ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
статья

Саватеева Анна Владимировна

«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием

культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий

способ преобразования природных задатков и возможностей».

Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_kak_sposob_vhozhdeniya_cheloveka_v.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В

МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование

чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание,

совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает

предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности

(историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения

познавательного характера представляют собой совокупность материального

и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных

положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было

сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и

воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием

культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий

способ преобразования природных задатков и возможностей».

Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»

Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых

культурных ценностей, в рамках образовательной системы является

созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.

Процесс общения педагога с представителями разных наций и

народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как

опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В

современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога

культур (русской, европейской, американской, западной и восточной).

Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая

художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».

Как известно, язык является способом познания окружающего мира и

средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя

и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к

поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно

уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к

языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия

образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения

ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и

обогащению исторических, научных и культурных ценностей.

Таким образом, соотношение образования и культуры можно

рассматривать в разных аспектах:

- в рамках культурологической парадигмы педагогической

системы;

- в через формирование поликультурного образования;

- в условиях культурно-исторического типа образовательной

системы (вуза, школы);

- как систему культурно-образовательных центров в рамках одной

или разных стран;

- через анализ учебных дисциплин культурологической

направленности;

- путей и способов развития культуры субъектов образования

(педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

- описания и прогнозирования образа культурного и образованного

человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие

специфики культурно-образовательной среды растущего человека;

 - обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных

традиций народа, этноса, нации.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний

и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется

из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То

есть образование является социокультурным феноменом и выполняет

социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором

развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего

общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся

потенциал современного образования.

 1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов

вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования

человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается

и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и

народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из

жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере

образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты.

Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в

мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной

стратегии образования человека (независимо от места и страны его

проживания, типа и уровня получения образования)

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями

знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения

ответственного отношения к культуре родного языка и языков

международного общения. Этому способствуют диалогические формы

обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего

мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного,

эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации.

Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор

правил общения и способов поведения человека в социальной группе.

Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в

дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого

человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции

культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также

устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна

зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования,

культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в

культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в

процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания,

профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако

именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные

нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации,

общества и человека. Поэтому при определении целей и задач

образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь

содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона,

страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с

культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности

поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека

и преемственности поколений людей. В разных социально-политических

условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим

фактором между новыми социальными представлениями и идеалами

предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции.

Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и

передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в

сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии,

новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной

из главных задач образования является подготовка молодого поколения к

самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива

будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности

человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности,

досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений,

социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно

образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует

адаптации человека к новым жизненным условиям.

В критические моменты истории необходимо обеспечить

преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя

самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение

вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе

мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция

выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания

нового поколения.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в

пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает

существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения,

устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между

традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека

воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и

перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся

в нем стереотипы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как

подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны,

закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в

перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной,

трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурнодосуговой, семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурноисторического этапа развития общества и государства характерна своя

система образования, а для народа, нации — система воспитания. Однако в

международных педагогических системах существуют общие черты. Именно

они закладывают основы для процесса интеграции в мировое

образовательное пространство.

Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных

цивилизациях, известны и сегодня?

Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически

сложилась в европейской цивилизации.

В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве

методологии образования и воспитания человека.

В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание

миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека

часто использовали общественное мнение. Поэтому теория воспитания

человека в коллективе и через коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь

подводила некоторый итог существующей традиции.

3. Образование является механизмом формирования общественной и

духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие

образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи.

Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью

образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования

заключается в возможности развития познавательных и духовных

потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и

уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовнонравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных

образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные

нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате

осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в

социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а

также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно

смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во

времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в

пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и

национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер

педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или

села посредством образования. В региональных образовательных системах

учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп

населения. Так, например, разработка образовательного стандарта

определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент

включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ

Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который

передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития

общества.

Образовательные системы — это социальные институты,

осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к

самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки

целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо

уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны.

Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования

ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно

развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста,

воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы

приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного

человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период

высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то

сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также

гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты,

развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного,

среднего специального, высшего и дополнительного образования

приобретает государственный статус системы образования в стране. В

данном контексте образовательные учреждения включены в социальную

практику. Их социальная функция состоит в предоставлении

образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной

функции требует прогнозирования и планирования развития

образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе

формирования государственной образовательной политики страны.

Государственную норму того или иного типа образования определяет

государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений

такой политики является разработка государственных образовательных

стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную

учебную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух

частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов

дисциплин, вторая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской

Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным

компонентом. На уровне конкретного учебного заведения первая часть —

обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть

— предметы по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований

к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и

преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его

«врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую

он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования,

воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот

процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и

индивидуальности. Этот факт доказывается исследованиями и

образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают

условия и выбирают такие средства и технологии, которые обеспечивают

личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и

проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и определенная

образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

Резюме

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового

сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного

прогресса и развития цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных

аспектах:

• на уровне социума, в историческом контексте;

• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития

человека;

• на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в

конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их

отношений.

Образование выполняет социокультурные функции:

• является способом социализации личности и преемственности поколений;

• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и

техники;

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта

и индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения

ценностных ориентаций и моральных принципов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»

Педагогическое  исследование  направлено  на   формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание...

"Наука и культура" Месячник в школе.

Воспитательная работа в школе также важна, как и учебный процесс. В течение учебного года приходится проводить и участвовать во многих школьных и городских мероприятиях, в том числе различных "месячни...

31 способ вхождения в урок

Нестандартное начало урока в начальной школе...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Человек и природа в народной культуре"

На занятиях дети знакомятся с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества....

Презентация: "Подвижные игры, как один из способов повышения двигательной активности на уроках физической культуры в начальных классах".

Построение. Приветствие.Выполнение команд:»Становись!» «Равняйсь», «Смирно», «Направо»Ходьба на носкахХодьба на пяткахбег с высоким подниманием бед...

«Человек, перевернувший мир науки». "РОБОБАТТЛ"

Презентация. "Окружные робототехнические соревнования «РОБОБАТТЛ»  (Творческая категория)Опыт участия в конкурсе....