Единый Всекубанский классный час «Судьба и Родина едины!» ВОДОЁМЫ КРАЯ.
план-конспект урока

Шарифуллина Юлия Сергеевна

Единый Всекубанский классный час

 

«Судьба и Родина едины!»

 

ВОДОЁМЫ КРАЯ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_issledovanie_moy.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Единый Всекубанский классный час

«Судьба и Родина едины!»

ВОДОЁМЫ КРАЯ.

Цели урока:

на основе поисковой деятельности учащихся по группам:  

1. Познакомить с водоёмами края;

2. Развивать умения устанавливать  природную связь между водоёмами края, отразив её в схеме; работать с картой;

 - совершенствовать логику рассуждений учащихся, умение выделять сходства, различия, расширять кругозор и словарный запас учащихся

3. Продолжить работу по воспитанию любви к родной природе, чувства гордости за свой край; обратить внимание на красоту и неповторимость родной земли. В ходе урока уделять внимание взаимопомощи, культуре общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  • карта Краснодарского края;
  • аудиозапись журчания ручья и шума моря, морские раковины, фотографии моря, реки Кубань, и др.,

Форма работы: группы по 4 человека, исследование.

Примечание: Так как данная тема содержит очень обширный материал для изучения, целесообразно провести работу в несколько этапов:

1)поисковая деятельность в группах (учитель заранее даёт задание группам учащихся подобать материал, указывая источники, и подготовить сообщения)

3)непосредственно урок - исследование

4)весь собранный учителем и детьми материал оформляется в презентацию

Ход урока:

I. Организационно-психологический момент.

Учитель. Читает загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу, 

И стеклянной быть могу!

- Что это, ребята?

Дети. - Вода

У. -Закройте глазки, сядьте поудобнее и постарайтесь представить то, что вы сейчас услышите. (Включается аудиозапись журчания ручья)

- Какую картину вы представили?

II. Сообщение темы урока.

У. А где в природе содержится вода?

Дети отвечают.

У. Все знают, что вода в жизни человека, в жизни природы играет огромную роль. Без воды не было бы жизни. Вода необходима в промышленности, сельском хозяйстве, в быту.

Водоемы используются для перевозки грузов, ловли рыбы, разведения водоплавающей птицы, отдыха людей. Поэтому реки, озера и другие водоемы должны быть чистыми. Нельзя допускать, чтобы сточные воды заводов, фабрик, ферм, ядохимикаты с полей, а также различный мусор попадали в водоемы. От грязной воды погибают растения, животные, нарушается природное равновесие. Заболевают и люди.

Водоемы бывают естественные и искусственные. К естественным относятся моря, реки, озера, ручьи, плавни, лиманы, созданные самой природой. К искусственным - относятся водохранилища, пруды, каналы, построенные людьми.

У. Мы сегодня поговорим о водоёмах нашего Краснодарского края.

-Как вы думаете их у нас в крае много? Вот мы и проверим.

III. Работа по теме урока.

1.Подготовительный этап урока.

Сейчас, отгадав загадки, вы узнаете названия водоёмов. Нам предстоит выяснить, все ли из названных водоёмов существуют в нашем крае.

(по мере отгадывания загадок на доске появляются таблички с названием отгадок, учитель располагает их в определённом порядке)

1.Он без рук, без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.   (Родник)

2.Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой?  (Ручей)

3.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.  (Река)

4.Шириною широко, глубиною глубоко,

День  и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька, и солона.   (Море)

5.Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.  (Болото)

6.С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт,

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.  (Водопад)

(На доске появляется начало схемы):

     

2. Основной этап урока

У. Обратимся к карте нашего края. Если посмотреть на наш край сверху, он покажется нам полосатым. Почему?

Глядя на карту, дети делают вывод о наличии в крае множества рек.

У. А вы знаете, сколько в нашем крае рек? А  вот  угадайте.

     Это  трёхзначное  число.

                                   Первая  цифра  всех  красивее,

                                   Первая  цифра  всех  счастливее,

                                  Ей  знакомы  дни  недели,

                                  С  радугой  она  дружна.

                                  Мы  её  с  друзьями  спели:

                                  Дружит  с  нотами  она.

                                                       Цифры 2-я  и  3-я – близняшки,

                                                      Похожи  рубашки, похожи  мордашки.

                                                      Они  одинаковы  и  означают,

Что  нет  ничего,

                                           Но  считать  помогают!

                                                              (700)

       У.   - Сколько  рек  у  нас  получилось? (700)  И все они очень разные: спокойные и бурные, неторопливые и быстрые, у каждой свой характер.

