« Дружбой дорожить умей"
материал (1 класс)

« Дружбой дорожить умейте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл php8sc1fa_1-klass-druzhba.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    « Дружбой дорожить умейте»

 (духовно-нравственное направление)

  1. Познавательные:

Познакомить учащихся с понятием «друг», «дружба».

Углублять представление детей о нравственных качествах  человека, как об  неотъемлемом  условии   межличностных отношений  в  человеческом  обществе.

 2. Развивающие:     учащиеся  смогут  научиться:

  • высказывать своё мнение;
  • аргументировать свою точку зрения
  • прогнозировать последствия поступков;
  • участвовать в коллективной деятельности;

3. Воспитательные:      учащиеся смогут  убедиться в:

  • существовании  влияния друзей друг на друга в коллективе;
  • том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

                                           дети получат возможность:

  • глубже осознать, что такое надёжные друзья;

  • расширять знания о дружбе, нравственных качествах личности

  • воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.

Предполагаемый результат: формирование у детей  нравственного  понятия "дружба ", как важнейшего условия    формирования   классного коллектива.

 Оборудование:  ноутбук, запись отрывка из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка», запись песен «Улыбка», «Дружба крепкая не сломается», пословицы о дружбе, книги о дружбе, заготовки для игры «Цветок Дружбы», памятки «Законы дружбы», карточки для игры «Кто с кем дружит», словарь С.И. Ожегова, заготовки лепестков.

Ход занятия:

  1. Мотивация к деятельности.

Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, постарайтесь передать друг другу хорошее настроение.

  1. Просмотр мультфильма.

Начнем наше занятие с просмотра мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка». Я предлагаю вам посмотреть отрывок и подумать, о чем мы сегодня будем говорить.(просмотр мультфильма)

Как вы думаете, о чем мы поговорим?

Мы поговорим с вами о дружбе и друзьях.

         Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества - это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
           Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе, и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники.

Друг- это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.

Друг- это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней.

Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе плохо.

  1. Ромашка.

У вас на партах лежат бумажные ромашки. Возьмите их. Серединка ромашки – это вы. Напишите своё имя. А лепестки – это ваши друзья. Напишите на лепестках имена ваших друзей.(дети выполняют задание под песню «Улыбка»)

Покажите свои ромашки. Очень хорошо. Как много у вас друзей!

  1. Работа со словарем С.И. Ожегова.

А что означает слова «дружба» и «друг». Возьмите словари и найдите значение этих слов.

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даны такие определения слов «дружба» и «друг».

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – человек, который связан с кем-то дружбой.

  1. Работа по теме.

Дружба – одно из самых важных чувств, испытываемых человеком.

Друзья, если они настоящие, - верные спутники нашей жизни. Они иногда бывают ближе, чем родственники. Им можно довериться, поплакаться в жилетку, они никогда не оставят в беде. Когда случается неприятность, не желая расстраивать родителей, особенно если они пожилые и очень за вас волнуются, мы спешим к друзьям, чтобы рассказать о своей проблеме, облегчить душу.

Так поступают взрослые. Но вы – дети и еще только учитесь дружить, выбирать себе друзей, которые, возможно, останутся на всю жизнь. Дружба проверяется годами. Кто-то останется с вами рядом и будет рад всегда подставить вам свое надежное плечо, кто-то разочарует вас, оставит при возникновении малейших проблем. Как сложатся ваши отношения, будет зависеть и от вас, и от вашего друга, потому что дружба – это обязательно взаимодействие людей. И если оба чувствуют духовную связь, необходимость в общении, тянутся друг к другу, стоят друг за друга горой – это и есть настоящая дружба.

  1. Развивающее задание «Собери пословицу» (работа в парах)

 А кто из вас знает,  что такое пословица?  Да, в пословицах заключается народная мудрость. Неслучайно в народе существует огромное количество пословиц на тему дружбы. Я хотела познакомить вас с ними, но кто – то перепутал все слова в пословицах…

Задание называется «Собери пословицу». Каждая пара получает набор полосок, на которых записана часть пословицы. Задача: соединить части пословиц.

Не имей сто рублей – а имей сто друзей.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Нет друга ищи – а нашел – береги.

Дерево живет корнями, - а человек – друзьями.

Дружба не гриб – в лесу не найдешь.

Без друга на душе вьюга.

Старый друг лучше новых двух.

Проверим, правильно вы составили пословицы. Читает каждая пара по очереди. По мере зачитывания, учитель вывешивает на доску  правильно напечатанную пословицу.

Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, повеселиться, погрустить. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Вот и мы сейчас с вами немного поиграем и проверим насколько у вас с вашим другом по парте крепкая дружба.

