Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в условиях группы продлённого дня
статья (3 класс)

Одной из главных целей образования мы видим в развитии личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено так, чтоб доставлять ребенку радость познания, чтобы создать ситуации успеха! Устойчивое стремление к достижению успеха, сформированное педагогом дополнительного образования в процессе творческой деятельности коллектива, стимулирует развитие личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в условиях группы продлённого дня  

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться

                                                                                В.А. Сухомлинский.

Что же такое успех?

Успех - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех - это горючее, своего рода пусковой механизм  саморазвития школьника.

Ситуация — это то, что способен организовать учитель.

Ожидание успеха - стремление ребёнка заслужить одобрение, утвердить своё «Я».

В педагогическом процессе наибольшее внимание мы уделяем не столько понятию успеха, сколько понятию «создание ситуации успеха». Только при целенаправленном и  организованном сочетании условий создается возможность удовлетворить потребность ребенка в достижении значительных результатов деятельности. Ситуация успеха должна подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха улучшает психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха.

Принято говорить о нескольких основных типах ситуаций успехов:

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности воспитанника  превзошли его же ожидания.

Общая радость состоит в том, что бы каждый ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик всего коллектива на успех каждого воспитанника.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя какое-либо задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, ребенок может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Ситуация успеха создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.

Таким образом, одна из основных задач учителя и воспитателя сводится к созданию ситуаций успеха, то есть к созданию условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, развитие личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе.

В группе продлённого дня этому способствуют:

• организация занятий по самоподготовке младших школьников;

• организация досуговой деятельности;

В работе воспитателя ГПД существует множество способов моделирования ситуаций успеха.

• Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

• Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя. Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

• Портфолио

Один из методов который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов:

«Мои достижения», «Мои награды», «Мое творчество», «Отзывы». Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.

Успех ребенка связан со способностями и талантами ребенка, Но способности не являются гарантией успеха. Истории успешных людей чаще подтверждают другое: достигает цель тот, кто упорно к ней движется. Воспитанник успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности, достижений.

В заключении хочется отметить. Ситуация успеха - длительный и кропотливый процесс. Но игра стоит свеч. Ведь успех в учёбе - завтрашний успех в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.

Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....

Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие  процесса обучения школьника" с презентацией...