   2.1.    У.   Первая группа исследователей «Речники»

1 –ый ученик

Физическая карта Краснодарского края покрыта тонкими извилистыми сини ми жилками. Это показаны каши реки. Одни - горные - бегут быстро, другие - равнинные - текут медленно, спокойно. Горные реки коротки, быстры и текут по глубоким, узким ущельям. Дно и берега рек покрыты галькой. Из рек, впадающих в Черное море, наиболее значительны Мзымта, Сочи, Туапсе, Вулан, Пшада. Летом они обычно мелководны. Но во время дождей и таяния снега превращаются в бурные потоки.

А в северной части Азово-Кубанской равнины в сторону Азовского моря текут степные реки. Наиболее крупные: Кирпили, Бейсуг, Челбас, Сосыка, Ея. У них тихое течение, илистое дно, низкие берега, зачастую поросшие влаголюбивой растительностью (камышом). Большинство степных рек не доходят до Азовского моря, а теряются в приморских лиманах.

В летний период многие реки местами пересыхают, образуя ряд озер. Родники и грунтовые (подпочвенные) воды питают реки. Зимой они замерзают на 1-2 месяца.

2 –ой ученик

Река Кубань - одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом ее считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников горы Эльбрус. Протяженность Кубани - 870 километров. Более 700 километров (среднее и нижнее течение) находится в пределах Краснодарского края. В верховье Кубань неглубока, типичная горная река, стремительно текущая в узкой долине. В среднем и нижнем течении глубина ее значительна, берега пологие, даже низкие. У хутора Тиховского Кубань разделяется на два больших рукава: Кубань и Протоку. Кубань течет мимо станиц Троицкой, Варениковской и вливается в Азовское море близ Темрюка. Река Протока проходит около Славякска-на-Кубани и впадает в Азовское море у поселка Ачуево.

Кубань имеет притоки, все они стекают с северных склонов Большого Кавказа. Среди них - Уруп, Лаба, а также Белая, Пшиш и Псекупс, впадающие в Краснодарское водохранилище, к река Афипс, впадающая в Шапсугское водохранилище.

            В верхнем течении это типичная горная река. Ниже Черкесска долина расширяется и берега становятся пологими. Правый берег более обрывистый, местами поднимается над водой на высоту до 40-50 м. Глубина в низовьях достигает 15 м, верховья мелководны. Грунты в верхнем течении галечные и каменистые, в среднем и нижнем - глинисто-песчаные. В низовьях Кубани широко известны Кубанские лиманы. Замерзает только в среднем течении и не ежегодно. Паводков бывает несколько; наивысший уровень воды наблюдается в июле, наинизший - в феврале. В Кубань впадает много притоков, крупнейший из них - горная река Лаба. Вода мутная, кормность реки средняя. Их проходных рыб в Кубань заходят: осетр, севрюга, шемая, рыбец; из полупроходных (и в Кубанские лиманы): судак, тарань, лещ: постоянно обитающие: щука, плотва, голавль, язь, красноперка, гольян, жерех, линь, подуст, чехонь, пескарь, уклейка, густера, лещ, сазан, карась, окунь, ерш, сом и др.                         

 Занимательный  материал.

Здесь  зашифрованы  названия  многих  рек  Краснодарского  края. Найдите

их  и  обведите. Слова  можно  читать  в  разных  направлениях.

Б

А

К

В

П

Д

У

Р

У

П

Е

О

У

У

Ф

Х

А

Х

К

Н

Й

П

Б

Ю

С

Т

Л

А

Б

А

С

Б

А

Я

С

О

Ч

И

Ю

Ц

У

С

Н

Б

Е

Л

А

Я

Е

Я

Г

П

Ь

Г

П

Ш

А

Д

А

 

(Бейсуг, Кубань, Сочи, Пшада, Ея, Лаба, Уруп)

2.2. Вторая группа исследователей «Моряки»

У.  – Скажите, какой край или область в нашей стране могут похвастаться тем, что у них есть сразу два моря? Только наш!

- Как называются моря, омывающие наш край?

- Более подробно с морями нас познакомит группа исследователей «Моряки».

1 –ый ученик «Азовское море»

Кубань – край двух морей – Азовского и Черного.

