

Статья:" Использование мультимедийных технологий в группе продленного дня"

      В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний.         Од...

Статья. Тема. Игровая деятельность в группе продленного дня .

«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливаетсяживительный поток представлений,понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любозна...

Статья: "Игры на прогулке в группе продленного дня"

В статье рассматриваются особенности выбора игр на прогулке с учащимися в группе продленного дня....

Самоподготовка по литературному чтению в группе продленного дня

Информационная карта занятия в группе продлённого дня по самоподготовке по литературному чтению в 3 классе на материале рассказа Л.Н. Толстого "Акула"...

Методическая разработка на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения в группе продленного дня».

Cистематизирование работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения является важной задачей педагога ГПД.В процессе работы педагога был...