Организация работы группы продленного дня
статья

Соловьева Елена Валерьевна

В данной статье я делюсь своим опытом в качестве воспитателя группы продленного дня, привожу примеры проведения досуга после уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_organizatsiya_raboty_gruppy_prodlennogo_dnya.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы группы продленного дня

Успешная работа группы продленного дня зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирована ее работа и правильно организован режим.

Работа группы продленного дня построена таким образом, что ее посещают обычно ученики 1-5 классов. В связи с этим перед воспитателем стоит несколько задач.

Во-первых, - создать необходимые условия для качественного выполнения домашнего задания учениками. В ходе этой деятельности целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатель приучает детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Во-вторых, - организовать досуг ребят различными играми и развивающими заданиями, которые бы стали им интересны и полезны, способствовали интеллектуальному, физическому и эмоциональному развитию.

Таким образом, одним из главных требований в режиме работы группы продленного дня является обеспечение единства урочной и досуговой деятельности учащихся.

В работе с детьми можно использовать различные формы организации досуга. Досуг ребенка может быть как пассивным (чтение книг), так и активным (физминутка), коллективным (подготовка к спектаклю) и индивидуальным (рисование) и т.д.

Однако любая досуговая деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею.

Игры составляют важнейшую часть досуговой деятельности ребенка в группе продленного дня. Игры можно чередовать в зависимости от дней недели или праздников, памятных дат и пр. Это подвижные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие игры и др. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. В ходе игры проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей - важное средство самовыражения. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки и оценивать поступки других ребят.

Особое место занимает спортивно-оздоровительные игры и беседы. Специфика моей работы группы продленного дня – в отсутствии прогулок. Поэтому выбор подвижных игр не такой большой. Примером такой игры может стать игра «Заводила». Суть игры: играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать и т. д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.

Немаловажное значение играют также беседы на тему здорового образа жизни «Безопасность и здоровье» («Безопасность на улице», «Ты один дома», «Уроки Айболита», «Безопасное обращение с электрическими приборами»), занятия по ПДД, а также правила поведения в школе: на перемене, в школьной столовой, во время самоподготовки.

Интеллектуальные игры. В игре тренируются такие качества, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, развитие сообразительности, внимания, глазомера. К таким играм относятся ребусы, кроссворды, картинки- находилки, лабиринты, головоломки, задачи-игры, настольные игры.

Примером игр-головоломок могут служить такие игры как «Монгольская игра-головоломка», «Пентамино», «Колумбово яйцо».

Игра «Волшебный круг». Суть игры: одинаково окрашенный с обеих сторон, круг разрезается на 10 частей. Получается 4 одинаковых треугольника, остальные части попарно равные между собой, имеют сходство с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них закруглена.

Игра «Танграм» - квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры.

Игры-задания «Найди отличия» представлены рисунками, одинаковыми по сюжету, но имеющими какие-то отличительные признаки в деталях.

Разгадывание кроссвордов – это увлекательная игра в слова, которая развивает у детей словесно-логическое мышление, умение подбирать варианты слов, близких по значению.

Музыкальные игры помогают развить чувство ритма, стимулируют память. Воспроизводится любая русская народная мелодия. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами.

Научно-познавательные игры и викторины развивают наблюдательность, расширяют кругозор детей. Это могут быть занятия, посвящённые истории изобретений - «Великие изобретения», «Как это устроено»; великим открытиям - «По странам и континентам»; историческим событиям - «Полет в Космос». Такие занятия часто сопровождаются просмотром интересных документальных фильмов, обсуждением увиденного.

Творческие занятия. Творческие занятия в основном связаны с выполнением различных изделий руками с использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных материалов. Часто изготовление поделок связано с какими-то народными или календарными праздниками: Новый год, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, Пасха, 9 Мая. Желание сделать подарок, доставить радость близкому человеку создает положительную стойкую мотивацию у ребят, а также развивает и раскрывает творческие способности каждого ребёнка, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии. 

Таким образом, выбор досуговых мероприятий для воспитателя группы продленного дня огромен, и при грамотной организации досуга школьников решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов, чтобы в дальнейшем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы группы продленного дня

Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способност...

Статья "Организация работы группы продленного дня"

В данной статье описана работа группы продленного дня. Даны рекомендации проведения работы в ГПД в начальной школе....

Организация работы группы продленного дня в свете современных требований

Ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые родителями....

Научно-педагогические основы решения проблемы содержания и организации работы групп продленного дня.

Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознаваться известная аксиома: школ...