Из-за небольшой площади и глубины Азовское море называют большим озером. Экономическое значение Азовского моря очень велико, так как это один из богатейших рыбных бассейнов. Наиболее ценными являются осетровые (белуга, осетр, севрюга), так же есть рыбец, тарань и другие виды рыб. Находящиеся на берегах Азовского моря многочисленные нерестово-выростные хозяйства осуществляют выпуск молоди тарани, осетровых и других ценных видов рыб в море. Вода Азовского моря мало соленая, так как с одной стороны попадают воды Черного моря, а с другой впадают реки Кубань и Дон, несущие пресную воду. Живописные берега и лиманы Азовского моря с птичьими базарами оставляют за собой славу богатого моря. Азовское море меньше Чёрного в 11 раз. Оно очень мелкое. В самых глубоких местах глубина не больше 14 метров.

При продолжительных северо-восточных ветрах Азовское море мелеет, так как много поверхностной воды уносится через Керченский пролив в Черное море.

Азовское море очень богато рыбой. Небольшая глубина и низкая соленость ВОДЫ создают благоприятный режим для сельди, судака, осетровых (севрюги, белуги, осетра) и других пород рыб.

По Азовскому морю также перевозятся различные грузы.


2 –ой ученик «Чёрное море»

Первые упоминания о Черном море относятся к самому началу железного века (3 тысячи лет назад). История открытия и освоения Черного моря отразилась в названиях, которые давали ему древние греки. Вначале они называли его «Понт Аксинский», то есть море «Негостеприимное». Однако, уже в 5 веке до нашей эры историк Геродот считает Черное море самым замечательным и именует его «Понт Эвксинский», что означает «море Гостеприимное» (показ картины «Гостеприимное море»).

Долгое время Черное море вызывало ужас у древнегреческих мореходов, так как побережье Кавказа в мифах тесно связывалось  с краем света: здесь находился вход в подземное царство мертвых - Аид; здесь был прикован к скале легендарный Прометей; сюда за золотым руном ходили в опасный поход аргонавты.(показ рисунков).

Не только мифические, но и реальные опасности ожидали первопроходцев. Все здесь было чужое – течения, ветры, отсутствие островов, частые бури. Туманные берега населяли воинственные племена, греки называли их варварами. Заманивая корабли на скалы, они зажигали ложные огни, а потерпевших кораблекрушение моряков приносили в  жертву своим богам.

Прошли столетия, прежде чем греки научились свободно плавать в водах бурного Черного моря и стали пересекать его в разных направлениях.

          У восточных славян во время Киевской Руси Черное море было известно как Русское море или море Русов.

Чёрное море очень тёплое, не замерзает даже зимой, но неспокойное и бурное. Во время шторма вода там действительно становится чёрной. В Чёрном море очень много рыбы и других морских животных. Но на глубине 200 метров оно заражено сероводородом, и глубоководных рыб там нет. Красота побережья и тёплый климат привлекают сюда людей со всей страны. Здесь построено много санаториев и домов отдыха.

Черное море омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Керченский пролив соединяет Черное море с Азовским  морем (показ по карте).

Площадь Черного моря – 422 тысячи км2. Максимальная глубина – 2245м, средняя- 1271 м. Наибольшая длина моря- 1130 км, ширина- 600 км, длина береговой линии – 4090 км, на долю края приходится около 350 км.

Море относится к числу очень тёплых морей. Летом температура воды может достигать +25 …+28 о, а зимой в центральной части не превышает +6…+8о. В отдельные суровые зимы замерзает прибрежная, мелководная часть. Сохранились исторические сведения о том, что князь Глеб в январе 1068 года измерил по льду длину Керченского пролива.

Черное море влияет на климат. Летом оно умеряет жару, зимой - холод.

Питается Черное море за счет атмосферных осадков и рек, берущих начало на южных склонах Кавказа. Основную массу воды несут такие крупные реки, как Дунай, Днестр, Днепр.

Верхний слой моря менее соленый, нижний – более.

На Черном море случаются сольные штормы , высота волны может достигать 10 м , длина волны – 120 –150 м.

На Черноморском побережье нашего края расположены города Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи  и др.

Массовый героизм проявили новороссийцы в годы Великой Отечественной войны. Рвавшиеся на Кавказ к бакинской нефти гитлеровские войска были остановлены в городе и не смогли продвинуться дальше. Новороссийску  присвоено звание города-героя. Здесь свято хранят память о защитниках  Родины. Ежедневно в Новороссийск прибывают сотни путешественников.

2.3. Третья группа исследователей «Плавни - лиманы»

У.  – О  каких водоёмах мы сегодня еще не говорили?

О лиманах и плавнях нам расскажут группа исследователей «Плавни и лиманы».

