Статья "Роль и функции воспитателя группы продленного дня"
статья

Чугаева Ирина Владимировна

Специальность   воспитателя   режима   продленного   дня   еще   только   складывается,   нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсионного возраста. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции. Группа продленного дня ­ объединение учащихся под руководством педагога­воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения. Планирование работы группы продленного дня должно вытекать из общего плана работы образовательного   учреждения.   Выполнение   общих   воспитательных   и   образовательных программ ­ главная цель работы группы продленного дня. В плане работы на неделю четко должны быть прописаны основные режимные моменты и мероприятия (без указания точного времени), цель и задачи их организации на каждый день (в соответствии с Приложением). Основными направлениями планирования являются: сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни; обеспечение воспитанности учащихся; обеспечение всеобщего основного образования. Должностные инструкции педагога­воспитателя Педагог­воспитатель   планирует   и   организует   жизнедеятельность   обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую   создание   условий   для   их   социально­психологической   реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.   На   основе   изучения   индивидуальных   особенностей,   рекомендаций   психолога планирует и проводит с воспитанниками коррекционно­развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление   здоровья   воспитанников,   проводит   мероприятия,   способствующие   их психофизическому   развитию,   отвечает   за  их   жизнь   и   здоровье.   Организует   выполнение режима   дня,   выполнение   ими   домашних   заданий,   оказывает   им   помощь   в   учении, организации   досуга   и   в   получении   дополнительного   образования,   вовлекая   их   в художественное и научно­техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения   по   интересам.   Организует   с   учетом   возраста   воспитанников   работу   по самообслуживанию, соблюдение ими требований по охране труда, техники безопасности, участие в общественно­полезном труде. Способствует проявлению интереса воспитанников к определенному виду деятельности, сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству   и   дальнейшему   обучению.   Проводит   работу   по   профилактике отклоняющегося   поведения,   вредных   привычек.   Оказывает   помощь   в   организации самоуправленческих   начал   в   деятельности   коллектива   воспитанников.   Изучает индивидуальные   способности,   интересы   и   склонности   обучающихся,   их   семейные обстоятельства   и   жилищно­бытовые   условия.   Взаимодействует   с   родителями воспитанников   или   лицами,   их   заменяющими.   Действует   в   рамках   единого образовательного процесса. При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно­коррекционную и культурно­массовую работу с воспитанниками в тесном контакте с Советом образовательного учреждения и детскими организациями.   Организует   работу   актива   воспитанников.   Планирует   внеклассную   и внешкольную   работу,   обеспечивает   и   контролирует   ее   выполнение.   Оказывает методическую   помощь   воспитателям,   способствует   обобщению   передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.   Максимально   использует   возможности   района   (города)   для   развития разносторонней   общественно­полезной   деятельности   воспитанников.   Привлекает   к участию в работе с коллективом обучающихся представителей общественных организаций, работников   учреждений   дополнительного   образования,   учреждений   культуры   и   спорта. Принимает   участие   в   разработке   и   составлении   общего   плана   учебно­воспитательной работы. Профессиональные требования к воспитателю: Набирая детей в группы продленного дня, школа берет на себя определенные обязанности перед детьми, родителями и обществом. Суть их сводится к следующему: педагогически правильно обеспечить разнообразную полезную деятельность воспитанников после уроков. Специальность воспитателя группы продленного дня по составу профессиональных знаний сложна   и   многогранна.   Практика   показывает,   что   воспитатель   должен   свободно ориентироваться   в   самых   различных   сферах   знаний:   школьной   педагогике,   возрастной психологии, школьной гигиене, детской литературе и др. Желательно, чтобы воспитатели при необходимости могли выступить в роли массовика­затейника, инструктора по туризму, экскурсовода,   инструктора   по   труду,   художника­оформителя,   руководителя   кружка, постановщика   танцев.   Поэтому   при   условии   качественной   специальной   подготовки воспитателей   воспитательные   возможности   группы   продленного   дня   значительно расширяются. Устав и положение образовательного учреждения только в общих чертах определяют круг обязанностей воспитателя. В действительности его обязанности гораздо шире. Обязанности воспитателя. Обязанности   воспитателя   условно   делят   на   повседневные   и   эпизодические.   К повседневным   относятся   обязанности,   связанные   непосредственно   с   руководством, управлением и контролем за деятельностью группы в течение рабочего дня. Прием детей. Воспитатель начинает каждый день с просмотра классного журнала, что позволяет ему познакомиться  с  учебными  успехами  детей.  В  личной  беседе  с  учителями  он узнает о поведении,   успеваемости,   о   самочувствии,   настроении   учеников,   о   выполнении   ими различных поручений и обязанностей. На основе полученной информации он делает для себя выводы, как построить свою работу в этот день. Иногда ему приходится вносить некоторые изменения в план работы. Организация питания. Организация   питания   требует   от   воспитателя   своевременно   направить   в   столовую дежурных, чтобы они накрыли столы. Во время обеда воспитатель следит за: аппетитом и самочувствием детей; соблюдением санитарно­гигиенических норм и норм питания; культурой поведения за столом; культурой приема пищи; осанкой воспитанников. После обеда каждый воспитанник относит за собой посуду, дежурные вытирают столы; не рекомендуется переходить к активной деятельности 15­20 минут, чтобы не нарушалось пищеварение. Организация активного отдыха на свежем воздухе. Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма   и   принять   противотеррористические   меры   (при   обнаружении   посторонних предметов поставить в известность администрацию школы). В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей. Правила одевания: 1.   Одеваться   нужно   снизу   вверх,   т.е.   сначала   надевают   теплые   штаны,   кофты,   затем верхнюю одежду и обувь. 2. Все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно. 3. Воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например, объявив конкурс на скорость и аккуратность). Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением   детей.   По   окончании   прогулки   воспитатель   подводит  итоги,   обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду. По существу, все обязанности воспитателя до начала самоподготовки сосредоточены на решении  одной  задачи:  как   лучше   с   помощью   активного   отдыха   и   с   воспитательной пользой   для   детей   подготовить   их   к   самостоятельной   учебной   работе   во   время самоподготовки. Самоподготовка. Самым   сложным   направлением   деятельности   воспитателя   является   организация самоподготовки.   Самоподготовка   ­   ежедневное   учебное   занятие   учащихся   в   группе продленного   дня,   Успех самоподготовки   в   значительной   мере   зависит   от   проведенного   на   уроке   закрепления, поэтому воспитателю необходимо узнать у учителя, как усвоили материал воспитанники, ­ это облегчит его работу.   предусматривающее   выполнение   заданий   учителей. Воспитатель организует работу детей во время самоподготовки, следит за дисциплиной, воспитывает   привычку   самостоятельно   учиться,   берет   под   свою   опеку   школьников, отстающих   в   учебе.   Воспитатель   не   учитель,   он   не   ведет   объяснений   предмета,   не инструктирует,   как   нужно   выполнять   задания,   он   лишь   помогает   ученикам   выполнять задания учителя. В группе продленного дня рекомендуется устанавливать следующий порядок выполнения заданий: начинать с самого сложного задания; чередовать виды деятельности; заканчивать более легкими заданиями. Примерный порядок выполнения задания: 1. Математика. 2. Чтение. 3. Письмо. 4. Природоведение. При организации самоподготовки каждому ученику  необходимо выполнить следующие условия: наметить план действий; порядок выполнения работ; последовательность выполнения операций; распределить собственные силы и время. Для выполнения домашних заданий необходимо подготовить рабочее место заранее. Ученики начальной школы часто непроизвольно отвлекаются от выполнения заданий по причине неумения организовать свою деятельность. Пример.   Для   выполнения   домашнего   задания   по   математике   не   была   приготовлена линейка. Пока ученик доставал из портфеля пенал, а из пенала линейку и убирал пенал обратно   в   портфель,   он   отвлекся   от   задания,   и   процесс   выполнения   пришлось   начать сначала.   Поэтому   перед   началом   занятий   воспитатель   должен   проверить   готовность учеников к работе. При организации самоподготовки обычно проявляются сложности с планированием личной работы   тех   учащихся,   которым   нужна   квалифицированная   помощь   воспитателя. Воспитателю необходимо сразу подготовиться к работе с такими учениками, не отвлекая от работы остальных. Во время самоподготовки необходимо делать перерыв через 20­30 минут для активного отдыха.  Иначе утомляемость ребенка наступит очень быстро.  