Рабочая программа "Веселая грамматика"
рабочая программа (4 класс)

Кускова Екатерина Владимировна

Рабочая программа для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Веселая грамматика для 4 класса125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Выписка из образовательной программы

 начального общего образования,

               утверждённая приказом

              № 559-0 от 28.08.2018г

Программа курса

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной   направленности

 «Веселая грамматика»

Автор-составитель:

Кускова Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

Рассчитана на детей 10 - 11 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

с. п. Салым

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Занимательный русский язык» способствует развитию познавательных способностей обучающихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения.

Программа курса  внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработана на основе программы Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемым результатам начального общего образования. Программа относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения раскрывают новые социальные запросы, которые определяют цели современного образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это предполагает, что современный ученик не только должен усваивать определённый объём знаний, но и учиться сотрудничать со сверстниками и взрослыми в ходе познавательной деятельности, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с различными видами информации и т.д. На обеспечение условий для индивидуального развития, стимулирование познавательного интереса, выявление талантливых детей и направлена программа организации внеклассной деятельности младших школьников «Занимательная математика».

Уровень программы – углубленный, который предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Направление данной программы – общеинтеллектуальное.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке, но и расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

Курс «Занимательный  русский язык» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен и разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному  усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию бережного отношения к  слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Цель и задачи программы

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

        Задачи:

  • овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
  • овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса

        Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

        Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

        Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

        Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Работа над темой занятия.
  2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
  3. Продолжение работы над темой.
  4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Место курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности  «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса. Программа рассчитана на реализацию в течение одного года (34 учебных часа, 1 раз в неделю) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Принципы программы:

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • актуальность;
  • научность;
  • системность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса   в 4-ом классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни общества;
  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
  • понимать необходимость быть носителем правильной речи;
  • проявлять интерес к изучению родного языка.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя,
  • проговаривать последовательность действий,
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,
  • работать по предложенному учителем плану,
  • отличать верно выполненное задание от неверного,
  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

       Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса,
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

      Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
  • слушать и понимать речь других,
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 4-ом классе являются формирование следующих умений:

  • распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
  • отличать признаки основных языковых единиц;
  • различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;
  • иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;
  • знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
  • творчески мыслить при решении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Фонетика

2

1

1

Словообразование

5

2

3

Лексика

9

3,5

5,5

Морфология

6

2,5

3,5

Пословицы и поговорки

2

2

Игротека

10

10

                     Итого:

34

9

25

Содержание разделов программы

Тема 1. Фонетика

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

И снова о русском языке…

1

06.09

Крылатые слова и афоризмы

1

13.09

Копилка занимательных заданий

1

20.09

Игротека

1

27.09

Об именах

1

04.10

О русских фамилиях

1

11.10

В поисках сбежавших головоломок

1

18.10

Игротека

1

25.10

Мы играем в логогрифы

1

08.11

Учимся распознавать речевые ошибки

1

15.11

Коллекция заморочек

1

22.11

Игротека

1

29.11

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

06.12

Работаем над рифмами

1

13.12

Словесные забавы

1

20.12

Игротека

1

27.12

Продолжаем работу над фразеологизмами

1

17.01

Русские пословицы и поговорки

1

24.01

Ассорти для любителей русского языка

1

31.01

Игротека

1

07.02

И снова о фразеологизмах

1

14.02

Однородные члены предложения

1

21.02

Ошибочка вышла!...

1

28.02

Игротека

1

06.03

Про омонимы и их разновидности

1

13.03

Еще немного фразеологизмов

1

20.03

В стране Перевертундии

1

03.04

Игротека

1

10.04

Что такое «паронимы»

1

17.04

Запоминаем словарные слова

1

24.04

31 июня

1

08.05

Игротека

1

15.05

Повторяем…

1

22.05

Повторяем…

1

29.05

Описание материально-технического обеспечения курса:

  1. Книгопечатные пособия:
  • Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2018.
  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2018.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  1. Цифровые ресурсы:
  • Ресурсы Интернет.
  • ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
  1. Техническое оборудование:
  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • документ-камера;
  • мультмедиапроектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа "Занимательная грамматика".

Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....