Тезисы на тему: "Веб-квест по русскому языку, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса"
методическая разработка (2 класс)

В данной работе представлены тезисы на тему: "Веб-квест по русскому языку, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса". В содержании тезисов можно увидеть: введение, возможности использования веб-квестов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, структуру веб-квеста, разработанный веб-квест «Путешествие в страну Морфология», обоснование способов оценки качества разработанного веб-квеста, заключение и список использованных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Веб-квест по русскому языку, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса

Фефилатьева Е.В., студентка

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов.

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах, 4 курс

Касьянова А.В., преподаватель

Неотъемлемой частью ядра нового федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС НОО) является формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих развитие личности в системе образования. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий, в структуру которых входят и коммуникативные УУД. Из ФГОС НОО следует, что коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [5].

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личностных качеств. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективных отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива.

Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А.Ф. Ануфриева, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова и других. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж.  Овчинниковой, Г.А. Цукерман и др. Однако в практике школы, как показывают исследования, от 15% до 60% учащихся начальных классов сталкиваются с трудностями в процессе обучения русского языка, зачастую это трудности коммуникативного характера [3].

Для решения данной проблемы необходимо использовать в образовательном процессе личностно-ориентированные технологии, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В частности, в образовательном процессе актуально использовать квест - технологию (веб-квест).

Цель: теоретически и практически обосновать возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках русского языка посредством комплекта веб-квестов.

Задачи:

  1. охарактеризовать возможности использования веб-квестов;
  2. описать общую структуру и содержание веб-квеста;
  3. обосновать способы оценки показателей результативности ее реализации.

Методология: в процессе исследования проблемы недостаточного развития коммуникативных УУД у учащихся 2 класса на уроках русского языка использовались теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим относятся анализ, синтез, индукция. К эмпирическим относятся изучение литературы, документов и результатов деятельности.

Основные понятия: веб-квест, коммуникативные УУД, обучающиеся, младшие школьники.

Практические наработки: веб-квест по русскому языку «Путешествие в страну Морфология».

Веб-квест (от английского web – «паутина, сеть») в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест является одним из средств использования информационно- коммуникационных технологий в целях создания урока, ориентированного в первую очередь на учеников, вовлеченных в учебный процесс.

Цель использования веб-квеста в образовательном процессе сводится к повышению мотивации обучения, устранению психолого-педагогических барьеров; повышению личностной самооценки; развитию личностных качеств; формированию навыков работы в команде; формированию навыков публичных выступлений, а также формированию коммуникативных УУД младших школьников [1].

Веб-квест можно использовать при организации дистанционного обучения, а также в качестве инновационной формы организации домашней работы, которая является естественным и последовательным продолжением урока и имеет весомое значение для образования навыков умственного труда, чувства ответственности за возложенное дело. Домашняя работа содействует образованию свободы, учит преодолевать препятствия, влияет на формирование умственной деятельности. Домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Только дома ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Таким образом, организация домашней работы учащихся в форме веб-квеста имеет не только образовательное, но и воспитательное значение [4, с 414-417].

Рассматриваемая технология позволяет также оценивать уровень сформированности личностных, познавательных и регулятивных УУД, которые выявляются во время оценки индивидуального выполнения задания веб-квеста, групповой работы школьников, коллективного обсуждения проблемных вопросов и результатов работы.

Формирование УУД младших школьников посредством веб-квестов возможно лишь в том случае, если он имеет следующую структуру:

  1. ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
  2. центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося;
  3. список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания;
  4. описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы);
  5. руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу;
  6. заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над Веб-квестом.

При разработке веб-квест «Путешествие в страну Морфология», направленного на формирование коммуникативных УУД младших школьников, были реализованы следующие этапы:

1 этап  «Знакомство»  знакомство с темой игры «Путешествие в страну Морфология», с героями и заданиями.

2 этап  «Ролевой»  обучающиеся выполняют задания: осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы, происходит анализ и критическое осмысление предлагаемой информации, классифицируются объекты и формулируются выводы.

3 этап − «Заключительный» − происходит осмысление произведенного исследования.

Задания, представленные в веб-квесте, объединены общим разделом – морфология (задания разработаны по следующим темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»); составлены на платформе Learning Apps (LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов и игр, совершенно несложный в освоении) и на платформе Learnis (это электронный набор инструментов для эффективного обучения на основе игровых методов: квесты, викторины и т.д.); объединены общей сюжетной линией (обучающимся предлагается помочь героям из мультсериала «Брабоскины»); имеют дифференцированный характер (для каждого из героев мультсериала определен свой уровень сложности заданий).

Выполняя итоговое задание (предлагается придумать лингвистическую сказку), обучающимся необходимо организовать командную работу. Данные задания направлены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, управлять поведением партнера, то есть развивают коммуникативные УУД младших школьников [2].

Оценка качества веб-квеста, направленного на формирование коммуникативных УУД у младших школьников, возможна на основе применения специально подобранных методов психолого-педагогической диагностики и диагностических методик.

Для определения уровня сформированности коммуникативных УУД разработана карта наблюдения, подобраны дополнительные диагностики («Рукавички», тест «Мои коммуникативные умения» (разработан Коломиец Ю.Г.), Оценка коммуникативных склонностей (методика КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина)), которые позволяют определить степень проявления ряда показателей, отражающих успешность формирования коммуникативных УУД у младших школьников, сделать выводы о результативности разработанного веб-квеста как средства формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Таким образом, комплект веб-квестов по русскому языку, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса, обладает большими возможностями для формирования коммуникативных УУД, так как направлен на самообучение и самоорганизацию, работу в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль) и умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.

Список использованных источников:

  1. Арчилаева С.Г. Применение веб-квест технологии в современном образовании. URL: https://urok.1sept.ru/articles/671383 (дата обращения 09.10.2021)
  2. Веб-квест «Путешествие в страну Морфология» URL: https://fefilateva02.wixsite.com/webquest 
  3. Национальные исследования качественного образования. URL: https://3566d68a-ee5f-43b1-9673-cda17add336f.filesusr.com/ugd/1a0110_a03aa1d4b4f6411088cf6277de842e27.pdf (дата обращения 09.10.2021)
  4. Организация домашней учебной работы младших школьников / Л. В. Агеева, В. Л. Герус, Н. А. Шелякина [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 414-417.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения 09.10.2021)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка

    Важным качеством современного ученика должно стать умение общаться, убеждать, аргументировать, чему способствует формирование коммуникативных универсальных учебных действий....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в начальной школе. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства ...