Разработка внеклассного мероприятия На тему: "Мои права"
методическая разработка (4 класс)

Данный материал направлен на усвоение учащимися своих прав, обязанностей. Соблюдение  и грамотное использование сових прав и обязанностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_rebenka.doc62.5 КБ
Файл prava_detei.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн - ринг

                                                                                                 

Цель: познакомить ребят с «Декларацией прав человека», привлечь к чтению,  

            заинтересовать такой важной темой, как права человека, через известные  

            литературные произведения.

Задачи: заинтересовать ребят, привлечь по возможности новых читателей, дать  

                  им новые знания.

Оборудование: два колокольчика, карточки с изображением простого ума, и  

                                 золотого ума, книга «Права человека» с иллюстрациями,  

                                 книжная выставка с книгами содержащими ответы на вопросы                        

                                 Брейн-ринга.

Ход мероприятия:

1. Приветствие гостей.

2. Вступительное слово о возникновении прав человека.

3. Представление команд, капитанов, секретаря, гостей.

4. Условия игры:

    а) команда выбирает игрока, который будет подавать сигнал готовности (колокольчиком);

    б)  НЕЛЬЗЯ ЗВОНИТЬ, пока не дочитан вопрос! (Это фальстарт, и право ответа передается другой команде);

    в) на обсуждение вопроса дается 1 мин.; можно давать " 1   досрочный ответ. За правильный досрочный ответ -

2 золотых ума;

    г)  если команда дала неправильный ответ, право ответа передаётся другой команде. (Цена ответа -1 золотой ум);

   д) если ни одна команда не знает ответа, даётся подсказка (время на обсуждение нет). Цена ответа - 1 простой ум;

   е) капитан назначает (после совместного обсуждения), кто будет давать ответ или сам даёт ответ.

Вопросы Брейн-ринга

🕮 1.  В какой сказке во время встречи в лесу на темной дорожке и после непродолжительного диалога героиня могла бы заявить герою:

Ст. 3 «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».

Ответ: Ш. Перро «Красная шапочка».

🕮 2. Маленький герой встал на защиту своих товарищей и сам стал жертвой коварного злодея. Мужественно терпел он унижения, пытки, бросая в лицо мученику:

- Вы нарушаете ст. 4 «Прав человека». «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах». Мы - не рабы! Свободу! что этот герой, из какой сказки?

Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).

🕮 3. В какой сказке для героя ловля рыбки чуть не закончилась плачевно. Он попал в плен в скверную семейку людоедов, но благодаря находчивости и хитрости сумел их обвести вокруг пальца и убежать со словами: «Помни ст. 5 «Прав человека»: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»!

Подсказка: стр. в книге «Права человека» с иллюстрацией.

Ответ: народная сказка «Ивашко и ведьма».

🕮 4. Терпела-терпела эта группа молодцев прихоти девицы-красавицы да и выдала ст. 7, так и не угодив Её Величеству: «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации». Кто эта девица, из какой сказки?

Подсказка: глаза у этой девицы были всегда на мокром месте.

Ответ: «Царевна Несмеяна».  

🕮 5. Герой этой сказки после освобождения из заточения мог воскликнуть на целый мир: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9). Назовите имя этого героя, в каком произведении он живёт?

Подсказка: предметом заточения служил бытовой осветительный прибор или предмет посуды.

Ответ: Старик Хоттабыч (Лагин «Старик Хоттабыч») или Джин из сказки «Алладин и волшебная лампа».

🕮 6. Герои развлекались от души. После их игр комната представляла собой свалку. Этого не могла, конечно же, вытерпеть главная управляющая всем имуществом. Она стала угрожать инициатору этого погрома своим орудием труда. В ответ она могла бы услышать следующее: Ст. 10 «Прав человека» гласит: «Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения». Кто эти герои?

Подсказка: В конце перепалки «управительница» пришла к соглашению с инициатором игр, и герои даже отметили примирение танцем в полёте.

Ответ: Малыш и Карлсон.

🕮 7.  В этой сказке положительный герой, совершая добрые дела неоднократно, в конце своего долгого путешествия всё-таки преступил закон, нарушил ст. 11, которая гласит: «1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту».

Подсказка: орудие казни - бытовое орудие труда (иголка).

Ответ: «Царевна- лягушка».

🕮 8.  «... Несчастная! Когда злодей,

Рукою мощною своей

Тебя сорвав с постели брачной,

Взвился, как вихорь, к облакам...

...И вдруг умчался к своим горам...

...Ты в страшном замке колдуна

В одно мгновенье очутилась

И бросила в лицо злодея:

 - Ты ответишь пред законом!

«Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию». (Ст.12) Кто он, этот герой, нарушивший ст. 12 «Прав человека», из какого произведения, кто эта несчастная?

Подсказка: сила злодея была в бороде.

Ответ: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», Черномор.

🕮 9. Ст. 14 (ч.1 и 2) гласит:1. Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований.

 2. Это право не может быть использовано в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН.

Внимание! Вопрос: В какой сказке героиня пыталась скрыться от преследований, но была разоблачена путём предъявления вещественных доказательств и возвращена на место побега.

Подсказка: вещественным доказательством являлся предмет обуви (хрустальный башмачок).

Ответ: Ш.Перро «Золушка».

🕮 10. Эту ст. 15 мог придумать герой сказки, поневоле лишённый свободы в младенческом возрасте, выросший до совершеннолетия буквально за один день в тереме заточения:

«1. Каждый человек имеет право на гражданство.

3.  Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его».

Вопрос: Назовите героя, сказку.

Подсказка: «... Объявили царску волю

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в океан -

Так велел-де царь Салтан.

Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

🕮 11. В этой сказке, конечно же, не обошлось без волшебства, вот уж правду говорят «любовь зла ( полюбишь и козла». Родители всячески препятствовали этому браку, прибегнули даже к крайней мере (заточили возлюбленных в узкое цилиндрическое пространство). Но всё обошлось, опять помогла волшебная сила. Так вот, эта чета и написала ст.16:

«1. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии.

2. Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон.

3. Государство должно охранять семью»

и предъявила её родителям невесты. Вопрос: Как зовут эту чету, и из какой она сказки?

Подсказка: волшебница в этой сказке была рыба-хищница.

Ответ: Емеля, Марья-царевна («По щучьему велению»).

🕮 12. Ст.17 «1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.

2. Никого нельзя произвольно лишать его имущества».

Эту статью придумал герой сказки, которого преступная группировка пыталась лишить этого самого имущества обманным путём. Назовите героя и название сказки.

Подсказка: место вымогательства - название популярной телепередачи.

Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).

 

🕮 13. Славный герой! Он так любил свою избранницу сердца! Во имя ее он совершал свои подвиги. Но среди населения он был посмешищем. Его перу может принадлежать следующая ст. 18:

«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей».

Кто этот герой?

Подсказка: У него был верный друг-оруженосец (или слово «мельница»).

Ответ: Дон Кихот (Сервантес).

🕮 14. Автор ст. 19: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распространять информацию и идею любыми средствами и независимо от государственных границ» был горазд на выдумки, большой фантазёр! Им был придуман очень интересный способ передвижения ( правда, очень опасный при посадке, приземлении). Назовите героя сказки.

Подсказка: способ передвижения -ядро.

Ответ: Мюнхаузен ( Распэ «Приключения Мюнхаузена»).

🕮 15. Группировка эта немногочисленна. Лидер - прекрасная леди. Участники являются инициаторами ст.20:

«1.Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний.

2. Никого нельзя принуждать к вступлению в какую-нибудь группу или организацию».

Назовите сказку и её героев.

Подсказка: численность участников группировки равна количеству дней педели.

Ответ: «Белоснежка и семь гномов».

🕮 16. Героиня этой сказки заявила: «Каждый человек имеет право на социальное обеспечение, и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях», но ее жажда этого обеспечения была настолько беспредельна, что пришлось, в конце концов, пенять на себя и остаться ни с чем.

Подсказка: А народ-то над ним

насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

 Впредь тебе, невежа, наука:

 Не садись не в свои сани!»

Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке».

🕮 17.  Ст.23 (3,4):

«3. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи.

4. Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профсоюзы и быть их членом».

Члены этого кооператива огородников-любителей за свой труд действительно получили огромное вознаграждение. Вопрос: В какой сказке это произошло?

Ответ: «Репка».

🕮 18. Герой этой сказки использовал право на образование ст. 26 (1, 2, 3):

«1. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное - общедоступным.

2. Образование должно содействовать полному развитию личности.

3.  Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей».

Он отправился в школу, но до оной не дошёл. Нашлись занятия по-интереснее. Кто он и из какой сказки?

Подсказка: азбука за 5 монет.

Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).

🕮 19. Ст.27: «1. Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек, являющийся автором научных, литературных и художественных трудов, имеет право

достойное вознаграждение».

Этот герой получил в дар произведение искусства и научного прогресса, использовал его в своих целях до поры до времени, пока, как говорится, бес в ребро не саданул. Но смерть принял он от принятого в дар произведения искусства и научного прогресса.

Подсказка: в роли беса - Шамаханская царица

Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

 

🕮 20. Ст.29: «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом.

2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.

3. Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям

принципам ООН».

Герои какого произведения воспользовались этой статьёй, дабы избежать неприятностей от неожиданного гостя, вторгшегося в их владения.