1 –ый ученик   - Лиманы

игра  «Доскажи  словечко»

                           Здесь  встречаются  порой

                          Море  со  степной  рекой,

                          Пусть  не  очень  глубоки,

                          Но  богаты  и  щедры,

                          И  туда  идут  на  нерест

                          И  тарань, и осетры …

                          Рыбий  рай, а  не  обман

                          Называется ….(лиман)

Лиманы – это  мелкие  водоёмы, но  вода  в  них  не стоячая, а  живая. В переводе с греческого языка слово «лиман» обозначает озеро, болото, залив.

В  лиманы  несут  свои  воды  многие  степные  реки  Кубани. В  них  попадает  и  морская  вода. Весной, когда  реки  полноводны,  лиманы  пополняются  водой и выглядят как озера. Летом  лиманы  мелеют и больше напоминают болота. Лиман – это  настоящий  рай  для  водоплавающих  птиц и  морских  животных. Сюда идут на нерест (чтобы отложить икру и вырастить потомство) многие рыбы, для них здесь и круглосуточно работающая «столовая».

В  районе  три  лимана – Бейсугский, Кирпильский , Ахтарский .

Лиманы, лиманы, лиманы …

Только  камыш  шумит  на  ветру, да  с  тихим  плеском  уходят  под  воду  нырки. В  лиманах  нерестятся  многие  виды  рыб.

Давайте  посмотрим,  что  же  делается  на  глубине  в  реках  и  лиманах.

Чемпион  здесь  карп, он  водится  везде. У  него  хороший  аппетит , поэтому  он  быстро  растёт . Много  в  реках  сазана , леща  и  ещё  одна  рыба  живет  в  реке :

                        Опасней  всех  в  реке  она!

                        Хитра , прожорлива , сильна ,

                        Притом  такая  злюка!

                       Конечно  это ….(щука).

  В лиманах   встречается  судак, шамайя , рыбец , кефаль .

В  городе  Приморско-Ахтарске  есть  специальный  завод , где  перерабатывают  рыбу ,  которую  ловят  рыбаки  в  лиманах  и  в  море . На  этом заводе   делают  рыбные  консервы .

2 –ой ученик «Плавни»

игра  «Доскажи  словечко»

                             Там  водой  не  освежиться,

                              Не  умыться, не  напиться,

                              Но  концертом  лягушачьим

                              Можно  вдоволь  насладиться.

                              «Тише, - шепчут  камыши, -

                              Дайте  нам  поспать  в  тиши».

                             Но  лягушек  не  унять,

                              Будут  до  утра  орать.

                              Вылезли  на  камни,

                              Разбудили …(плавни).

При впадении в Азовское море степные реки образуют плавни. Это заболоченные земли. Они зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в плавнях пересыхает. И только миллионы лягушек, этих «кубанских соловьёв», перед дождём или по вечерам нарушают тишину своим оглушительным концертом.

Многообразная  жизнь  кипит  в  Приазовских  плавнях. В  жаркий  летний день  стоит  над  ними  комариный  звон, далеко  разносится  кваканье лягушек. На  мелководье, по  топкому  дну, расползлись  бугристые  корневища  рогоза. Эти  корни  служат  пищей  для  четвероногих  обитателей  болот. Издавна  использует  это  растение  и  человек. Из  рогоза  можно  сделать  верёвки.

Здесь  же  плавающими  островками  белеют  кувшинки.

Но  вот  закачалась  плотная  стена  камыша. Это  в  поисках  пищи ходят  кабаны . Всё  идёт  в  их  прожорливый  желудок : сочные  корни рогоза , яйца  водоплавающей  птицы , черви , моллюски .

         Где-то  из  густого  хвоща  показалась  буровато - серая  мордочка  енота.

 Маленькие  ушки  стоят  торчком, под  глазами тёмные  опалины. У  енота  пушистый  хвост  с  чёрно-бурыми  кольцами. Зверёк  нашёл  себе  червя  и   несёт  к  воде, чтобы  ополоснуть. За  это  его  прозвали  енот-полоскун.

         Рядом  в  разводье  быстро  движется  серо-коричневая  спинка  ондатры.

         Мгновение – и  она  уже  под  водой. Питается  ондатра  рыбой, моллюсками, побегами  камыша, корнями  рогоза. Здесь  же  можно  встретить  и  нутрию. Она  тоже  питается  рогозом, любит  водоросли.

Ночью  выходит  на  охоту  норка. Она  ловит  лягушек и  даже  ныряет в  воду  за  рыбой.

Много  в  плавнях  и  пернатых. С  важным  видом  стоят  длинноногие  цапли. Сверкая  чёрным  оперением, неустанно  ныряют  под  воду  прожорливые   бакланы.