На всю самоподготовку необходимо затрачивать не более 1 часа. Игровая деятельность. По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (1­2 классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям по дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое   напряжение.   Игра   всегда   была   неотъемлемой   частью   жизни   человека, использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. В   отличие   от   работы,   которая   имеет   определенную   цель   и   направлена   на   выполнение какого­то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникающую форму воспитания, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один   другой   вид   человеческой   деятельности   не   образует   вокруг   себя   такого   мощного "педагогического   поля".   Уникальность   игры   в   том,   что   это   и   есть   та   деятельность,   в процессе   которой   формируется   человеческое   воображение   и   без   которого   невозможно творческое  развитие  личности.  Лишить  ребенка  игровой  практики  ­ значит  лишить его главного   источника   развития:   импульсов   творчества,   богатства   отношений.   Ребенок   ­ существо играющее, в игре как форме человеческой радости он становится совершенней. Необходимые условия для успешной игровой деятельности: естественность; теплая забота и принятие; сенситивное понимание (полный эмоциональный контакт). Организация   игровой   деятельности   планируется   на   всю   учебную   неделю.   При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности: не   дублировать   деятельность   первой   половины   дня   (если   на   уроках   была   высокая умственная   нагрузка,   лучше   давать   игры   на   развитие   коммуникативных   навыков   или сюжетно­ролевые); игра   не   должна   быть   подготовкой   к   клубному   часу   (если   игра   носит   развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности); играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков; игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка; использовать   можно   только   педагогические   игры   (психологические   тренинги   может проводить только специалист). Клубный час. Прежде чем приступить к методическим рекомендациям по организации клубного часа, хотелось бы остановиться на общешкольных и групповых развлечениях. В соответствии с методическими рекомендациями по воспитательной работе и нормами СанПиН  в начальной школе развлечение в группе проводится 1 раз в 2 недели, а общешкольное мероприятие ­ 1 раз в квартал. Клубный час ­ это мероприятие, проводимое в воспитательных целях.  Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива ­ педагога­организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др. (Задачи и краткие методические рекомендации по организации работы даны в Приложении) Кружковая работа. Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или   отвести   детей   в   кружки,   секции,   клубы   по   интересам.   Кружковая   работа   так   же должна   быть   запланирована,   носить   системный   и   систематический   характер.   Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН). Работа с родителями. Работа   с   родителями   ­   одно   из   важнейших   направлений   работы   воспитателя   группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом воспитатель должен помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме. Не   следует   начинать   разговор   с   родителями   с   претензий   к   воспитанности   ребенка. Воспитание ­ это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если   они   едины   в   своих   требованиях.   "Сначала   о   хорошем"   ­   вот   девиз   воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой. Работа по благоустройству и оборудованию группы. Обстановка   в   группе   продленного   дня   по   возможности   должна   быть   приближена   к домашней.   Главная   задача   воспитателя   ­   сделать   пребывание   ребенка   в   группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т.д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно­ полезный труд). Целесообразно   зонировать   группу:   игровой   уголок,   уголок   самоподготовки,   уголок психологической  разгрузки  для детей.  Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен  от  остального  помещения,   например   маленькой   ширмой.   Он   необходим   для того,   чтобы   ребенок,   при   желании,   мог   побыть   один.   Это   ему   необходимо,   чтобы отрефлексировать   всю   полученную   за   день   информацию   и   впечатления.   Рефлексия   ­ выработка собственного отношения к событиям и к людям, путем осознания полученной информации. Таким образом, воспитательное пространство продленного дня предполагает особый уклад жизни, режим и разные способы самоорганизации младших школьников и воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня

Специальность   воспитателя   режима   продленного   дня   еще   только   складывается,   нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсионного возраста. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции. Группа продленного дня  объединение учащихся под руководством педагогавоспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения. Планирование работы группы продленного дня должно вытекать из общего плана работы образовательного   учреждения.   Выполнение   общих   воспитательных   и   образовательных программ  главная цель работы группы продленного дня. В плане работы на неделю четко должны быть прописаны основные режимные моменты и мероприятия (без указания точного времени), цель и задачи их организации на каждый день (в соответствии с Приложением). Основными направлениями планирования являются: сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни; обеспечение воспитанности учащихся; обеспечение всеобщего основного образования. Должностные инструкции педагогавоспитателя Педагогвоспитатель   планирует   и   организует   жизнедеятельность   обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую   создание   условий   для   их   социальнопсихологической   реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.   На   основе   изучения   индивидуальных   особенностей,   рекомендаций   психолога планирует и проводит с воспитанниками коррекционноразвивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление   здоровья   воспитанников,   проводит   мероприятия,   способствующие   их психофизическому   развитию,   отвечает   за  их   жизнь   и   здоровье.   Организует   выполнение режима   дня,   выполнение   ими   домашних   заданий,   оказывает   им   помощь   в   учении, организации   досуга   и   в   получении   дополнительного   образования,   вовлекая   их   в художественное и научнотехническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения   по   интересам.   Организует   с   учетом   возраста   воспитанников   работу   по самообслуживанию, соблюдение ими требований по охране труда, техники безопасности, участие в общественнополезном труде. Способствует проявлению интереса воспитанников к определенному виду деятельности, сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству   и   дальнейшему   обучению.   Проводит   работу   по   профилактике отклоняющегося   поведения,   вредных   привычек.   Оказывает   помощь   в   организации самоуправленческих   начал   в   деятельности   коллектива   воспитанников.   Изучает индивидуальные   способности,   интересы   и   склонности   обучающихся,   их   семейные обстоятельства   и   жилищнобытовые   условия.   Взаимодействует   с   родителями воспитанников   или   лицами,   их   заменяющими.   Действует   в   рамках   единого образовательного процесса. При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационнокоррекционную и культурномассовую работу с воспитанниками в тесном контакте с Советом образовательного учреждения и детскими организациями.   Организует   работу   актива   воспитанников.   Планирует   внеклассную   и внешкольную   работу,   обеспечивает   и   контролирует   ее   выполнение.   Оказывает методическую   помощь   воспитателям,   способствует   обобщению   передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.   Максимально   использует   возможности   района   (города)   для   развития разносторонней   общественнополезной   деятельности   воспитанников.   Привлекает   к участию в работе с коллективом обучающихся представителей общественных организаций, работников   учреждений   дополнительного   образования,   учреждений   культуры   и   спорта. Принимает   участие   в   разработке   и   составлении   общего   плана   учебновоспитательной работы. Профессиональные требования к воспитателю: Набирая детей в группы продленного дня, школа берет на себя определенные обязанности перед детьми, родителями и обществом. Суть их сводится к следующему: педагогически правильно обеспечить разнообразную полезную деятельность воспитанников после уроков. Специальность воспитателя группы продленного дня по составу профессиональных знаний сложна   и   многогранна.   Практика   показывает,   что   воспитатель   должен   свободно ориентироваться   в   самых   различных   сферах   знаний:   школьной   педагогике,   возрастной психологии, школьной гигиене, детской литературе и др. Желательно, чтобы воспитатели при необходимости могли выступить в роли массовиказатейника, инструктора по туризму, экскурсовода,   инструктора   по   труду,   художникаоформителя,   руководителя   кружка, постановщика   танцев.   Поэтому   при   условии   качественной   специальной   подготовки воспитателей   воспитательные   возможности   группы   продленного   дня   значительно расширяются. Устав и положение образовательного учреждения только в общих чертах определяют круг обязанностей воспитателя. В действительности его обязанности гораздо шире. Обязанности воспитателя. Обязанности   воспитателя   условно   делят   на   повседневные   и   эпизодические.   