Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
классный час (4 класс)

Полищук Ольга Константиновна

Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.

Классный час на тему «Здоровый образ жизни.  Причины нарушения зрения у школьников.

Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.

  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрения у детей младшего возраста. С целью ведения здорового образа жизни обучающимися, я приготовила для учеников 3-4 классов классный час: Здоровый образ жизни.  Причины нарушения зрения у школьников.

   Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся». Классный час разработан по всем требованиям ФГОС. Использованы различные методы и образовательные технологии. Много игровых моментов. Дала возможность школьникам прочувствовать ощущения людей, которые потеряли зрение. В своей разработке учу детей сочувствию к людям с проблемами со зрением.

  Устанавливаем причины потери зрения, связь с ведением нездорового образа жизни. Даются некоторые основы профилактики зрения и ведения здорового образа жизни в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_slepota.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Здоровый образ жизни.  Причины нарушения зрения у школьников.

Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.

  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрения у детей младшего возраста. С целью ведения здорового образа жизни обучающимися, я приготовила для учеников 3-4 классов классный час: Здоровый образ жизни.  Причины нарушения зрения у школьников.

   Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся». Классный час разработан по всем требованиям ФГОС. Использованы различные методы и образовательные технологии. Много игровых моментов. Дала возможность школьникам прочувствовать ощущения людей, которые потеряли зрение. В своей разработке учу детей сочувствию к людям с проблемами со зрением.

  Устанавливаем причины потери зрения, связь с ведением нездорового образа жизни. Даются некоторые основы профилактики зрения и ведения здорового образа жизни в целом.

Цель: формирование у обучающихся желание вести здоровый образ жизни, с целью сохранения всех функций зрения.

Задачи:

- узнать о причинах потери зрения людьми;

- учить профилактике собственного зрения, ведению здорового образа жизни;

- учить сочувствовать людям с проблемами зрения;

- разбираться в полезных продуктах, которые необходимо употреблять в пищу для хорошего зрения;

- познакомить с техникой безопасности для предотвращения ухудшения собственного зрения и здоровья.

Оборудование: репродукция картин К.З. Малевича «Черный квадрат», И.И. Шишкин «Мишки в сосновом бору», повязки на глаза, альбомные листы – 3 штуки, маркеры -  штуки, 3 листа в линию, 3 ручки, заготовки под бутерброды – 3 кусочка хлеба, 3 кусочка сыра, 3 кусочка колбасы, 3 пары одноразовых перчаток, печатные таблички под «Кластер» с надписями: «Причины потери зрения», «несоблюдение техники безопасности на работе и дома», «военные и боевые действия», «врожденная», «вредные привычки», «компьютер и телевизор», «плохое освещение», магниты, две кастрюли, картинки с такими продуктами или сами продукты: рыба, орехи, чипсы, сухарики, торт, морковь, яйца, крупу, апельсин и др., дидактическая карточка с утверждениями для игры «Да, нет».

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, активные методы обучения, игровые технологии, технология проблемного обучения.

Ход занятия.

I. Вступительная часть.

1) Самоопределение к деятельности. Организационная часть.

А) Рассматривание репродукции картин Малевича К.З. «Черный квадрат» и И.И. Шишкина «Мишки в сосновом бору».

- Посмотрите на эти две репродукции картин. Перед вами картина Малевича К.З «Черный квадрат» и И.И. Шишкина «Мишки в сосновом бору». Какое настроение вызывает  у вас первая репродукция? (грусть, печаль).

- А какое настроение вызывает картина И.И. Шишкина «Мишки в сосновом бору? (радость, веселье, хорошее настроение).

2) Постановка проблемы.

Метод «Мозговой штурм»

- Закройте глаза.  (Предварительно выключить в кабинете свет, задернуть шторы, чтобы создать соответствующую обстановку). На какой картине вы оказались? Что вы чувствуете в этот момент. Представьте, что эта темнота наступила навсегда.

3) Постановка целей и задач.

Беседа.

- Какие люди живут в вечной темноте? О ком пойдет речь на нашем занятии? (О людях, потерявших зрение)

- Какие причины потери зрения вам известны?

- Как надо относиться к собственному зрению, чтобы его не потерять?

- Назовите цель нашего урока.  (Понять, какие причины потери зрения человеком и как их устранять).

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний.

А) Рассказ учителя.

- Жизнь в темноте очень грустна. Человек, потерявший зрение не может увидеть весь спектр красок мира, лишен многих возможностей – иметь престижную работу, самостоятельно обслуживать себя в магазине, гулять без сопровождающего на улице.

 Более 2 миллиардов человек на Земле страдает потерей зрения. Из них 65 миллионов человек просто не могут позволить себе вернуть его с помощью медицинского вмешательства, так как не имеют такой материальной возможности.

  Самый главный        фактор потери зрения – ведение нездорового образа жизни.

Б) Игра «В темноте»

 Приготовить повязки на глаза. Завязать детям глаза и предложить выполнить задания:

- нарисовать домик;

- обуться;

- приготовить бутерброд (заготовки сделать заранее, чтобы не использовать колющие и режущие предметы);

- написать под диктовку стихотворение;

- заплести косичку девочке.

(В игре может принимать в каждом задании несколько участников, чтобы как можно больше детей прочувствовали ситуацию)

- Удобно ли было выполнять задание? Представьте, что чувствуют люди, без зрения каждый день.

В) Метод «Кластер»

Составление кластера «Причины потери зрения людьми»

(На доске повесить табличку со словами: «Причины потери зрения».  На магнитах разместить стрелки, под которыми будут крепиться аналогичные таблички с указанием причин потери зрения людьми с надписями: несоблюдение техники безопасности на работе и дома, военные и боевые действия, врожденная, вредные привычки, компьютер и телевизор, плохое освещение).

