Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня. Методические рекомендации" Кухарская В.Ю. ГБОУ школа 371 СПб
статья по зож (4 класс) по теме

Кухарская Валентина Юрьевна

Здоровьесберегающие технологии в работе ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_po_gpd.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приёмы и здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
     Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Если мы не будем заботиться о своём здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
    Одна из самых актуальных задач современного образования – формирование здорового образа жизни детей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Это касается и воспитательной работы. Одной из задач воспитателя ГПД является воспитание у ребёнка позиции признания ценности своего здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление его, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. У воспитателя группы продлённого дня есть возможность через определённые мероприятия снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся. 
Мною разработана и реализуется программа «Азбука здоровья».

Цель программы: 
- обучение детей бережному отношению к своему здоровью, приемам сохранения здоровья;
- создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья детей.

    Задачи:
- сформировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- разработать систему занятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья младших школьников;
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить применять полученные знания в повседневной жизни.

   Здоровье человека – жизненно важная ценность, она складывается из следующих компонентов: режим дня, чистота тела, жилища, закаливание и оздоровление, движение, рациональное питание, положительные эмоции, отказ от вредных привычек, занятия в спортивных секциях.
  Здоровье детей во многом зависит от правильной организации рабочего дня учащихся. Так как большинство школьников проводят в школе максимальное время по разным причинам, то работа в группе должна быть спланирована в соответствии с возрастными, санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими особенностями детей младшего возраста. Личные наблюдения за детьми во время нахождения в ГПД показали, что после учебного процесса дети всегда приходят или усталыми, от чего их движения заторможены, или сильно возбуждёнными. Для снятия эмоционального напряжения рабочего дня использую различные упражнения, игры или занятия и, конечно, прогулку, которая является одной из форм организации активного отдыха. Прогулка - эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Поэтому при планировании обязательно учитываю потребность детей в движении, применяю подвижные игры с различной нагрузкой и быстротой или спокойные. Но главное они должны способствовать физическому развитию детей.
   В режиме продлённого дня специально выделено время на приготовление домашних заданий (самоподготовка) продолжительностью от одного до трёх часов (в зависимости от возраста). Для того чтобы предупредить умственное утомление и вызвать разрядку, использую и такие оздоровительные средства как физкультурная минута и физкультурная пауза. Та и другая формы способствуют восстановлению работоспособности учащихся, улучшению их самочувствия, повышению внимательности, предупреждению нарушений осанки. Очень важной частью оздоровительной минутки, особенно для учащихся 1-2 классов, является работа по развитию мелкой моторики рук. Помогают в этом «пальчиковые» игры. Они очень эмоциональны, увлекательны.
  Важным условием укрепления здоровья детей в ходе продлённого дня является соблюдение учащимися правил личной и общественной гигиены. Необходимо постоянно следить за мытьём рук перед обедом, после занятий на площадке, поддерживать чистоту в помещениях, опрятность одежды.
  Но кроме обучения правильно организовывать свой отдых после уроков, важно знакомить воспитанников и с теоретическими вопросами по здоровью. Еженедельно, по понедельникам, провожу занятия по валеологии – «Часы здоровья». Причём цель этих занятий совпадает со значением слова «валеология», т.е. дети учатся быть здоровыми душой и телом, стремятся творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами бытия. Методика и формы проведения часов здоровья могут быть различными – игра, беседа, практикум. Основная оздоровительная идея таких занятий – это достижение состояния организма между духовным, нравственным и физическим развитием. Здоровый образ жизни понимается как постоянное развитие и совершенствование культуры духа, культуры нравов и культуры тела. Кроме того они должны способствовать формированию мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни, физического воспитания и обеспечению физического и психического саморазвития. 
  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми.  
 Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников.    Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровье сберегающие техно...

Кейс-технологии в работе группы продленного дня

Современные образовательные технологии...

Методические приемы и здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Воспитание у учащихся здорового образа жизни в условиях работы группы продленного дня....

Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня, с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Работа воспитателя группы продленного дня направлена на оздоровление ребенка с  ограниченными возможностями здоровья, через формирование культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно ...

Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации ро...

«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огонь...