Внеурочная программа "Умелые руки"
рабочая программа

Урбагарова Елена Дамбиевна

      Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_umelye_ruki.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Хилганайская средняя общеобразовательная школа  им.Э-Д.Ринчино»

                                                                                                        Согласовано: _______ /Тыхеева С.Н/                                              Утверждаю:_______/Раднаев Ж.П/

           

               «     »___________Зам.дир.по УВР

                                                                                       «  »_________директор школы                                                                                        

Внеурочная  программа

«Умелые ручки»

1-4 классы

Составитель:  Урбагарова Е.Д., 1 квал.категория

Пояснительная записка

      Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

      Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.       Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

      Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Умелые руки»  предусматривает большое количество развивающих

заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, вместо

заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Многие задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.

 Результаты освоения обучающимися программы курса «Умелые руки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  •  широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  •  интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  •  адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  •  выраженной познавательной мотивации;
  •  устойчивого интереса к новым способам познания;
  •  адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  •  учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  •  планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  •  адекватно воспринимать оценку учителя;
  •  различать способ и результат действия;
  •  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  •  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  проявлять познавательную инициативу;
  •  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  •  Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Содержание программы представлено на 33 часа в первом и по 34 часа в 2 - 4 классах. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

1 класс

Тематическое планирование (33 часа)

Номер темы

Кол-во часов

Тема

Материалы

Раздел 1. Аппликация и моделирование. 21 час. По книгам серии «Любимый образ»

1

4

Аппликация из природных материалов на картоне.

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка.

2

3

Аппликация из геометрических фигур.

Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон.

3

2

Аппликация из пуговиц.

Пуговицы, картон.

4

2

Мозаика из бисера и пайеток.

Картон, бисер, блёстки, бусины, пайетки

5

2

Аппликация из круглых салфеток.

Салфетки для торта, картон

6

2

Динамическая открытка с аппликацией.

Картон, цветная бумага

7

2

Моделирование из бумаги и проволоки.

Белая бумага, гофрированная бумага, проволока.

8

4

Выпуклая аппликация. Коллективная работа.

Калька, гофрированная бумага, цветная бумага.

Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 12 часов. По книгам серии «Любимый образ»

1

2

Отпечатки на пластилине

Пластилин, картон.

2

2

Рисование пластилином

Пластилин, картон.

3

2

Обратная мозаика на прозрачной основе

Пластилин, прозрачные крышки.

4

2

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе

Скорлупа фисташек, пластилин, веточки

5

2

Разрезание смешанного пластилина проволокой

Пластилин, тонкая проволока

6

2

Лепка из теста

Солёное тесто

2 класс

№ темы

Часы

Название темы

Материалы

Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа. По книгам серии «Любимый образ»

1

2

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги

Журнальная бумага, картон

2

1

Аппликация из птичьих перьев

Перья, картон

3

1

Аппликация из кружев

Кружева, картон

4

1

Аппликация из ткани

Накрахмаленная ткань, картон

5

2

Аппликация из деталей оригами

Бумага, картон

6

2

Мозаика из ватных комочков

Вата, бумага, картон

7

2

Прорезная аппликация

Картон, различные материалы

8

2

Гофрированные цепочки

Гофрированная бумага, картон

9

1

Складывание гармошкой

Журнальная бумага

10

2

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

Цветная бумага, картон

11

2

Моделирование из картона. Рамочка

Картон, цветная бумага

12

2

Моделирование объёмного изделия из гофрокартона

Гофрированный картон

13

1

Моделирование из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага

14

2

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки.

Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока

15

1

Многослойное торцевание на плоскости.

Гофрированная бумага, картон

Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 10 часов.

По книгам серии «Любимый образ»

1

2

Раскатывание и обрубовка пластилина

Пластилин

2

2

Выпуклая аппликация из пластилина

Пластилин

3

2

Торцевание на пластилине

Пластилин, гофрированная бумага

4

2

Разрезание слоёного пластилина

Пластилин, проволока

5

2

Лепка из теста

Солёное тесто

3 класс

Часы

Тема

Материалы

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 часов. По книгам серии «Любимый образ»

1

1

Симметричное вырезание

Цветная и белая бумага

2

1

Игрушки из картона с подвижными деталями

Картон, проволока

3

1

Моделирование из конусов.

Цветная бумага

4

1

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Гофрированная бумага, проволока

5

2

Объёмное конструирование из деталей оригами

Цветная бумага

6

2

Моделирование из бумажных салфеток

Цветная бумага, салфетки

7

2

Простое торцевание на бумажной основе

Гофрированная бумага, картон

8

2

Многослойное торцевание

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

9

1

Моделирование из фольги

Фольга, проволока

Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов. По книгам серии «Любимый образ»

1

1

Аппликация из резаных нитей

Шерсть, картон

2

3

Изонить

Картон, мулине

3

1

Приклеивание ниток по спирали

Шерсть, картон

4

1

Вышивание по ткани

Ткань, мулине

5

1

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Ткань, бумага, тесьма

6

1

Аппликация из ткани и ниток

Ткань, шерсть, картон

7

3

Шитьё по выкройкам

Ткань, шерсть, тесьма

Раздел 3. Модульное оригами. 10 часов. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами»

1

3

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

Цветная, белая, упаковочная бумага

2

2

Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля

Цветная и белая бумага

3

2

Объёмные изделия из треугольных модулей

Цветная бумага

4

3

Художественные образы из треугольных модулей

Цветная и белая бумага

4 класс

Часы

Темы

Материалы

Раздел 1. Работа с бумагой. 16 часа. По книгам серии «Любимый образ»

1

1

Аппликация с раздвижкой

Журнальная бумага

2

2

Оригами из окрашенной бумаги

Белая бумага, краски

3

2

Симметричное силуэтное вырезание

Цветная бумага

4

2

Транспарантное вырезание

Цветная бумага

5

1

Аппликация из рельефной бумаги

Цветная бумага

6

1

Коллаж из различных материалов

Разные виды бумаги, картон, тесьма.

