Рабочая программа "Юный эколог"
рабочая программа

Кускова Екатерина Владимировна

Программа "Юный эколог" для 2 класса

Программа "Юный эколог" для 3 класса

Программа "Юный эколог" для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования утверждённой приказом №____________от____________

Программа курса

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной   направленности

 «Юный эколог»

Автор-составитель:

Кускова Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

Рассчитана на детей 8 -9 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

с. п. Салым

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО. Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС “Юный эколог” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.  

Теоретическими основами программы «Юный эколог» являются исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи личностно ориентированного образования (В.В.Сериков), практическая направленность в изучении курса экологии (А.Т. Зверев).

Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать неживую и живую природы, а также их тесную взаимосвязь, формировать навыки экологически грамотного поведения. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью».

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий, проектной деятельности.

Представленная целостная программа разработана для  учащихся 9-10 лет, рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

        Представленное в программе содержание отличается от имеющихся курсов  экологической направленности развернутостью, практической направленностью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом.

Реализация задач организована через поиск ответа на главный вопрос занятия. Поскольку у учащихся 9-10 лет уже есть представление о живой и неживой природе, наиболее приемлемым является  «открытие» школьниками опыта как способа проверки выдвигаемых гипотез. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов: термометр, часы, осадкомер, лупа и микроскоп.

Вся программа состоит из пояснительной записки, краткого содержания программы, тематического планирования.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа  ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости природы,  общества и человека.
  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  7. Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Программа экологического воспитания основана на четырех направлениях работы:

  • познавательном;
  • творческом;
  • практическом;
  • исследовательском.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий с использованием таких форм как: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины.  Изучение вопросов о взаимосвязях растительного и животного мира, почве, воздухе и воде, влиянии человека на природу. Это способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, а также влияние деятельности человека на них. Реализуется через театрализованные постановки сказок, экологические игры, создание поделок из поручных материалов, ролевые игры.

Практическое направление реализовано через изготовление листовок, стенгазет, фотоколлажа, помощи зимующим птицам.

Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов, работа с различными источниками информации.

Учащиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;
  • пользоваться лупой, микроскопом под руководством взрослого;
  • выполнять другую посильную работу по охране природы (поддержание чистоты вокруг себя, подкормка зимующих птиц);
  • выполнять  правила  поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней, лично участвовать в практической работе по охране природы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса:

Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» является формирование следующих умений:

  • оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебную литературу, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в системе своих знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь донести свою позицию до слушателей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • усвоить простейшие экологические связи между живой и неживой природой внутри живой природы, между природой и человеком;
  • владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин,
  • уметь наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы организации обучения: тематические занятия, игровые уроки,  викторины, экскурсии, игры-путешествия, творческие проекты,  инсценировка сказок, тематические плакаты.

Ожидаемый результат:

                Показатели  в личностной сфере ребенка: интерес к познанию природы; потребность ребенка к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере, как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой.

Содержание программы курса:

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Курс «Юный эколог» представляет собой шесть разделов: я – исследователь; наш край – край лесов и лесных богатств;; бескрайние воды; дом, в котором мы живем; в здоровом теле – здоровый дух; подведем итоги. Содержание занятий направлено на воспитание интереса к окружающему миру, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Работа организована в форме поиска ответов на поставленные вопросы. Изучение разделов заканчивается творческим проектом либо исследованием.

  1. Я - исследователь (3 ч) – Понятие «исследователь», приборы для исследователя, правила проведения исследований, ведение дневника наблюдений, книги в помощь исследователю.
  2. Наш край – край лесов и лесных богатств (9 ч) – разнообразие лесных растений и животных ХМАО-Югры, лекарственные растения, несъедобные ягоды и грибы, этажи леса, пищевые цепи и сети лесов, правила сбора природного материала, памятка поведения в лесу, причины и последствия лесных пожаров,
  3. Бескрайние воды (7 ч) – разнообразие водоемов Земли, водные богатства России, использование водных ресурсов, обитатели рек, проект «Реки и озера родного поселка», проблемы чистоты воды, исследование чистоты снега.
  4. Дом, в котором мы живем  (10 ч) – чистота в доме и прилегающей территории, необходимость сортировки мусора и правила утилизации, культурные растения и их значение для человека, комнатные растения и их значение, растения зимнего сада школы, домашние животные и их роль, откуда берутся бездомные собаки и кошки, планета – общий дом, экологический кризис, проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
  5. В здоровом теле – здоровый дух (4 ч) – полезная и опасная пища, вредные привычки, влияние спорта на здоровье.
  6. Подведем итоги (2 ч) – взаимосвязь живой и неживой природы, влияние человека; экологический марафон.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Раздел программы, тема

Часов всего

Теория

Прак-тика

план

факт

Я – исследователь (3 ч)

1

05.09

Кто такие исследователи?

1

1

2

12.09

Как вести «Дневник исследователя»?

1

0,5

0,5

3

19.09

Какие книги помогут исследователю? (экскурсия в библиотеку)

1

0,5

0,5

Наш край – край лесов и лесных богатств (9ч)

4

26.09

Чем славятся леса Югры? (игра)

1

1

5

03.10

А что есть в наших лесах? Экскурсия. Т.Б.

1

1

6

10.10

Сколько лет растет дерево?

1

1

7

17.10

Что такое «Лесная аптека»?

1

1

8

24.10

Нужны ли несъедобные грибы и ягоды?

1

1

9

07.11

Кто населяет «этажи леса»?

1

0,5

0,5

10

14.11

Что такое «Пищевые цепи и сети»

1

1

11

21.11

Проект «В наших лесах…» (поделки их природного материала)

1

1

12

28.11

Проект «В наших лесах…» (кроссворды и загадки)

1

1

Бескрайние воды (7ч)

13

05.12

Каков запас воды на Земле?

1

1

14

12.12

Водные богатства России

1

1

15

19.12

Как используется вода?

1

1

16

26.12

Кто обитает в реке?

1

1

17

16.01

Проект «Реки и озера родного поселка»

1

1

18

23.01

Вся ли вода чистая?

1

0,5

0,5

19

30.01

Всегда ли снег белый?

1

1

Дом, в котором мы живем  (10 ч)

20

06.02

Зачем поддерживать порядок в доме?

1

1

21

13.02

Кто должен убирать мусор?

1

1

22

20.02

Как правильно утилизировать мусор?

1

0,5

0,5

23

27.02

Зачем человеку культурные растения?

1

0,5

0,5

24

06.03

Есть ли польза от комнатных растений?

1

0,5

0,5

25

13.03

Чем богат «Зимний сад»? (экскурсия в школьный зимний сад)

1

1

26

20.03

Какова роль домашних животных?

1

0,5

0,5

27

03.04

Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

1

1

28

10.04

«Экологический кризис», или кто загрязняет планету?

1

1

29

17.04

Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

1

1

В здоровом теле – здоровый дух (3 ч)

30

24.04

Бывает ли пища нездоровой?

1

1

31

08.05

Как устранить «вредных»?

1

1

32

15.05

Вся сила в движении! (подвижные игры)

1

1

Подведем итоги (2ч)

33

22.05

Всё повязано одной нитью!

1

1

34

29.05

Экологический марафон.

1

1

34

17

17


Материально – техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Юный эколог» необходимы следующие  принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер, принтер, сканер, проектор;

Литература:

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Зверев, А.Т. Экология: Наблюдаем и изучаем. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 48 с.: ил.
  3. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с
  4. Плешаков, А. А. Атлас-определитель  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016.
  5. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2016.
  6. Юшкова, С.М., Видревич, М.Б. Наша окружающая среда. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Екатеринбург: Издательство УралЭкоЦентр, 2000. – 36 с.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальный конкурс программ дополнительного образования и внеурочной деятельности

Программа курса

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной   направленности

 «Юный эколог»

Автор-составитель:

Кускова Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

Рассчитана на детей 10 -11 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

с. п. Салым

2019-2020 учебный год

I. Пояснительная записка

Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО. Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе по ФГОС “Юный эколог” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.  

Теоретическими основами программы «Юный эколог» являются исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи личностно ориентированного образования (В.В.Сериков), практическая направленность в изучении курса экологии (А.Т. Зверев).

Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать неживую и живую природы, а также их тесную взаимосвязь, формировать навыки экологически грамотного поведения. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью».

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий, проектной деятельности.

Представленная целостная программа разработана для  учащихся 10-11 лет, рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

        Представленное в программе содержание отличается от имеющихся курсов  экологической направленности развернутостью, практической направленностью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом.

Реализация задач организована через поиск ответа на главный вопрос занятия. Поскольку у учащихся 10-11 лет уже есть представление о живой и неживой природе, наиболее приемлемым является  «открытие» школьниками опыта как способа проверки выдвигаемых гипотез. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов: термометр, часы, осадкомер, лупа и микроскоп.

Вся программа состоит из пояснительной записки, краткого содержания программы, тематического планирования.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа  ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости природы,  общества и человека.
  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  7. Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Программа экологического воспитания основана на четырех направлениях работы:

  • познавательном;
  • творческом;
  • практическом;
  • исследовательском.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий с использованием таких форм как: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины.  Изучение вопросов о взаимосвязях растительного и животного мира, почве, воздухе и воде, влиянии человека на природу. Это способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, а также влияние деятельности человека на них. Реализуется через театрализованные постановки сказок, экологические игры, создание поделок из поручных материалов, ролевые игры.

Практическое направление реализовано через изготовление листовок, стенгазет, фотоколлажа, помощи зимующим птицам.

Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов, работа с различными источниками информации.

II. Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;
  • пользоваться лупой, микроскопом под руководством взрослого;
  • выполнять другую посильную работу по охране природы (поддержание чистоты вокруг себя, подкормка зимующих птиц);
  • выполнять  правила  поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней, лично участвовать в практической работе по охране природы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса:

Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» является формирование следующих умений:

  • оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебную литературу, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

  Познавательные УУД:

  • ориентироваться в системе своих знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

   Коммуникативные УУД:

  • уметь донести свою позицию до слушателей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • освоить разные формы учебной кооперации  (работа в паре, в малой группе, в  большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
  • уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу  в ситуации конфликта интересов.

 

Предметные результаты:

  • усвоить простейшие экологические связи между живой и неживой природой внутри живой природы, между природой и человеком;
  • владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин,
  • уметь наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • осознанно осуществлять экологически сообразные поступки; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
  • зрения экологической допустимости.
  • осознавать место и роль человека в биосфере.

 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы организации обучения: тематические занятия, игровые уроки,  викторины, экскурсии, игры-путешествия, творческие проекты,  инсценировка сказок, тематические плакаты.

Ожидаемый результат:

                Показатели  в личностной сфере ребенка: интерес к познанию природы; потребность ребенка к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере, как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой.

Содержание программы курса:

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Курс «Юный эколог» представляет собой шесть разделов: введение, человек и природа, неживое в природе, живое в природе… экологические связи между неживой и живой природой, дом, в котором мы живем, человек в ответе за свои поступки.

 «Введение» (1 час)

         Введение. Жизнь на Земле. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

 «Человек и природа» (5 часов)

Экология и мы. Связь человека с природой. Может ли человек существовать вне природы и природа без человека. Осознание места человека как части природы. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Осень в лесу (экскурсия). Сбор материала для гербария. Изменения окружающей среды. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Место человека в мире природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

 «Неживое в природе» (8 часов)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». Солнце — источник тепла и света для живых существ. Общее понятие погоды и климата. Способы прогнозирования изменений в природе. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Вода, ее признаки и свойства. Круговорот воды. Проект «Сбережём капельку!» Почва – необходимая среда для растений. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения. Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы поселка. Акция «Мы против мусора!»

 «Живое в природе… экологические связи между

 неживой и живой природой» (8 часов)

Актуализация представлений детей о птицах как о группе животных. Формирование представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц родного края. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Конструирование модели кормушки. Акция «Покормите птиц». Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Опыты по очистке воды. Акция «Вода – это жизнь». Практическая работа по изучению растений родного края.  Систематика растений, определение  растения по описанию. Работа с гербарием. Экскурсия на пришкольный участок. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса. Работа с гербариями.

 «Дом, в котором мы живем» (7 часов)

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями. Размножение комнатных растений. Семена овощных и декоративных культур. Декоративные растения и цели их выращивания. Практикум «Посев цветов». Домашние животные. Формирование ответственного отношения за питомцев. Мусор и его влияние на природу. Классификация отходов человека. Последствия загрязнения окружающей среды. Акция «Что прячут сугробы»

 «Человек в ответе за свои поступки» (5 часов)

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга ХМАО. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? Полезные взаимосвязи природы и человека. Познавательная игра «Эта удивительная природа»

Тематический план программы

Раздел, тема

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Введение

1

1

Человек и природа

5

2

3

Неживое в природе

8

3

5

Живое в природе… экологические связи между неживой и живой природой

8

3

5

Дом, в котором мы живем

7

2

5

Человек в ответе за свои поступки

5

1

4

                     Итого:

34

12

22

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы, тема

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Введение (1 час)

1

Введение. Жизнь на Земле.

1

Человек и природа (5 часов)

2

Экология и мы.

1

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Осень в лесу (экскурсия).

1

4

Изменения окружающей среды.

1

5

Осенние работы в поле.

1

6

Место человека в мире природы.

1

Неживое в природе (8 часов)

7

Предметы и явления неживой природы вокруг меня (экскурсия).

1

8

Солнце – источник тепла и света.

1

9

Погода. Климат.

1

10

Вода, её признаки и свойства.

1

11

Проект «Сбережём капельку!»

1

12

Почва – святыня наша.

1

13

Почему нельзя?

1

14

Практическое занятие «Диалоги с неживой природой».

1

Живое в природе… экологические связи между неживой

 и живой природой (8 часов)

15

Кто улетает, а кто остаётся.

1

16

Практикум «Хлебные крошки».

1

17

Экологические связи неживой и живой природы.

1

18

Вода и жизнь.

1

19-20

Растения рядом.

2

21

Дикорастущие растения луга, водоёма, леса.

1

22

Практическое занятие «Растения луга и леса».

1

Дом, в котором мы живем (7 часов)

23

Комнатные растения.

1

24

Размножение комнатных растений.

1

25

Семена овощных и декоративных культур.

1

26

Домашние животные.

1

27

Уход за домашними животными.

1

28

Мусор и его влияние на природу.

1

29

Загрязнение родного поселка

1

Человек в ответе за свои поступки (5 часов)

30-31

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

2

32-33

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

2

34

Познавательная игра «Эта удивительная природа».

1

34

Материально – техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Юный эколог» необходимы следующие  принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер, принтер, сканер, проектор;

Литература:

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 331 с.
  2. Зверев, А.Т. Экология: Наблюдаем и изучаем. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 48 с.: ил.
  3. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с
  4. Плешаков, А. А. Атлас-определитель  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение,
  5. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2016.
  6. Юшкова, С.М., Видревич, М.Б. Наша окружающая среда. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Екатеринбург: Издательство УралЭкоЦентр, 2000. – 36 с.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования утверждённой приказом №____________от____________

Программа курса

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной   направленности

 «Юный эколог»

Автор-составитель:

Кускова Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

Рассчитана на детей 8 -9 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

с. п. Салым

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

         Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.  

Теоретическими основами программы «Юный эколог» являются исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи личностно ориентированного образования ( В.В.Сериков), практическая направленность в изучении курса экологии (А.Т. Зверев).

Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать неживую и живую природы, а также их тесную взаимосвязь, формировать навыки экологически грамотного поведения. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью»

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий, проектной деятельности.

Представленная целостная программа разработана для  учащихся 8-9 лет, рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

           Представленное в программе содержание отличается от имеющихся курсов  экологической направленности развернутостью, практической направленностью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом.

Реализация задач организована через поиск ответа на главный вопрос занятия. Поскольку у учащихся 8-9 лет уже есть представление о живой и неживой природе, наиболее приемлемым является  «открытие» школьниками опыта как способа проверки выдвигаемых гипотез. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов: термометр, часы, осадкометр, лупа и микроскоп, как система увеличительных стекол.

          Вся программа состоит из пояснительной записки, краткого содержания программы, тематического планирования.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.
  2. Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  7. Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Программа экологического воспитания основана на четырех направлениях работы:

  • познавательном;
  • творческом;
  • практическом;
  • исследовательском.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий с использованием таких форм как: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины.  Изучение вопросов о растительном и животном мире, почве, воздухе и воде. Это способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, а также влияние деятельности человека на них. Реализуется через театрализованные постановки сказок, экологические игры, создание поделок из поручных материалов, ролевые игры.

Практическое направление реализовано через изготовление листовок, стенгазет, фотоколлажа, помощи зимующим птицам.

Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Учащиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;
  • изготавливать и развешивать кормушки для птиц, подкармливать птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять  правила  поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней, лично участвовать в практической работе по охране природы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса:

Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» является формирование следующих умений:

  • оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебную литературу, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в системе своих знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • усвоить простейшие экологические связи между живой и неживой природой внутри живой природы, между природой и человеком;
  • владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин,
  • уметь наблюдать, исследовать явления окружающего ми ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы организации обучения: тематические занятия, игровые уроки,  викторины, экскурсии, игры-путешествия, творческие проекты,  инсценировка сказок, тематические плакаты.

Ожидаемый результат:

                Показатели  в личностной сфере ребенка: интерес к познанию природы; потребность ребенка к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере, как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой.

Содержание программы курса:

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Курс «Юный эколог» представляет собой шесть разделов: введение в экологию; воздух, почва, вода; животные; растения; в нашем доме; подведение итогов. Содержание занятий направлено на воспитание интереса к окружающему миру, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

  1. Введение в экологию (2 ч) – Понятие «экология», сезонные изменения у растений
  2. Воздух, почва и вода (8 ч) – значение воздуха для живых организмов; опыты по определению чистоты воздуха определение чистоты воды; влияние загрязнения почвы; три состояния воды; понятия «раствор» и «взвесь»; влияние живой природы на неживую; проект «Чистота начинается с каждого».
  3. Животные (9 ч) – многообразие животного мира; рассуждения о животных Красной книги; создание папки с рисунками животных, занесенных в Красную книгу; домашние и дикие животные, их значение для человека; признаки зимы в живой и неживой природе; экскурсия в лес, инсценировка сказок о животных; перелетные и зимующие птицы; проект «Помоги зимующим птицам».
  4. Растения (8 ч) – классификация растений: травы, кустарники, деревья;  дикорастущие и культурные растения; опыт с проращиванием семян(факторы: свет, тепло, вода); практическая работа: посадка лука; признаки весны в неживой и живой природе; беседа о бережном отношении к природе; творческое занятие «Букет из ткани»; Создание папки с рисунками растений, занесенных в Красную книгу.
  5. В нашем доме (5 ч) – домашние питомцы; комнатные растения и их значение;  классификация мусора; проект «Вторая жизнь»
  6. Подведем итоги (2 ч) – взаимосвязь растений и животных в лесу; экскурсия.

Работа организована в форме поиска ответов на поставленные вопросы. Изучение раздела заканчивается творческим проектом.

Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Раздел программы, тема

Часов всего

Теория

Практика

Раздел Введение в экологию (2 ч)

1.

06.09

Что такое экология?

1

1

2.

13.09

Как растения встречают осень?

Экскурсия. ТБ

1

1

Раздел Воздух, почва, вода (8 ч)

3.

20.09

Зачем нужен воздух?

1

1

4.

27.09

Где воздух чище?

1

1

5.

04.10

Какой бывает вода?

1

0,5

0,5

6.

11.10

Чистый ли снег?

1

1

7.

18.10

Из чего состоит почва?

1

0,5

0,5

8.

25.10

Кто такие природные дворники?

1

0,5

0,5

9.

08.11

Проект «Чистота начинается с каждого»

1

0,5

0,5

10.

15.11

Проект «Чистота начинается с каждого»

1

1

Раздел Животные (9 ч)

11.

22.11

Где обитают животные?

1

1

12.

29.11

Кто живет в нашем крае?

1

0,5

0,5

13.

06.12

Почему животных взяли под охрану?

1

1

14.

13.12

Что дают человеку животные?

1

0,5

0,5

15.

20.12

Кто не спит зимой? Экскурсия. ТБ

1

1

16.

27.12

Что пишут о животных?

1

0,5

0,5

17.

10.01

Как звери ждут весну?

1

0,5

0,5

18.

17.010

Какие птицы зимуют с нами?

1

1

19.

24.01

Проект «Помоги зимующим птицам»

Раздел Растения (8 ч)

20.

31.01

Какие бывают растения?

1

1

21.

07.02

Для чего человеку растения?

1

1

22.

14.02

Что нужно растениям?

1

0,5

0,5

23.

21.02

Когда появляются ростки?

1

1

24.

28.02

Что такое первоцветы?

1

1

25.

07.03

Какой букет лучше?

1

0,5

0,5

26.

14.03

Какие растения под охраной человека?

1

1

27.

28.03

Проект «Красная книга»

1

1

Раздел В нашем доме (5 ч)

28.

04.04

Кто живет в нашем доме?

1

0,5

0,5

29.

11.04

Как ухаживать за питомцем?

1

0,5

0,5

30.

18.04

Что растет на подоконнике?

1

1

31.

25.04

Откуда берется и куда девается мусор?

1

1

32.

16.05

Проект «Вторая жизнь»

1

1

Раздел Подведем итоги (2 ч)

33.

23.05

Как связаны растения и животные в лесу? Экскурсия. ТБ

1

1

34.

30.05

Подведем итоги

1

1

Итого:

34

17

17


Материально – техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Юный эколог» необходимы следующие  принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер, принтер, сканер, проектор;

Литература:

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Зверев, А.Т. Экология: Наблюдаем и изучаем. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 48 с.: ил.
  3. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с
  4. Плешаков, А. А. Атлас-определитель  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020.
  5. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2020.
  6. Юшкова, С.М., Видревич, М.Б. Наша окружающая среда. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Екатеринбург: Издательство УралЭкоЦентр, 2000. – 36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа "Экология"

Пояснительная запискак курсу «Экология для младших школьников» 3 класс Курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Он призван реша...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...