Физминутка

Раз, два, три, четыре...

Встаньте в круг, друзья, пошире.

Ножки вместе, ручки вбок,

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять.

Громко скажем: «Здравствуй, друг,

Приходи в наш общий круг!»

Улыбнемся веселей,

Стали мы еще дружней!

  1. Игра «Я и мой друг»

Играют здесь парами. Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них (у каждого из вас карточка с ответами). Каждый из вас подчеркивает тот вариант ответа, который ему больше нравится. Пара,  у которой совпадет больше ответов, станет победителем в нашей игре.

Назови свой любимый цвет? (красный, желтый, зеленый)

Что тебе больше нравится? (яблоки, бананы, груши)

Какой из предметов любимый? (математика, чтение, русский язык)

На чём больше любишь кататься? (на коньках, на лыжах, на санках)

Чем больше нравится рисовать? (карандашами, красками, фломастерами)

Какое время года любимое? (зима, весна, осень)

Что больше по вкусу? (торт, шоколад, конфеты)

Какой для вас лучший подарок? (игрушки, книги, одежда)

Какие книги любишь читать? (сказки,  о животных, , фантастику)

Какой бы фильм посмотрел сейчас? (фантастику, сказку, мультики)

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

  1. Законы дружбы.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них. А пока давайте  прочитаем памятку «Законы дружбы».

(Все дети получают памятки «Законы дружбы», читают по 1 закону вслух)

Законы дружбы

  1. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  2. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
  3. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы он относился к тебе.
  4.  Один за всех и все за одного.
  5.  Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  6. Радуйтесь вместе с друзьями.
  7. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
  8.  Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
  9. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  10. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
  11. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

  1. Работа с выставкой книг.

Много книг о дружбе. Читая эти книги, вы приобретете себе еще и литературных друзей.

(показываю книги с рекомендацией прочитать их)

Показ книг с рекомендацией прочитать их:

Л. Воронкова «Солнечный денек», «Подружки идут в школу»;

В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

В. Осеева «Три товарища», «Дождь».

  1. Викторина «Кто с кем дружит»

Возьмите конверт викторина «Кто с кем дружит». Достаньте рисунки сказочных героев и наклейте на лист попарно, ответив таким образом на вопрос «Кто с кем дружи?»

Проверим вашу работу.

Доверчивый Буратино и …(Мальвина)

Мальчик по имени Малыш и …(Карлсон)

Маленький проказник Нильсон и …(домашний гусь Мартин)

«Человеческий детеныш» Маугли и…(грациозная пантера Багира)

  1. Быть другом нелегко. Игра «Комментарий»

Выбирая себе друга, нужно повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные привычки или сторонник здорового образа жизни.

Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба». Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий». На слайде записаны фразы на данную тему. Я читаю первую, желающий из вас комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по этому поводу. Затем ученик,  комментировавший первую фразу читает вторую. Желающие комментируют.

Фразы для комментария

  • Не со всяким человеком хочется дружить.
  • Я думаю, настоящий друг – это тот, кто…
  • Мальчишки не умеют дружить с девчонками!
  • Говорят, друг познается в беде, а не в радости.
  • Друг мой – третье мое плечо.
  1. Игра «Цветок Дружбы»

Ребята, в ваших силах помочь расцвести «цветку Дружбы». Чтобы цветок расцвел необходимо собрать его чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветка в том, что его лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать друг. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи настоящему верному другу.

(отзывчивый,  честный,  ленивый, хитрый, веселый, злой, внимательный, верный, добрый, жадный, обманщик, драчун)

Какой красивый цветок у нас получился! Прочитаем, какими качествами должен обладать настоящий друг.

  1. Итог.

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое настоящая дружба, и кто такой – настоящий друг.

А закончить наше занятие мне хочется словами известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

и исполнить песню о дружбе.

(звучит песня)

         Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская ценностных ориентаций "Дружбой дорожить умейте"

Целью данной работы является формирование условий для создания сплоченного коллектива....

Презентация для классного часа "Дружбой дорожить умейте"

В презентации используются фото класса, песенка "Ты, да я, да мы с тобой"....

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

Разработка классного часа (КТД) "Дружбой дорожить умейте" для 4 класса

Конспект классного часа в форме КТД "Дружбой дорожить умейте" для 4 класса...

ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!

Познакомить детей с правилами дружбы, пока­зать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности, стремлению по­нимать друг друга, научить разделять радости и печа...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

Дружбой дорожить умейте! Игра-урок о товариществе и дружбе.

Даную методическую разработку могут использовать педагоги начальных классов, и воспитатели дошкольных образовательных учреждений....