Статья "Современные разработки и технологии организации работы групп продленного дня"
статья


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Волкова Евгения Леонидовна, воспитатель

Статья «Современные разработки и технологии организации работы групп продленного дня»

Стандарт нового поколения детально и подробно не делает акцент на содержании образования, но четко устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.

Главная   задача школьного образования – развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Повышение качества образования должно осуществляться через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам.

Наиболее актуальные технологии

v    Информационно-коммуникационная технология

v    Технология развития критического мышления

v    Проектная технология

v    Технология развивающего обучения

v    Здоровьесберегающие технологии  

v    Технология проблемного обучения

v    Игровые технологии

v    Модульная технология

v    Технология мастерских

v    Кейс – технология

v    Технология интегрированного обучения

v    Педагогика сотрудничества. 

v    Технологии уровневой дифференциации 

v    Групповые технологии. 

v    Традиционные технологии (классно-урочная система)

Одна из основных технологий - это здоровьесберегающая.

Цель - обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Большое внимание сбережению здоровья учащихся нужно уделять в группе продлённого дня. Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами.

Основными пунктами работы ГПД являются различные режимные моменты (самоподготовка, прогулка, вечер досуга). Все эти пункты работы по-разному влияют на здоровье учащихся.

Здоровьесберегающие технологии во время прогулок

Прогулка - это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Виды прогулок

Прогулка-игра

Прогулка-наблюдение

Прогулка-задание

Прогулка-поиск

Прогулка-развлечение 

Прогулка-фантазия 

Прогулка-показ 

Прогулка-практикум 

Используются и спортивные игры во время прогулки.

Во время прогулки дети играют в футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты прыгают со скакалками, катаются на санках.

Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.

Здоровьесберегающие технологии во время режимных моментов – самоподготовка, вечер досуга

Здоровьесберегающие минутки – это обязательные компоненты режимных моментов работы ГПД.

Главная функция минутки – своевременная перемена деятельности, снятие утомляемости за определенный отрезок времени.

Целесообразность проведения минуток в режиме работы ГПД

Игровые минутки проводятся несколько раз в течение дня по 5-6 минут.

В них могут участвовать все воспитанники, вне зависимости заболевания.

Благодаря минуткам воспитанники получают возможность расслабиться психически и физически после интенсивной деятельности.

Постоянство в проведении минуток вырабатывает у воспитанников потребность и привычку в таких упражнениях.

Оздоровительные минутки способствуют повышению работоспособности, активности, помогают преодолевать усталость и сонливость.

Для проведения минуток достаточно мягкого коврового покрытия, где лети выполняют упражнения. Упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволяет развивать интеллектуальную сферу и проводить оздоровление.

Физкультминутка представляет собой комплекс упражнений или специальных зарядок. Они необходимы для того, чтобы помочь поднять настроение, снять статистическое напряжение.

Кроме обучения умения правильно организовывать свой отдых после уроков важно знакомить воспитанников и с теоретическими вопросами по здоровью.

Оздоровительная цель таких занятий – это достижение состояния организма между духовным, нравственным и физическим развитием.

Основная цель занятий - обеспечение активного отдыха учащихся, формирование здорового и безопасного образа жизни.

Игровые технологии

 Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

При работе в группе продлённого дня одной из главных задач является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно.

В современных условиях важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. 

Одна из главных целей воспитательной работы - формирование детского интеллекта.  Основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

На помощь приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей

В условиях занимательной игры успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы. Происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания в школе.

Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. 

Проектная технология

Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития учащихся.

Цель - создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся, формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработки самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирования активной жизненной позиции, формирования мировоззренческих ключевых компетенций.

В ГПД осуществляется как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.

Правила совместной работы

1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2. Работать по алгоритму (плану).

3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

4. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.

5. Каждый член группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Проектная технология основана на развитии самостоятельности учащихся. В результате обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваивается системный подход к решению различных, в том числе и житейских задач.

Это инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

Через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств: умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.

В технологии проектирования важным является координированное выполнение взаимосвязанных действий, поэтому вместе с учениками необходимо составить план работы над проектом.

Этапы и направления работы над проектом

1. Составить группы, выбрать руководителя.

2. Распределить обязанности между членами группы по следующим направлениям: исследователь, фотограф, журналист, библиограф, оформитель.

3. Наметить направления работы:

а) освещение данной темы в литературе, составление библиографического списка (цель — собрать и систематизировать имеющийся по теме материал в газетах, журналах, книгах);

б) поисковая работа (цель — найти нужную информацию в других источниках: музее, архиве). Встречи с интересными людьми, интервью, репортажи;

в) сбор наглядного материала (цель — отобразить тему проекта в фотографиях, рисунках, различных электронных презентациях);

г) анализ собранной информации;

д) оформление творческого проекта.

Метод проектов помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей, раскрывать их творческий потенциал. А навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

Технология ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности.

Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в системе воспитательной деятельности.

Главная цель воспитателя группы продленного дня - создать условия для формирования всесторонне развитой личности. Применение информационных технологий в работе воспитателя позволяет сделать занятия в группе интересными, активизировать внимание и познавательные способности.

Необходимо соблюдать ряд условий: тщательно отбирать предлагаемый материал; грамотно его подавать; обрабатывать получаемые результаты; учитывать их в дальнейшей работе.

Достоинства информационных технологий

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

 2. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

3. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

4. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

5. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

6. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

7. Повышают качество педагогического труда.

8. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

При решении задач в воспитании школьников воспитателю ГПД целесообразно использовать информационные технологии.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение самого главного качества - интереса школьников, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.

Применение ИКТ вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности школьников. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс в группе продленного дня, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Воспитатель должен идти в ногу с модернизацией учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы группы продленного дня

В данной статье я делюсь своим опытом в качестве воспитателя группы продленного дня, привожу примеры проведения досуга после уроков....

Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня, с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Работа воспитателя группы продленного дня направлена на оздоровление ребенка с  ограниченными возможностями здоровья, через формирование культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно ...

Организация работы группы продленного дня

Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способност...

Статья "Организация работы группы продленного дня"

В данной статье описана работа группы продленного дня. Даны рекомендации проведения работы в ГПД в начальной школе....

«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огонь...