Подсказка: «Великан и букашки»

 Ответ: Свифт Д. «Путешествия Гуливера в стране лилипутов».



Предварительный просмотр:

Права детей

Игра-путешествие

Цели: в игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ.

Оборудование:

  • текст Конвенции о правах ребенка;
  • декорации и костюмы для инсценировок;
  • рисунки с изображением сказочных героев;
  • маршрутные листы;
  • выставка литературы.

Участники: ученики 4 класса.

Длительность игры: 40 мин.

Подготовка к игре: класс делится на команды по 5-6 человек; команды придумывают название и девиз, которые должны соответствовать теме игры; каждая команда получает маршрутный лист (см. приложение), в соответствии с которым путешествует по сказочным станциям.

Ход игры

В начале игры команды строятся на линейку. Ведущий раздает маршрутные листы и объясняет условия игры-путешествия от одной сказочной стации к другой. Подчеркивается, что время нахождения на каждой станции не должно превышать 15 минут, и все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.

Станция 1. «Право на жизнь»

Библиотекарь. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека — право на жизнь». Маленький человек — ребенок — тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство — Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый — пусть живет. А если родился слабым, больным — бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Ответы учащихся.)

Библиотекарь. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.

Инсценировка по «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. (Царица  вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается,  и бьет по зеркальцу рукой.)

Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

(Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)

Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. (Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)

Царевна. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно  потупив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам! (Девушка поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)

Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась  н взмолилась...

Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица,  я пожалую тебя.

Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала... Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Библиотекарь. Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?

Несмотря  на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом 7 богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.  Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав  ребенка  и          законах нашей страны, и все обязаны соблюдать это право.

Давайте с вами  попытаемся в рисунках передать  содержание Конвенции.

Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? (Библиотекарь оценивает ответы детей, заполняет маршрутный лист.)

Станция 2. «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации»

Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты».

1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб,  много детей, которых мы похитим.

2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.

1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы, и шоколад есть, красота!

2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?

1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.

Библиотекарь. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые – могут и силой вас похитить, а могут и уговорить, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.

Что вам нужно делать, как вы думаете?

Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас попытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

(Разбойники подходят к детям, предлагают  угощения и ласково зовут с собой.)

Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!

Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!

Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!

Дети. Нет, все равно не пойдем!

Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!

Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!

Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем. (Собираются уходить.)

Библиотекарь. Стойте, разбойники! Не избежать нам наказания за ваше злодейство!

Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!

Библиотекарь. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.

Итак, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.

Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?

Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.

(библиотекарь заполняет маршрутный лист.)

Станция 3. «Право на защиту от разлучения с родителями»

Библиотекарь. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными.

Дети. «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева».

Библиотекарь. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?

Кто поможет вам, если случится беда? (Ответы детей.)

Библиотекарь. Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей.

Скажите, кого мы называем ребенком?

Завершение игры

Пройдя все станции, команды сдают свои путевые листы жюри, которое состоит из актеров, играющих в сценках. После подсчета баллов ведущий объявляет победившую команду. Кроме того, члены жюри на станциях определяют учащихся, достигших высоких результатов в изучении Конвенции о правах ребенка. В заключение игры проводится награждение победителей ценными подарками.

Приложение

Маршрутный лист

команды         

название команды

Название станции

Кол-во баллов

Наиболее отличившиеся ребята

1. Право на жизнь

2. Право на защиту от всех форм насилия

3. Право на защиту от разлучения с родителями

4. Всего баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "День рождения Земли"

Целью данного мероприятия является воспитание любви, бережного отношения к природе, формировании экологического мышления....

Разработка внеклассного мероприятия на тему: "Право быть ребёнком"

·        Мероприятие  знакомит  учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка. Дает помочь детям осознать, что нет прав без обя...

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Волшебные слова"

Внеклассное мероприятие на тему:"Волшебные слова. "Ребят ждёт увлекательное путешествие по Волшебном угороду сосказочными остановками,где они познакомятся с вежливыми словами через игры,зага...

Разработка внеклассного мероприятия для начальной школы "Правила дорожного движения"

Разработка внеклассног мероприятия для начальной школы "Правила дорожного движения"....

Внеклассное мероприятие на тему: "Знай правила движения, как таблицу умножения!"

Разработка внеклассного мероприятия на тему:  "Знай правила движения, как таблицу умножения!" предназначена для любого класса начальной школы. Это мероприятие можно проводить как в клас...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Я знаю правила дорожного движения!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Я знаю правила дорожного движения!»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Правила дорожные знать каждому положено».

Данная методиическая разработка нацелена на знакомство учащихся с правилами дорожного движения, формирование навыков правильного поведения ребят на улице, заботиться о сохранении своего здоровья....