Среди  множества  диких  уток, встречаются  гуси  и  лебеди. На

подсохших островках  обитают  выводки  куликов. И  всюду  над  лиманами,  над  береговой  полосой, над  прибрежными  зарослями  камыша с  криком проносятся  белокрылые  чайки. 

У.  – Ребята, в  последние  годы  количество  рыбы  в  лиманах, плавнях  и  море значительно уменьшилось. Это  случилось  потому, что  люди бесконтрольно  её  вылавливали, и  она  не  успевала  размножаться. Сейчас  по  приказу губернатора края  Ткачёва А. Н.  ведётся  строгий  контроль  за  ловлей  рыбы. Рыболовецкая  инспекция  строго  наказывает  браконьеров, которые не  выполняют  закон.

2.4. Четвёртая группа исследователей «Озёра»

У. Есть в нашем крае и озёра. Собирается вода рек, ручейков, родников и даже морей в какой-нибудь впадине - вот и образуются озёра: горные и равнинные, пресные и солёные, глубокие и заболоченные. Каждое озеро неповторимо.

1 –ый ученик

Озера естественного происхождения всегда неповторимые творения природы. В любое время дня и ночи, лета или зимы, в ненастье и солнечный день они прекрасны и удивительны.

Одно из самых красивых и известных за пределами края озеро Абрау, недалеко от города Новороссийска. О нем достаточно написано в краеведческой литературе. Стоит отметить, что это самое крупное пресноводное озеро Краснодарского края. По своим размерам оно превышает знаменитую Рицу. Его длина свыше 2600 м, максимальная ширина 600 м, площадь 1,6 км2. Озеро таит в себе загадки, связанные с происхождением. Одни ученые предполагают, что котловина образовалась в результате карстового провала, другие, что озеро является остатком древнего Киммерийского пресноводного бассейна, третьи связывают это с огромными оползнями.

2 –ый ученик

Одним из самых загадочных озер на Западном Кавказе считается озеро Хуко. Оно расположено на водоразделе Главного Кавказского хребта между бассейнами рек Пшехашха и Шахе. По измерениям Ю.В.Ефремова, площадь водоема 27.500 м2, длина 260 м, ширина 150 м. Максимальная глубина 10 м. Одна из загадок кроется в отсутствии жизни в озере.  Другая - в происхождении водоема.

На берегу озера удобные площадки для палаток, есть дрова. Открывается чудный вид на западный скальный бастион Фишта.

Озеро Хуко является одним из красивейших водоемов нашего края, и у кого есть возможность, посетите его, не пожалеете.

2.5. Пятая группа исследователей «Экологи»

1 –ый ученик

Человек часто безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими – тис, можжевельник. Под особую охрану взяты дельфины. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья создан Сочинский национальный парк (просмотр открыток). Стыдно за людей, которые ради своего минутного удовольствия губят такую красоту.

Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды, бытовой мусор загрязняют море.

3. Правила поведения на водоёмах.

У. - Через несколько месяцев наступит  лето, и многие из вас поедут отдыхать на Черное море. Давайте вспомним меры предосторожности, которые надо соблюдать, находясь на море.

Ответы ребят.

  • Бережно относится к природе.
  • Не оставлять на берегу мусор.
  • Носить головной убор.
  • Купаться только со взрослыми.
  • Не нырять и задерживать дыхание под водой.
  • Не брызгаться и не толкаться в воде.
  • Загорать утром и вечером, когда солнце слабо светит…

У. – На этом наш классный час – исследование закончен. Надеюсь, что вы будете любить окружающую вас природу, беречь и защищать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всекубанский классный час «СУДЬБА И РОДИНА – ЕДИНЫ!»

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край,       своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной жизненной позиции, св...

Единый всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

Единый всекубанский классный час, 2 класс....

Классный час "Судьба и Родина Едины" 2 класс

Задачи:—-осмысление неразрывной связи героических страниц  истории России и Кубани с сегодняшним днем, преемственности поколений;—- развитие интереса и уважения к жизни замечательных людей,...

Классный час "Судьба и Родина едины"

Открытый классный час, посвященный 90-летию со дня рождения земляка, замечательного доктора, ветерана Великой Отечественной войны....

Классный час.«Судьба и Родина едины!»

Материал раскрывает значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;     Знакомит детей с тем, как выращивают и производят хлеб;      узнают о профессиях люд...

Единый Всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

Единый Всекубанский классный час. "Судьба и Родина едины!" (1-4 класс)...