Гендерное как телесное в современной российской литературе для детей
статья (4 класс)

Товпенец Ксения Андреевна

Статья предлагает вернуться к основным вопросам дискусионной площадки на базе Института детства (РГПУ им. А. И. Герцена) в рамках недели СНО и рассмотреть те произведения, которые вызвали больше всего споров и вопросов относительно содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_telesnost_otechestvennoe.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

К. А. Товпенец, воспитатель ГПД ГБОУ школы №632

Гендерное как телесное в современной российской

литературе для детей

Когда мы слышим формулировку «детская литература», мы ассоциируем это с чем угодно, будь то произведения, считающиеся неоспоримой классикой, которые читали мамы или бабушки, но уж точно не с источником описания девичьего или мальчишеского тела в своей манящей невинности и чистоты; отношений между теми же мальчиками и девочками, точно неограниченные простыми дружескими играми. Выходцы советской школы и не подумали бы, что современная российская литература для детей может содержать отнюдь недетские темы в особом смысле. Тема отношений между мальчиком и девочкой или сосредоточение читателя на теле мужском и женском есть табу, но его нельзя назвать нерушимым, причем статус нерушимости был утрачен еще в начале прошлого века.

Первым «нарушителем» данного табу стала писательница Е. А. Аверьянова, чье творчество не исчисляется длинным списком, она и сама не является очень известной фигурой. Её несколько первых рассказов были встречены весьма скептически.  Сутью этих рассказов было изображение «метаморфозы человеческой души», что вышло «под грифом «штамп»». То ли дело трилогия, как раз принесшая в те времена известность этой писательнице и оставившая  «далеко за собою первые литературные опыты г-жи Аверьяновой. Данной трилогии посвящена статья Н. А. Саввина (журнал «Новости детской литературы», №8, 1913 – 14 г.), где он попробовал разобраться, за счёт чего был обусловлен этот уже противоположный отклик.

Язык этой трилогии приобрел более выразительный, обработанный характер, Саввин назвал его «мистико-романтическим», придающим сентиментальный характер для детской книги. «На чувствительное сердце читательницы такое описание несомненно действует.» [1.] С теми приемами, которыми Аверьянова оперировала при написании своей трилогии, произведения напоминают «второстепенные романы в газетах известного типа, рассчитывая на низкие вкусы нетребовательного читателя. <…> Вся трилогия держит читателя в каком-то любовном трансе, она гипнотизирует его всеми любовными переживаниями, невольно культивирует любовное чувство, освобождает чисто бессознательно половой инстинкт, прикрытый внешней красивостью».

Обязательно найдется человек, который прочитал хотя бы один «бульварный роман», который знаком с примитивностью языка, простотой содержания и примитивностью желаний героев по отношению друг к другу, но каждый ли человек не будет отрицать того, что детская литература не может быть приближена к такому уровню? Полагаю, что большинство людей были бы абсолютно уверены в «неприкосновенности» детской литературы, и так оно и было в советский период в силу строгой цензурной политики, но не в нынешнее время.

Еще один яркий пример, нарушающий табу, - «Костя + Ника», книга уже современной писательницы Т. Ш. Крюковой. На прошедшей в 2016 году дискуссионной площадке (Институт детства, РГПУ им. А. И. Герцена) «Мужское и женское в современной книге для детей и подростков» как раз эта книга вызвала больше всего обвинений в свой адрес за свою «примитивность» из-за штампов в описании и повествовании. Приведу несколько цитат из книги:

1) "Верка подошла вплотную и чуть-чуть сдвинула его руку в сторону. Костя чувствовал возле уха ее дыхание и прикосновение мягкой груди где-то ниже лопаток." [3., 39 с.];

2) "Она вдруг обхватила его за шею и прильнула губами к его губам. Костя чувствовал влажный податливый рот, запах сигарет, смешанный со слащавым ароматом духов. Ее губы раздвинулись, приглашая Костю разделить поцелуй. И он бессознательно ближе притянул девчонку к себе." [3., 105 с.];

3) Девчонка как девчонка: серые глаза, обсыпанный веснушками вздернутый нос, вьющиеся волосы цвета майского меда, вихрами торчащие в разные стороны. Только одета странновато для лесной прогулки: босиком и в пестром желто-зеленом платьишке, неприметном в листве.  [3., 5 с.].

Костя, один из главных героев этого произведения, стоит между двумя образами девочек. Образ первой девочки, Верки, отражен первыми двумя цитатами, образ второй, Ники, соответственно последней. Здесь действительно есть некоторые штампы (преобладают в образе Верки, что, скорее всего, намеренный ход автора), но дело ли в том, есть они или нет, дело в другом, не выходят ли за рамки эти описания? Действительно ли они идут под тем же грифом «детское», как эта книга?

Цитаты следующей книги, которую обязательно нужно озвучить здесь, отнюдь не уступают в своей эротичной завуалированности. Это книга В. В. Ивановой «Засекреченное счастье»:

1) «В один прыжок преодолев разделяющее их расстояние, они с силой врезались друг в друга и тут же слились, сплелись в одно ошалевшее от счастья двухголовое существо с четырьмя руками и четырьмя ногами, одна из которых была в гипсе».

2) «Правда была такова: его сердцем завладела эта девчонка. Заноза, молекула, болячка, бацилла! Эта заносчивая гордячка, хозяйская дочка. Которую он терпеть не мог, руки сами так и тянулись оттаскать ее за волосы или отшлепать»! [2.];

Содержание этой книги в некотором роде напоминает «Ромео и Джульетту» Шекспира, но разница в том, что последнее никогда не было ориентированно на детскую аудиторию.

После того, как состоялась дискуссионная площадка, была высказана мысль о том, что тело мальчика и девочки, парня и девушки – это тайна, которая постепенно постигается с течением времени, но когда мы читаем подобного рода современную литературу, разгадка этой тайны предоставляется ребенку в готовом виде, нет никакой интриги, трепета, да и гендерное сводится лишь в различии тел мальчика и девочка, но как же образ девочки как будущей матери, хранительницы очага, как же образ мальчика как будущего отца, защитника этого очага? Когда автор в своем произведении практически оголяет тело своего героя или сводит героев к более интимным отношениям, он не столько «страхует» своего читателя, сколько как раз навязывает примитивное отношение на уровне инстинктов к объекту противоположного пола.

Список литературы

1. Саввин Н. А. Эротика в детской литературе. Новости детской литературы. 1913-1914. -№ 8.;

2. Иванова В. Засекреченное счастье. Эквмо: - М, 2009. 154 с.

3.  Крюкова Т. Костя + Ника. Лепта Книга: - М, 2007. 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по книгам современных писателей для детей

Краткий обзор книг современных писателей для детей младшего школьного возраста....

Публикация "Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью"

Публикация  " Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью" включена в сборник "Воспитание и социализация учащихся 5 - 9 классов" (материалы городской научно - практиче...

Дети с ОВЗ. Современные способы обучения детей с низким уровнем интеллектуальных способностей.

Презентация содержит материал, разработанный Волковой Л.А.- доцентом кафедры педагогических инноваций КОИРО....

Задача современной школы — учить детей уметь и любить читать книги Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, Москва

Статья из журнала "Начальная школа" 2013г.Задача современной школы — учить детей уметь и любить читать книги Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учител...

«Теория и практика современного урока для детей-билингвов. Урок XXI века»

Языковая и социокультурная  адаптация детей-мигрантов  в условиях русскоязычной общеобразовательной школы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы современного танца» для детей 6-9 лет

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа «Основы современной хореографии» предоставляет детям широкие возможности обучения основам танцевального искусства, ...