Формирование мотивации на уроках физической культуры
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Формирование мотивации к обучению – важнейшее условие эффективной реализации ФГОС. В начальной школе проблема актуализации занятий, не включающих игровые моменты, стоит очень остро.

С момента поступления ребенка в школу начинается новая по содержанию и по функциям деятельность - учение. Переход к новому отношению со взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются тем, как дети выполняют свои первые и важные обязанности, получением нового статуса-   статуса ученика. Изменения в социальной сфере, окружающей остановке могут спровоцировать снижение познавательного интереса, присутствует недостаточность сформированности волевой сферы.

В это время формируется мотивация к учению, а также необходимость решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни, которые способствуют изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.

Младший школьный возраст среди других этапов жизни выделяется наименьшей заболеваемостью и наибольшим накоплением сил для перехода к следующему периоду. Продолжается активный рост развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а главное - нервной системы, управляющей сложнейшим из механизмов - человеческим организмом.

Этот возраст благоприятный для развития координационных и кондиционных способностей, выносливости к умеренным нагрузкам и скоростно-силовых качеств. В связи недостаточности развития ЦНС ребенка его организм не способен работать в длительном мышечном напряжении, поэтому у детей быстро наступает утомление. В этот период нельзя допускать переутомление у детей.

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.

Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.

Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в познавательных мотивах, т.е. интерес к занятиям, но могут уже к середине этого возрасте преобразоваться в учебно-познавательные мотивы, т. е. к способам приобретения знаний и мотивы самообразования представлены пока самой простой формой. В первом и втором классах школьники совершают волевые действия, главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями , прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта или определенными упражнениями.

Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: кто – то ходит ради своего физического развития и укрепления здоровья, кто –то ходит ради отметки.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

  • Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).
  • Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным)
  • Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

Первый этап: формирование положительного отношения к физической культуре. С первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.

Второй этап: формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической культурой. На этом этапе задача учителя физкультуры - пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может предположить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку. Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.

Третий этап: осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: запись родителями ребенка в секцию или кружок (туристический, брейк- данс, спортивные танцы и т.д.), либо разучивание на уроке комплекса упражнений, которые ребята будут выполнять дома и самостоятельное составление комплексов.

Четвертый этап: превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников, у них легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности.

В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированные намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой:

- создание комфортной атмосферы;

- индивидуальная работа;

- оценивание за успехи;

- положительные эмоции, доброжелательные отношения;

- контроль за физическим здоровьем;

-связь с родителями;

- систематическое проведение спортивных мероприятий (а также с привлечением родителей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlovskaya_motivatsiya_na_urokah_f-k_v_nachalnoy_shkole.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации на уроках физической культуры

Формирование мотивации к обучению – важнейшее условие эффективной реализации ФГОС. В начальной школе проблема актуализации занятий, не включающих игровые моменты, стоит очень остро.

С момента поступления ребенка в школу начинается новая по содержанию и по функциям деятельность - учение. Переход к новому отношению со взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются тем, как дети выполняют свои первые и важные обязанности, получением нового статуса-   статуса ученика. Изменения в социальной сфере, окружающей остановке могут спровоцировать снижение познавательного интереса, присутствует недостаточность сформированности волевой сферы.

В это время формируется мотивация к учению, а также необходимость решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни, которые способствуют изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.

Младший школьный возраст среди других этапов жизни выделяется наименьшей заболеваемостью и наибольшим накоплением сил для перехода к следующему периоду. Продолжается активный рост развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а главное - нервной системы, управляющей сложнейшим из механизмов - человеческим организмом.

Этот возраст благоприятный для развития координационных и кондиционных способностей, выносливости к умеренным нагрузкам и скоростно-силовых качеств. В связи недостаточности развития ЦНС ребенка его организм не способен работать в длительном мышечном напряжении, поэтому у детей быстро наступает утомление. В этот период нельзя допускать переутомление у детей.

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.

Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.

Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в познавательных мотивах, т.е. интерес к занятиям, но могут уже к середине этого возрасте преобразоваться в учебно-познавательные мотивы, т. е. к способам приобретения знаний и мотивы самообразования представлены пока самой простой формой. В первом и втором классах школьники совершают волевые действия, главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями , прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта или определенными упражнениями.

Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: кто – то ходит ради своего физического развития и укрепления здоровья, кто –то ходит ради отметки.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

  • Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).
  • Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным)
  • Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

Первый этап: формирование положительного отношения к физической культуре. С первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.

Второй этап: формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической культурой. На этом этапе задача учителя физкультуры - пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может предположить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку. Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.

Третий этап: осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: запись родителями ребенка в секцию или кружок (туристический, брейк- данс, спортивные танцы и т.д.), либо разучивание на уроке комплекса упражнений, которые ребята будут выполнять дома и самостоятельное составление комплексов.

Четвертый этап: превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников, у них легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности.

В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированные намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой:

- создание комфортной атмосферы;

- индивидуальная работа;

- оценивание за успехи;

- положительные эмоции, доброжелательные отношения;

- контроль за физическим здоровьем;

-связь с родителями;

- систематическое проведение спортивных мероприятий (а также с привлечением родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Обобщение опыта по теме: "Реализация спортивно-игровых проектов как условие формирования компетентностей на уроках физической культуры в начальной и основной школе"

Использование на уроках физической культуры спортивно-игровых проектов, учебный материал в которых организован в целостную систему и ориентированных на реализацию системно-деятельностного подхода, явл...

Музыка как средство мотивации на уроках физической культуры

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ФОНА  УЧАЩИХСЯ Рябкова Мария Петровна Учитель физической культуры ГБОУ  г...

Доклад: " Формирование УУД на уроках физической культуры в начальных классах"

Доклад: " Формирование УУД на уроках физической культуры в начальных классах"...

«Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников»

Формирование мотивации к занятиям физкультурой у младших школьников...

«Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников с введением новых требований ФГОС».

Особую актуальность в современных условиях в области подготовки подрастающего поколения к жизни приобретает проблема формирования мотивации к учению, в частности к занятиям физической культурой. Приме...

Доклад на тему "Формирование мотивации у обучающихся начальных классов, временно освобожденных от уроков физической культуры посредством разнообразных форм обучения"

Все чаще встает вопрос, как оценивать освобожденных от урока физической культуры детей, после перенесенных заболеваний. Зачастую, родители пытаются оградить ребенка от выполнения физических упражнений...