 Проводится подводящая беседа:

- Рождаются ли дети уже без зрения? Какие могут быть причины потери зрения ребенком до рождения? (Вредные привычки родителей).

(Вывешивается табличка – врожденная, аналогично по остальным пунктам беседы).

- Если дома обращаться с взрывоопасными предметами, поджигать баллончики от дезодорантов и другие? (Несоблюдение техники безопасности).

- Много проводить времени за компьютером и телевизором?

- Употреблять вредные продукты в пищу, пить алкоголь, курить?

- Если оказаться в зоне военного конфликта и боевых действий?

Г) Рассказ учителя о важности правильного питания для поддержания здорового зрения.

 - Огромное количество детей в наше время носят очки. Одним из определяющих факторов потери зрения является неправильное питание.

Чипсы, сухарики и другие подобные продукты не приносят вашему здоровью хороших последствий. Для того, чтобы было хорошее зрение, необходимо употребление витамина Е. Он содержится в таких продуктах: капусте, мясе, орехах, крупах, моркови, цитрусовых, яйцах, смородине, рыбе.

2) Применение знаний и умений, выполнение заданий в процессе игровой деятельности.

А) Игра «Две кастрюли»

 Приготовить две кастрюли. На столе разложить картинки с такими продуктами (вредными и полезными): рыба, орехи, чипсы, сухарики, торт, морковь, яйца, крупу, апельсин и др.) предложить распределить продукты по кастрюлям на полезные и вредные продукты питания.

Б) Физкультминутка. «Зарядка для глаз».

- Чтобы не было проблем со зрением, необходимо выполнять зарядку. Сейчас я вас научу, как ее делать.

Упражнение 1.

- Положите ладони на глаза. Согрейте их своими руками.

Упражнение 2.

- Смотрим поочередно вверх-вниз – 10 раз, влево-вправо – 10 раз.

Упражнение 3.

Делаем круговые вращения зрачками – сначала в одну сторону, затем в другую – 10 повторений.

Упражнение 4.

Поставьте перед собой указательный палец. Один глаз прикройте рукой. Посмотрите на палец, а затем вдаль, выберите определенную точку. Повторение 10 раз.

Упражнение 5.

Моргните часто-часто много раз.

В) Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1:

  Маша очень много времени проводила за компьютером и телефоном. Однажды она поняла, что стала плохо видеть. Мама отвела ее к врачу. Врач выписал Маше очки.

- Какие советы вы дадите Маше?

Ситуация 2.

Павлику купили очки. Когда он пришел в школу, одноклассники стали смеяться над ним и обзывать очкариком.

- как чувствовал Паша себя в этот момент? Можно ли смеяться над людьми, которые носят очки? Можем ли мы оказаться на их месте?

Ситуация 3.

Бабушка Кати к старости стала совсем слепой. Родителям Кати некогда было уделять ей внимание и они отдали ее в дом престарелых.

- Хорошо ли поступили родители Кати? Как должны были поступить? Поступит ли Катя с ними также, когда они станут такими, как ее бабушка? Почему вы так думаете?

III. Заключительная часть.

1) Подведение итогов.

А) Игра «Да, нет»

На столе приготовить дидактические карточки с перечнем утверждений. Дети читают их цепочкой и утверждают на них ответы в виде слов «Да» или «Нет».

- Хорошо ли играть с огнем, поджигать взрывоопасные предметы?

- Правильно ли много времени проводить за компьютером и телевизором?

- Вредные привычки это полезно для зрения?

- Надо ли кушать рыбу, мясо, орехи, овощи, цитрусовые?

- Следует ли заниматься спортом и много времени проводить на свежем воздухе?

- Уроки надо делать в темной комнате.

Б) Беседа.

- Какие же правила здорового образа жизни необходимы для профилактики зрения?

- Какие правила техники безопасности следует соблюдать?

- Допустимо ли смеяться над людьми с проблемами зрения?

2) Рефлексия.

- Моргните 5 раз, если наш классный час научил вас полезным для вашего здоровья вещам.

- Подмигните, если вы были на нем активными участниками.

- Улыбнитесь и закройте глаза, если будете соблюдать все правила здорового образа жизни, о которых я вам рассказала.

 Интернет ресурсы:

  1. Данные ВОЗ о количестве людей с потерянным зрением в мире. https://life.ru/p/1247096 
  2. Правильное питание для профилактики качества зрения. https://yandex.ru/turbo/s/edaplus.info/food-for/improve-eyesight.html 
  3. Упражнения для глаз. https://lifehacker.ru/uprazhneniya-dlya-glaz/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Здоровый образ жизни"

                                             Устный журнал на тему...

Классный час на тему «Здоровый образ жизни»

Данный классный час формирует у учащихся навыки здорового образа жизни, учит заботиться о своём здоровье, правильно питаться....

Классный час на тему «Здоровый образ жизни» (с использованием технологии «Развитие критического мышления»)

Классный час на тему «Здоровый образ жизни»(с использованием технологии «Развитие критического мышления»)Разработку можно использовать на уроках окружающего мира....

Классный час на тему «Здоровый образ жизни»

Классный час на тему «Здоровый образ жизни»...

Классный час по теме «Здоровый образ жизни. Здоровье – наше богатство»

Классный час  по теме «Здоровый образ жизни. Здоровье – наше богатство»Цель: закрепление знаний и умений обучающихся по соблюдению личной гигиены, познакомить обучающихся с принципами здоров...

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...

Календарно - тематическое планирование классных часов по теме: «Здоровый образ жизни» для обучающихся 1 класса

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начинается в раннем детстве. Занятия по ЗОЖ нацелены на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и ...