"Единый урок "Права человека"
классный час (3 класс)

Ятленко Анастасия Анатольевна

Внекласное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_.doc49 КБ
Office presentation icon 833bccfa25289444f877501d176a24ac.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Права человека.

Цель:   раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с    

              Декларацией а правах ребенка; развивать чувство человеческого достоинства;

              воспитание толерантности, взаимопонимания и равенства.

Оборудование: компьютер;  «Ваши права». Книга для учащихся  начальных классов.    Шабельников Е.С., Каширцева Е.Г. –М.: Вита-Пресс, 2007; памятки для учащихся «Права, которые у меня есть».

Ход урока.

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой.

  Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть немного, но стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш пройдет интересно, слажено, с пользой для всех.

Сообщение темы урока.

На экране – изображение Незнайки и кроссворд.

- Давайте поможем Незнайке стать настоящим учеником – напомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.

1

2

3

4

5

Качество человека, любящего говорить правду  (правдивость).

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).

Антоним существительному  неряшливость (аккуратность).

Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость).

Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность).

- Какое слово выделилось? (право).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?

10 декабря – День прав человека.

- Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

              3. Работа  с толковым словарем.

-  Что такое права человека?

- Давайте прочитаем, как раскрывает значение этого слова толковый словарь Ожегова.

             4. Вводная беседа учителя.

- Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь.  Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

- В США, в городе Нью –Йорке(показываю на глобусе), высится 39-этажное здание, в нем помещается штаб – квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Эта Международная организация основана в 1945 году союзными державами – победительницами (СССР, США, Великобритания и Китай) после окончания Второй мировой войны. Главной целью ООН является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180.

- Вспомните, какие права  человека вам известны?

     1.право пользоваться благами научного прогресса.

     2. право на защиту от посягательств на честь и репутацию.

     3. право на свободу передвижения.

     4. право на жизнь и личную неприкосновенность.

     5. справедливый суд.

     6. право на образование.

     7. свобода мысли, слова.

     8. неприкосновенность имущества.

     9. обоюдное согласие на вступление в брак.

5. Игра «Права литературных героев». 

(по статьям «Всеобщей декларации прав человека»).

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?

«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».

Героиня  какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

Лягушка – путешественница.

В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?

«Золотой ключик, или приключения Буратино».

В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

«Мороз Иванович», «Золушка», «Сказка о попе и его работнике Балде».

Беседа о Декларации прав ребенка, о Конвенции о правах ребенка.

          -    Международные документы о правах человека можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.

Декларация (высказывание) – это рекомендации, не имеет обязательной силы.

Конвенция (договор, соглашение) – это  соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что  «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 принципов, касающихся защиты и благополучия детей.

В 1989 году ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции  ООН  о правах ребенка.

7. Сценка «Чужой телефон».

Выходят две девочки с портфелями – Ира и Оля.

Ира: Ты не пойдешь на физкультуру?

Оля: Нет, я освобождена. (Ира уходит, Оля начинает рисовать.)

Оля: Ой, мне нужен ластик,  а у меня его нет. А возьму –ка я ластик у Иры, ведь ей он сейчас все равно не нужен! ( Оля начинает искать ластик в портфеле, находит сотовый телефон, рассматривает его. В это время входит Ира).

Ира: Почему ты открыла мой портфель и  играешь моим телефоном?

Оля: А что такого, я же ничего не украла, только взяла посмотреть. Разве нельзя?

- На первый взгляд, казалось бы, обычное дело – всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята?

Высказывания детей.

- Это право называется правом собственности, т.е. каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет право по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

8. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

9. Игра «Знатоки прав человека».

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1)

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать  в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту).

Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ст.16, право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию).

Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Ст. 11, незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы;

Ст. 16, право на личную жизнь, семейную жизнь).

   

       10. Заполнение таблицы.

Кроме перечисленных прав, государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания (ст. 37).

- Давайте определим, какого человека мы называем злым, жестоким,  а какого – добрым.

Добрый человек

Злой, жестокий человек

добродушный

грубый

справедливый

агрессивный

заботливый

задиристый

внимательный

хладнокровный

отзывчивый

бездушный

11. Игра «Ладошки»

Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.

12. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вас заставило задуматься?

Раздаю памятки для учащихся «Права, которые у меня есть».

Памятка для учащихся.

У меня есть:

Право на имя, отчество и фамилию;

Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

Право на заботу и воспитание;

Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;

Право на защиту и воспитании;

Право выражать свое мнение;

Право на уважение человеческого достоинства;

Право на защиту своих прав и законных интересов;

Право на личное имущество, на получения содержания от родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши права и обязанности

Слайд 2

Права – это нормы и правила

Слайд 3

Конституция РФ

Слайд 4

Здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (США)

Слайд 5

Всеобщая декларация прав человека(1948г.)

Слайд 6

Конвенция о правах ребёнка (20 ноября 1989г.)

Слайд 7

Статья 1 Статья 1 Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Слайд 8

Статья 6 Статья 6 Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Слайд 9

Статья 7 Статья 7 С момента рождения ребёнок имеет право на имя.

Слайд 10

Статья 13 Статья 13 Каждый ребенок имеет право свободно выражать своё мнение.

Слайд 11

Статья 16 Статья 16 Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища.

Слайд 12

Статья 24 Статья 24 Каждый имеет право на медицинское обслуживание.

Слайд 13

Статья 28 Статья 28 Ребенок имеет право на бесплатное образование.

Слайд 14

Статья 31 Статья31 Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Слайд 15

Статья 32 Статья32 Каждый ребенок имеет право на защиту от эксплуатации.

Слайд 16

Статья 37 Статья37 Ни один ребёнок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания. Ни один ребёнок не может быть лишён свободы незаконным способом.

Слайд 17

Какую статью нарушила лиса?

Слайд 18

Какое право Маши нарушил медведь?

Слайд 19

Какую статью нарушил Карабас- Барабас?

Слайд 20

Какую статью нарушила лиса?

Слайд 21

Какую статью нарушила мачеха ?

Слайд 22

Обязанности Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Слайд 23

Обязанности Уважать права других людей. « Никогда не делай того, что не пожелал бы себе» Конфуций

Слайд 24

Обязанности 2. Хорошо учиться. 3. Беречь природу. 4. Любить Родину, быть патриотом. 5. С уважением относиться к старшим, помогать родителям. 6. Чтить память о погибших людях, защищавших нашу страну, права людей. 7. Не портить памятники.

Слайд 25

Спасибо за внимание! Учитель начальных классов Ятленко А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

Единый всекубанский классный час, 2 класс....

Тест по окружающему миру 4 класс по теме: Человек и единое человество

Тест по окружающему миру 4 класс по теме: Человек и единое человество. Тест состоит из 9 вопросов....

У нас единая планета, у нас единая семья.

Литературно-музыкальная композиция,  посвящённая   Дню народного единства...

У нас единая планета, у нас единая семья

Презентация к литературно-музыкальной композиций,  посвящённой   Дню народного единства...

Единый урок по правам человека

Разработка внеклассного занятия для 5-6 классов на тему "Права человека"...

Единый Всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

Единый Всекубанский классный час. "Судьба и Родина едины!" (1-4 класс)...

Единый Всекубанский классный час «Судьба и Родина едины!» ВОДОЁМЫ КРАЯ.

Единый Всекубанский классный час «Судьба и Родина едины!» ВОДОЁМЫ КРАЯ....