7

2

Объёмное моделирование из бумаги

Цветная бумага

8

1

Объёмные изделия в технике многослойного торцевания

Гофрированная бумага, проволока

9

2

Веерное гофрирование

Цветная бумага, картон

10

2

Трубочки из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага

Раздел 2. Текстильные материалы. 10 часов. По книгам серии «Любимый образ»

1

1

Аппликация из синтепона со сдвижкой

Синтепон, бумага, картон

2

5

Вязание крючком

Пряжа

3

4

Шитьё мягкой игрушки

Ткань, синтепон

Раздел 3. Модульное оригами. 8 часов. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами»

1

4

Конструирование цветов

Цветная бумага

2

2

Конструирование птиц сложной формы

Цветная бумага

3

2

Соединение модулей разного размера в одном изделии.

Белая и цветная бумага

Календарно -тематическое планирование занятий курса «Умелые руки»

1 класс 33 часа

№ занятия

Кол-во часов

Темы

Дата

По факту

1-2

2

Отпечатки на пластилине. Вспомним лето

Цветы

3

1

Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов

Бабочки

4-5

2

Аппликация из листьев и цветов.

Бабочки

6-7

2

Аппликация из различных природных материалов

Бабочки

8-9

2

Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты

Деревья

10-11

2

Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники)

Собачки

12-13

2

Разрезание смешанного пластилина

Бабочки

14-15

2

Аппликация из пуговиц

Бабочки

Деревья

16-17

2

Динамическая открытка с аппликацией

Собачки

18-19

2

Аппликация из круглых салфеток

Деревья

20-21

2

Мозаика из блёсток и бисера

Бабочки

22-23

2

Лепка из солёного теста

Собачки

24-25

2

Рисование пластилином

Кошки

26-27

2

Моделирование цветов из бумаги и проволоки

Цветы

28-29

2

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа

Цветы

30-31

2

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево

Деревья

32-33

2

Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги

Деревья

2 класс 34 часа

Часы

Темы

Дата

По факту

1

1

Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето»

2-3

2

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

4

1

Аппликация из птичьих перьев

5

1

Многослойное торцевание. Садовые цветы

6-7

2

Торцевание на пластилине. Времена года

8

1

Складывание гармошкой. Объёмные игрушки

9-10

2

Разрезание слоёного пластилина

11

1

Аппликация из кружев

12

1

Аппликация из ткани

13-14

2

Мозаика из ватных комочков

15

1

Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа

16-17

2

Лепка из солёного теста

18-19

2

Прорезная аппликация с использованием различных материалов

20-21

2

Выпуклая аппликация из пластилина

22-23

2

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

24-25

2

Моделирование объёмных форм из гофрокартона

26-27

2

Гофрированные цепочки

28

1

Моделирование из гофрированной бумаги.

29-30

2

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

31-32

2

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

33-34

2

Раскатывание и обрубовка пластилина

3 класс  34 часа

Часы

Темы

Дата

По факту

1-2

2

Объёмное конструирование из деталей оригами.

3

1

Симметричное вырезание

4

1

Игрушки из картона с подвижными деталями

5

1

Моделирование из конусов

6-8

3

Художественные образы из треугольных модулей. Зайчики и др. животные

9-10

2

Моделирование из салфеток

11

1

Многослойное торцевание. Коллективная работа

12

1

Изонить на картонной основе

13

1

Аппликация из резаных нитей

14

1

Моделирование из фольги

15

1

Приклеивание ниток по спирали

16

1

Аппликация из ткани и ниток

17

1

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

18

1

Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы

19-21

3

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

22-24

3

Шитьё по выкройкам

25-26

2

Простое торцевание на бумаге

27

1

Многослойное торцевание

28

1

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

29-30

2

Изонить на картонных шаблонах

31-32

2

Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы

33-34

2

Объёмные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны

4 класс 34 часа

Часы

Темы

Дата

По факту

1

1

Аппликация с раздвижкой

2-3

2

Веерное гофрирование, аппликация

4-5

2

Оригами из окрашенной бумаги

6-7

2

Объёмное моделирование из бумаги

8-9

2

Трубочки из гофрированной бумаги

10

1

Аппликация из рельефной бумаги

11

1

Коллаж из разных материалов

12

1

Вязание крючком. Воздушные цепочки

13-14

2

Вязание крючком. Аппликация

15-16

2

Модульное оригами. Конструирование птиц сложной формы

17-18

2

Транспарантное вырезание

19-20

2

Симметричное силуэтное вырезание

21

1

Аппликация из синтепона со сдвижкой

22-25

4

Шитьё мягкой игрушки

26-27

2

Вязание крючком. Объёмные цветы

28-29

2

Модульное оригами. Соединение модулей разного размера в одном изделии

30-33

4

Модульное оригами. Объёмные цветы

34

1

Объёмные цветы в технике многослойного торцевания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка художественно-эстетического направления «Умелые руки»(внеурочная деятельность 1 класс)

Кружок – это центр детского творчества. В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Тру...

Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые руки

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Умелые руки" разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на  два года....

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки, не знают скуки"

Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи...

программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Внеурочная деятельность "Умелые руки", 1 год обучения...

программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Внеурочная деятельность "Умелые руки", 1 год обучения...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"

рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Умелые руки" для 1 класса...

Презентация по внеурочной деятельности "Кормушки своими руками".

Данная работа отражает деятельность детей 1-2 классов, которые посещают внеурочные занятия по курсу  "Экология"....