К повседневным   относятся   обязанности,   связанные   непосредственно   с   руководством, управлением и контролем за деятельностью группы в течение рабочего дня. Прием детей. Воспитатель начинает каждый день с просмотра классного журнала, что позволяет ему познакомиться  с  учебными  успехами  детей.  В  личной  беседе  с  учителями  он узнает о поведении,   успеваемости,   о   самочувствии,   настроении   учеников,   о   выполнении   ими различных поручений и обязанностей. На основе полученной информации он делает для себя выводы, как построить свою работу в этот день. Иногда ему приходится вносить некоторые изменения в план работы. Организация питания. Организация   питания   требует   от   воспитателя   своевременно   направить   в   столовую дежурных, чтобы они накрыли столы. Во время обеда воспитатель следит за: аппетитом и самочувствием детей; соблюдением санитарногигиенических норм и норм питания; культурой поведения за столом; культурой приема пищи; осанкой воспитанников. После обеда каждый воспитанник относит за собой посуду, дежурные вытирают столы; не рекомендуется переходить к активной деятельности 1520 минут, чтобы не нарушалось пищеварение. Организация активного отдыха на свежем воздухе. Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма   и   принять   противотеррористические   меры   (при   обнаружении   посторонних предметов поставить в известность администрацию школы). В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей. Правила одевания: 1.   Одеваться   нужно   снизу   вверх,   т.е.   сначала   надевают   теплые   штаны,   кофты,   затем верхнюю одежду и обувь. 2. Все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно. 3. Воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например, объявив конкурс на скорость и аккуратность). Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением   детей.   По   окончании   прогулки   воспитатель   подводит  итоги,   обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду. По существу, все обязанности воспитателя до начала самоподготовки сосредоточены на решении  одной  задачи:  как   лучше   с   помощью   активного   отдыха   и   с   воспитательной пользой   для   детей   подготовить   их   к   самостоятельной   учебной   работе   во   время самоподготовки. Самоподготовка. Самым   сложным   направлением   деятельности   воспитателя   является   организация самоподготовки.   Самоподготовка      ежедневное   учебное   занятие   учащихся   в   группе продленного   дня,   Успех самоподготовки   в   значительной   мере   зависит   от   проведенного   на   уроке   закрепления, поэтому воспитателю необходимо узнать у учителя, как усвоили материал воспитанники,  это облегчит его работу.   предусматривающее   выполнение   заданий   учителей. Воспитатель организует работу детей во время самоподготовки, следит за дисциплиной, воспитывает   привычку   самостоятельно   учиться,   берет   под   свою   опеку   школьников, отстающих   в   учебе.   Воспитатель   не   учитель,   он   не   ведет   объяснений   предмета,   не инструктирует,   как   нужно   выполнять   задания,   он   лишь   помогает   ученикам   выполнять задания учителя. В группе продленного дня рекомендуется устанавливать следующий порядок выполнения заданий: начинать с самого сложного задания; чередовать виды деятельности; заканчивать более легкими заданиями. Примерный порядок выполнения задания: 1. Математика. 2. Чтение. 3. Письмо. 4. Природоведение. При организации самоподготовки каждому ученику  необходимо выполнить следующие условия: наметить план действий; порядок выполнения работ; последовательность выполнения операций; распределить собственные силы и время. Для выполнения домашних заданий необходимо подготовить рабочее место заранее. Ученики начальной школы часто непроизвольно отвлекаются от выполнения заданий по причине неумения организовать свою деятельность. Пример.   Для   выполнения   домашнего   задания   по   математике   не   была   приготовлена линейка. Пока ученик доставал из портфеля пенал, а из пенала линейку и убирал пенал обратно   в   портфель,   он   отвлекся   от   задания,   и   процесс   выполнения   пришлось   начать сначала.   Поэтому   перед   началом   занятий   воспитатель   должен   проверить   готовность учеников к работе. При организации самоподготовки обычно проявляются сложности с планированием личной работы   тех   учащихся,   которым   нужна   квалифицированная   помощь   воспитателя. Воспитателю необходимо сразу подготовиться к работе с такими учениками, не отвлекая от работы остальных. Во время самоподготовки необходимо делать перерыв через 2030 минут для активного отдыха.  Иначе утомляемость ребенка наступит очень быстро.  На всю самоподготовку необходимо затрачивать не более 1 часа. Игровая деятельность. По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (12 классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям по дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое   напряжение.   Игра   всегда   была   неотъемлемой   частью   жизни   человека, использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. В   отличие   от   работы,   которая   имеет   определенную   цель   и   направлена   на   выполнение какогото определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникающую форму воспитания, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один   другой   вид   человеческой   деятельности   не   образует   вокруг   себя   такого   мощного "педагогического   поля".   Уникальность   игры   в   том,   что   это   и   есть   та   деятельность,   в процессе   которой   формируется   человеческое   воображение   и   без   которого   невозможно творческое  развитие  личности.  Лишить  ребенка  игровой  практики   значит  лишить его главного   источника   развития:   импульсов   творчества,   богатства   отношений.   Ребенок    существо играющее, в игре как форме человеческой радости он становится совершенней. Необходимые условия для успешной игровой деятельности: естественность; теплая забота и принятие; сенситивное понимание (полный эмоциональный контакт). Организация   игровой   деятельности   планируется   на   всю   учебную   неделю.   При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности: не   дублировать   деятельность   первой   половины   дня   (если   на   уроках   была   высокая умственная   нагрузка,   лучше   давать   игры   на   развитие   коммуникативных   навыков   или сюжетноролевые); игра   не   должна   быть   подготовкой   к   клубному   часу   (если   игра   носит   развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности); играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков; игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка; использовать   можно   только   педагогические   игры   (психологические   тренинги   может проводить только специалист). Клубный час. Прежде чем приступить к методическим рекомендациям по организации клубного часа, хотелось бы остановиться на общешкольных и групповых развлечениях. В соответствии с методическими рекомендациями по воспитательной работе и нормами СанПиН  в начальной школе развлечение в группе проводится 1 раз в 2 недели, а общешкольное мероприятие  1 раз в квартал. Клубный час  это мероприятие, проводимое в воспитательных целях.  Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива  педагогаорганизатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др. (Задачи и краткие методические рекомендации по организации работы даны в Приложении) Кружковая работа. Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или   отвести   детей   в   кружки,   секции,   клубы   по   интересам.   Кружковая   работа   так   же должна   быть   запланирована,   носить   системный   и   систематический   характер.   Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН). Работа с родителями. Работа   с   родителями      одно   из   важнейших   направлений   работы   воспитателя   группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом воспитатель должен помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме. Не   следует   начинать   разговор   с   родителями   с   претензий   к   воспитанности   ребенка. Воспитание  это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если   они   едины   в   своих   требованиях.   "Сначала   о   хорошем"      вот   девиз   воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой. Работа по благоустройству и оборудованию группы. Обстановка   в   группе   продленного   дня   по   возможности   должна   быть   приближена   к домашней.   Главная   задача   воспитателя      сделать   пребывание   ребенка   в   группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т.д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно полезный труд). Целесообразно   зонировать   группу:   игровой   уголок,   уголок   самоподготовки,   уголок психологической  разгрузки  для детей.  Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен  от  остального  помещения,   например   маленькой   ширмой.   Он   необходим   для того,   чтобы   ребенок,   при   желании,   мог   побыть   один.   Это   ему   необходимо,   чтобы отрефлексировать   всю   полученную   за   день   информацию   и   впечатления.   Рефлексия    выработка собственного отношения к событиям и к людям, путем осознания полученной информации. Таким образом, воспитательное пространство продленного дня предполагает особый уклад жизни, режим и разные способы самоорганизации младших школьников и воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....

Статья воспитателя группы продленного дня Подольской Натальи Леонидовны "Отдых в группе продленного дня"

Учитель обязан заботиться не только о качественно выполненном домашнем задании, но и  о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически...