УМК «Профессиональный компас» в реализации через технологию проектов
статья (3 класс)

Менщикова Татьяна Григорьевна

В данной статье содержится краткое подведение итогов работы с одим классом по теме УМК "Профессиональный компас" в реализации через технологию проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоги в одном классе35.71 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Профессиональный компас» в реализации через технологию проектов

Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии.                                 Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Учение для него – значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

Актуальность проблемы формирования представлений  младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. 

Одним из инструментов решения данной проблемы в нашей школе является УМК «Профессиональный компас», целью которого является создание непрерывной системы профессиональной ориентации детей в рамках социального проекта «Славим человека труда».

С 2017 года мы являемся участниками сетевого инновационного проекта: «Организация ранней профориентации младших школьников средствами УМК «Профессиональный компас», который ведется в системе классных часов на постоянной основе.

Хочется обратить внимание на то, что с внедрением данного УМК улучшилось проявляемое детьми желание работать в группах, парах, коллективно и на стремление их участвовать в общественной деятельности при проведении праздников и других мероприятий. Благодаря полученной информации дети легко и активно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного вида.

Моя тема по самообразованию, над которой я работаю третий год, является: «Развитие проектных компетенций как средство повышения качества образовательного процесса младших школьников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

УМК «Профессиональный компас» дает большие возможности активно использовать технологию проектов, она влияет на развитие ребенка и воспитывает такие качества, как:

  • умение организовать свое личное время;
  • умение добывать информацию;
  • уметь эту информацию применять в жизни;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение задавать вопросы и отвечать на них.

И что самое важное, работа над проектом, в силу возрастных особенностей младших школьников, вовлекает в данный вид деятельности взрослых.

С родителями идет тесный контакт, понимаю, что не все имеют возможность и многие ограничены временными рамками, но, тем не менее, многие с удовольствием принимают участие.

Чтобы у родителей появилось понимание важности в данной технологии по профориентационной направленности, была проведена консультация: «УМК «Профессиональный компас» в рамках технологии проектов». Практически на каждом занятии по профориентации данная технология актуальна.

Предмет/занятие

2019-2020 уч.год/кол-во проектов

2020-2021 уч.год/кол-во проектов

«Профессиональный компас»

3

5

Окружающий мир

4

7

Литературное чтение

4

7

Русский язык

3

5

    В сравнении за два последних года видна динамика роста знания детей в сфере современных профессий и увеличение числа проектных работ не только по профориентации, но и по другим направлениям.

Работая над этими проектами, ребята делают небольшие открытия, удивляясь, что они находятся с ними в тесном контакте ежедневно. Дети получают информацию, которая помогает им быть думающими и не бояться  активно принимать участие в викторинах, конкурсах и олимпиадах. Что самое важное для меня,  как педагога, ребята  приобретают опыт уважительного  отношения к своему и чужому труду, умеют соблюдать порядок на своем рабочем месте, гордятся профессиями своих родителей, знают и могут рассказать о них другим. Понимают, что любая работа приносит пользу стране и обществу, в которой мы живем.

Хочется остановиться и рассказать о наиболее интересных проектах, которые были реализованы:

1.Проект «Жить и работать по - мальцевски. Династия хлеборобов» .

Это был краткосрочный проект, где группа ребят, у которых отец или дед работали в поле на тракторах или комбайнах. Дети провели беседы с родственниками, узнали, кто из них работал в предыдущие годы в полях  и выращивал хлеб. Так же был организован выезд в полевые бригады. Продуктом данного проекта был испеченный хлеб из той муки, которая была добыта в тяжелых условиях труда своего родителя.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/11/22/proekt

2. Размышление ученика 1 класса на тему: "Жить - Родине служить"

Мини-проект, где ребенок рассуждает , как нелегко служить своей Родине, какая это важная миссия и чем мы, не имеющие отношения к  армии, можем послужить Родине.  Ребята делали небольшие доклады о своих отцах и их местах службы. Продуктом данного проекта являлась встреча с воинами-интернационалистами и представителями казачества.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/01/26/rabota-uchenika-1-klassa-zhit-rodine-sluzhit ;

3.Исследовательская работа ученика 2 класса "Кем стать?"

Данная работа была краткосрочной, где ребенок, на протяжении 5 занятий продумывал, опрашивал, делал выводы и решил какая   же профессия подходит в его дальнейшей жизни. Кем бы ни мечтал стать ребенок в будущем, главная его задача - хорошо учиться.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/12/10/issledovatelskaya-rabota-uchenika-2-klassa-kem-stat .

Отмечу и то, что экскурсия, остается одной из наиболее результативных форм работы с детьми по ознакомлению с профессиями.  В 2019-2020 учебном году были посещены музей УМВД по Курганской области и дендрарий в пос. Старый Просвет, где детям были представлены экспонаты, относящиеся к той или иной профессии и какую роль она имеет в жизни целой страны.

Работая над данным УМК, систематически пополняю свои знания на различных вебинарах,  проводимых ГАУ ИРОСТ и другие платформы, касающиеся данной проблемы. Пополняю свое педагогическое портфолио разработками и технологическими картами занятий.

Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда, когда он видит его результат.

Сухомлинский В.А. говорил: «Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива».

Вся, проводимая работа в рамках УМК «Профессиональный компас» благотворно сказывается на отношении детей к труду и людям труда, к уважительному отношению к любой профессии и работе. 

Профессиональное самоопределение личности - сложный длительный процесс, охватывающий значительный период человеческой жизни и результат проводимой работы невозможно оценить на этапе младшего школьного возраста, так как она является пропедевтической на данном этапе. Но хочется надеяться, что ребята подойдут со всей ответственностью и осознанностью в выборе своей профессии в будущем и займут достойное место в обществе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС второго поколения через технологии деятельностного типа на уроках в образовательной области «Искусство»

В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.  Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный...

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления

Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)...

Формирование УУД через реализацию здоровьесберегающие технологии в начальном звене

Формирование УУД через реализацию здоровьесберегающие технологии....

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики через реализацию здоровьесберегающих технологий

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.Достижение названной цели в сегодняшней школе...

Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.

На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления  каждого ребенка и готовность к его жизненно...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В период реализации  ФГОС  второго поколения   актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового с...

Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества».

Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества»....