Хорошее зрение и образ жизни
методическая разработка (2 класс)

Бубина Ольга Эдуардовна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablica_o_zrenii_roditelyam.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦА

Форма

зрительной

патологии

Причины

возникновения

Возможные жалобы

ребенка

Трудности зрительного восприятия

Требования

 к рабочей поверхности

Требования к наглядному материалу

На что педагог должен обращать внимание

Коррекция

1

2

3

4

5

6

7

8

Близорукость (миопия)

Помимо наследственностиинтенсивных школьных нагрузок на ухудшение зрения влияют и другие факторы: плохое освещение рабочего места и неправильное положение ребёнка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. На зрении могут сказываться и имеющиеся у ребёнка хронические заболевания.

Школьники с началом близорукости нередко жалуются на быстрое утомление глаз при зрительной работе на близком расстоянии и при чтении или письме приближают глаза к тексту, при рассматривании удаленных предметов нередко прищуривают глаза.

Изображение предметов при близорукости складывается не на сетчатку, что дало бы хорошее зрение, а перед сетчаткой и изображение получается расплывчатым.

при чтении за столом книга должна лежать под углом 40° к поверхности стола (на подставке);

- расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см (больше и меньше – нежелательно)

При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов.

зрительная работа может быть представлена на трех уровнях: сен сорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление)

Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. в детском возрасте, назначают две пары очков (для дали - полная коррекция миопии, для работы на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 дптр слабее) или для постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла служит для зрения вдаль, а нижняя - вблизи.

Дальнозоркость

(гиперметропия)

могут появиться астенопические жалобы – головные боли и затуманивание зрения.

При гиперметропии глазное яблоко (его переднезадняя ось) «короткое», в результате чего изображение предметов располагается позади сетчатки. Нередко при гиперметропии наблюдается сходящееся косоглазие.

хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см.

четкие картинки

гимнастика для глаз, правильная поза во время чтения, правильный режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок

Лечение дальнозоркости у детей, а также сопутствующей ей амблиопии, проводится на фоне очковой коррекции. Очки придальнозорко

сти и амблиопии назначаются для постоянного ношения. Также проводятся курсы аппаратного лечения детской дальнозоркости.

Астигматизм

Причины возникновения астигматизма до конца не изучены. В большинстве случаев астигматизм носит врожденный и наследуемый характер, выявляется в детском возрасте. Однако причиной астигматизма могут быть операции или глазные травмы.

ребенок жалуется на то, что «плохо видно»

боль головная и в надбровной области

быстрая утомляемость при зрительной нагрузке

При астигматизме нарушается сферичность роговицы. Изображение предметов при астигматизме нечеткое, местами размытое, прямые линии выглядят изогнутыми.

хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см.

яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц

гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок

Очки - самый распространенный метод коррекции астигматизма, особенно в детском возрасте. Контактные линзы - контактные линзы применяются для коррекции астигматизма, небольшой степени (до 3 диоптрий) лазерная коррекция– для взрослых людей (старше 18 лет) при стабильной форме

Амблиопия

Основная причина амблиопии — разница в размерах глазного яблока. Другая причина амблиопии — высокий уровнь астигматизма или дальнозоркости. Очень часто причиной амблиопии является косоглазие.Чаще возникает в детском возрасте. Одна из причин: обструкционного характера, т.е. отсутствие доступа света к сетчатке (катаракта)

амблиопия — заболевание, которое ребенок получает в результате рождения, он не знает, что может видеть как-то по-другому. Вы от него не услышите жалоб.

один из двух глаз не видит или же исключен из процесса зрения. Глаза привыкли видеть разные картинки

хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см.

яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц

гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок

очковая коррекция. Также заклеивают здоровый выдящий глаз, заставляя глаз, который не видит, работать, увеличивая тем самым зрительную нагрузку на нефункционирующий глаз.

Также глаз, который не видит, очень часто стимулируют с помощью света, фотографий, констрастной стимуляции.

Косоглазие

А) сходящееся

Б) расходящееся

заболевания ЦНС, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата и др.

У взрослых с приобретенным не в детстве косоглазием практически всегда присутствует двоение Для детского косоглазия нехарактерны жалобы на двоение из-за хороших адаптивных способностей мозга

У детей косоглазие чаще всего появляется на втором-третьем году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать.

хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см.

яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц

гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок

Выбор метода лечения косоглазия зависит от многих факторов, в том числе возраста пациента, причины косоглазия, стороны и степени отклонения.

Методы лечения включают в себя: заклейки, ношение очков, занятия на синоптофоре, операцию.

Нистагм

Причина нистагма  нестабильность глазодвигательной системы, которая управляет глазами,нарушения в центральной нервной системе как врожденного характера, так и вследствие родовой травмы. Другой причиной
нистагма является альбинизм

приобретенный вызывает головокружение и всегда сопровождается нечеткостью зрительных восприятий.

хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см.

яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц

гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физических нагрузок

Усилия при лечении нистагма направляются на устранение общей причины, что входит в компетенцию многих специалистов, проводятся мероприятия, повышающие остроту зрения, ослабляющие тонус мышц, а также оперативное вмешательство на мышцах. Однако чаще лечение безуспешно.

Литература:

  • Тупоногов Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект  //Дефектология. 1998. № 5. С. 58-62.
  • Тупоногов Б.К. Использование офтальмоэргономических рекомендаций в ходе предметного преподавания в специальных (коррекционных) образовательных учреждений III и IV вида // Дефектология. 2003. № 2. С. 58-64.
  • Тупоногов Б.К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением зрения // Дефектология.  2001. № 3.
  • Подугольникова Т.А., Рожкова Г.И. Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением // Дефектология. 2000. № 2. С. 56-61.
  • Жохов В.П., Особова Т.З., Чмутова Л.Н. К вопросу о зрительной работоспособности учащихся школ для слабовидящих детей // Дефектология. 1988. № 4. С. 41-44.
  • Максютова Р.Д. Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность // Дефектология. 1998. № 3. С. 44-48.
  • Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с  нарушениями зрения // Дефектология. 2003. № 3. С. 39-47.
  • Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности детей с нарушениями зрения // Дефектология. 2002. № 1. С. 14-19.
  • Дорофеева Т.А. Формирование умений и навыков у детей с нарушением зрения // Дефектология. № 4. С. 47-50.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...

Занятие в 3 классе о здоровом образе жизни «Хорошие привычки – наши друзья»

Цель: активизировать знания детей о повседневных привычках здорового образа жизни; побуждать анализировать и находить в собственной жизни примеры полезных привычек; подвести к пониманию, что при...

"Образ жизни семьи - образ жизни ребенка"

презентация к родительскому собранию...

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...

Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...